В Думе предложили усилить наказание за проникновение на объекты силовиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Думе предложили усилить наказание за проникновение на объекты силовиков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Понятия «частная территория» в российском законодательстве нет, но под данным выражением понимается недвижимое имущество, которое зарегистрировано в собственности у физлица или негосударственной организации. В этой роли может выступать жилая квартира, нежилой склад или подвал в многоквартирном доме, надел земли, как с жилыми постройками, так и без них и так далее.

Наступление уголовной ответственности

Уголовная ответственность, налагаемая на правонарушителя при вторжении на объект, находящийся под охраной, наступает в случаях, когда за подобное правонарушение преступник уже привлекался к административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Подвергнутым административному наказанию следует считать лицо, если при установлении ему наказания по статье 4.6 КоАП РФ не прошел 1 год.

Если на охраняемой территории не установлен пропускной режим, самовольное проникновение в эту зону не расценивается как уголовно наказуемое независимо от того, каким способом оно реализовано (обманным или насильственным). При этом преступное действие рассматривается как завершенное, начиная с того момента, когда произошло пересечение пространства, в зоне которого введен специальный режим пропуска.

Другой комментарий к статье 20.17 КоАП РФ

1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Под пропускным режимом следует понимать порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее — имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств.

Основные положения об установлении пропускного режима охраняемого объекта и требования к его соблюдению устанавливаются Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

Наступление уголовной ответственности

Уголовная ответственность, налагаемая на правонарушителя при вторжении на объект, находящийся под охраной, наступает в случаях, когда за подобное правонарушение преступник уже привлекался к административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Подвергнутым административному наказанию следует считать лицо, если при установлении ему наказания по статье 4.6 КоАП РФ не прошел 1 год.

Если на охраняемой территории не установлен пропускной режим, самовольное проникновение в эту зону не расценивается как уголовно наказуемое независимо от того, каким способом оно реализовано (обманным или насильственным). При этом преступное действие рассматривается как завершенное, начиная с того момента, когда произошло пересечение пространства, в зоне которого введен специальный режим пропуска.

Предусмотренные законодательством меры ответственности за нарушение границ объекта под охраной

Проникновение на охраняемую зону лиц, которым законом не предоставлены такие права, в некоторых случаях попадает под нормы Уголовного кодекса РФ. В случаях неоднократного правонарушения за пересечение охраняемой территории виновному лицу грозит:

  • штраф в размере до 500000 руб.;
  • штраф в сумме дохода обвиняемого за 18 месяцев;
  • ограничение свободы сроком до 24 месяцев;
  • заключение на срок до 24 месяцев.

Согласно ч. 2 ст. 215.4 УК РФ более строгое наказание за проникновение на охраняемый объект устанавливается в случаях:

  • совершения противоправных действий организованной группировкой или группой лиц по предварительно спланированному сговору;
  • определения умышленного распространения информации, представляющей государственную тайну.

В таком случае:

  • размер штрафа может доходить до 700000 руб.;
  • сумма штрафа, равная доходу правонарушителя за 24 месяца;
  • заключение сроком до 4 лет.

Меры наступления ответственности за пересечение границы охраняемой территории установлены Федеральным законом от 30.12.2015 №443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях».

Административная ответственность

Так, предлагается за самовольное проникновение на охраняемые объекты наложить штраф от трех до пяти тысяч рублей.

За самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии РФ, МЧС, Службы внешней разведки, органов федеральной службы безопасности, системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, объекты, отнесенные к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки предлагается ввести административный штраф в размере от пяти тысяч до 10 тысяч рублей.

Кроме того, за самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством о ведомственной или государственной охране, а также на важный государственный объект, сооружение на коммуникациях, к специальному грузу, охраняемые войсками Национальной гвардии РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 75 тысяч до 200 тысяч рублей.

Вторым проектом закона часть первую статьи 215.4 Уголовного кодекса РФ дополнить квалифицирующим признаком — важный государственный объект, специальный груз, сооружение на коммуникациях.

Комментарий к ст. «Незаконное проникновение»

Рассматриваемые в статье деяния в первую очередь нарушают положение Конституции. В ст. 25 Основного закона указано, что никто не может проникнуть в жилище вопреки воле лиц, проживающих в нем, кроме как в случаях, установленных федеральным законодательством или по решению суда. В качестве гарантии исполнения этого предписания выступает уголовно-правовая защита, которая предусматривается в комментируемой норме. В прежнем Кодексе присутствовали конкретные запреты. В частности, оговаривались противоправные обыски, выселение и прочие неправомерные действия, которыми нарушается неприкосновенность помещения. Предусмотренная в современном УК ст. «Незаконное проникновение» содержит более широкую формулировку. Она охватывает также и случаи, которые были указаны в прежнем кодексе.

В каких случаях проживание будет незаконным

Читайте: Какие санкции и штрафы грозят за нецелевое использование помещения
Гражданин имеет возможность занимать жилое помещение на основании свидетельства о праве собственности или о наследовании, либо регистрации в нем. Так же он может вселиться как член семьи владельца квартиры. На практике существует несколько ситуаций, когда проживание не имеет законных оснований:

  1. В случае развода, когда собственником является только один из супругов. На основании п. 4 ст. 31 ЖК РФ право пользования помещением не сохраняется за бывшим членом семьи, когда прекращены семейные отношения с владельцем. Если обеспечить себя другим жильем он при сложившихся обстоятельствах пока не может, суд вправе сохранить на некоторый срок возможность находиться в квартире собственника. По окончании этого периода бывший член семьи должен освободить это помещение. Если он этого не сделает, его проживание будет незаконным. При некоторых обстоятельствах эта норма не действует, например, если право пользования квартирой для бывшего члена семьи сохранилось по решению суда или по соглашению между ним и собственником.
  2. Еще одним вариантом прекращения семейных отношений является лишение родительских прав. Если суд посчитает дальнейшее проживание таких граждан с детьми невозможным, то их могут выселить без предоставления другого помещения.
  3. Вселение в квартиру родственников одного из владельцев без согласия второго. Эта ситуация является очень спорной, поскольку на сегодняшний день в законодательстве нет нормы, которая предусматривала бы получение согласия всех собственников на вселение в жилое помещение членов семьи одного из них. Этим пользуются недобросовестные владельцы, размещая в квартире своих родственников. Обращаться в правоохранительные органы не имеет смысла, поскольку эти действия законом не запрещены. При этом наличие посторонних людей значительно осложняет жизнь второго собственника. Выселить незаконно проживающих в квартире граждан можно только по решению суда. До 2010 года судебная практика складывалась неоднозначно, но впоследствии Верховный Суд подтвердил что, получать согласие всех собственников на вселение членов семьи необходимо. Исключение составляют случаи, когда это несовершеннолетний ребенок.
  4. Окончание срока договора при сдаче квартиры в аренду. Если недобросовестные жильцы отказываются освободить квартиру, можно обращаться за помощью к участковому. Для выселения достаточно предъявить договор аренды.
  5. Смена собственника. В случае продажи жилья члены семьи бывшего владельца лишаются права пользования этим помещением и обязаны освободить его. Иногда в договоре купли-продажи предусматривают определенный срок для выезда, чтобы продавец мог забрать свои вещи. Если по истечении этого периода прежний собственник или его родственники жилье не освобождают, то новому владельцу приходится обращаться к помощи правоохранительных органов либо выселять их в судебном порядке.
  6. Проживание без регистрации лиц, которые не являются для собственника родными. Согласно ст. 6 Закона № 5242-1 при переезде гражданин обязан встать на учет по новому месту жительства в течение недели после прибытия. Не нужно это делать только в том случае, когда он прописан в этом же населенном пункте.
  7. Использование квартиры не по назначению, особенно если это мешает соседям. Например, арендаторы не живут в ней, а устраивают там склад или офис, в который приходит много посетителей. В этой ситуации собственник вправе расторгнуть договор аренды и потребовать освободить жилье.

На практике часто встречаются ситуации, когда гражданин фактически переехал по другому адресу, но продолжает занимать помещение, храня там свое имущество. Тогда собственнику так же следует подать иск о выселении.
Во всех перечисленных случаях владелец квартиры имеет возможность обратиться в суд для защиты своих прав и интересов.

Нарушение неприкосновенности жилища: что это — преступление или правонарушение…

В настоящее время Россия стоит на пороге очередной реформы, направленной в сторону гуманизации уголовного законодательства.

Если проанализировать законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», то можно отметить, что основным изменениям будут подвергнуты нормы Раздела VII «Преступления против личности». Предполагается в отношении ряда деяний заменить уголовную ответственность административной, а также в некоторые составы преступлений внести административную преюдицию. Учитывая декриминализацию части 1 статьи 139 УК РФ, КоАП РФ дополняется статьей 5.57 «Незаконное проникновение в жилище».

Представляется, что предпринимаемые в настоящее время попытки реформирования действующего уголовного законодательства являются нецелесообразными и непоследовательными, а следовательно, губительными для отечественной правовой системы.

С одной стороны, Россия ратифицирует ряд международно-правовых документов, в числе которых – Международную Конвенцию «О защите прав и свобод человека и гражданина», что, как следствие, накладывает на нее обязанность обеспечить реальную охрану провозглашенных прав и свобод человека на всей своей территории. А с другой стороны, государство лишает своих граждан действенной правовой защиты основных прав человека и гражданина в виде уголовно-правовых запретов.

Комментарий к ст. 215.4 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественная безопасность в установленной законом сфере функционирования подземных или подводных объектов, охраняемых в соответствии с законодательством РФ ведомственной или государственной охраной. Дополнительный объект — интересы государства в сфере предотвращения угроз распространения сведений, составляющих государственную тайну (ч. 2).

2. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Таким законом является Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне», в соответствии с которым к государственной тайне относятся сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может принести ущерб безопасности и интересам РФ.

3. Объективная сторона преступления выражается в действиях, связанных с незаконным проникновением на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, совершенным неоднократно.

Понятие неоднократности дано в примечании к комментируемой статье, согласно которому проникновение на указанные в настоящей статье объекты признается неоднократным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством РФ порядка лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Исходя из текста Закона под аналогичным деянием следует понимать нарушение пропускного режима охраняемого объекта, за которое административная ответственность установлена ч. 2 ст. 20.17 КоАП, в соответствии с которой наказуемо самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, если это не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 215.4 УК лишь в том случае, если оно совершает административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.17 КоАП, во второй раз и если оно до этого ранее привлекалось к административной ответственности за такое административное правонарушение. Кроме этого необходимо, чтобы ко времени привлечения лица к уголовной ответственности ранее вынесенное судебное постановление о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.17 КоАП, вступило в законную силу. Это следует из требований ч. 2 ст. 1.5 КоАП о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, и ст. 31.1 КоАП, определяющей порядок вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.

Срок, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, установлен ст. 4.6 КоАП, согласно которой лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ведомственная охрана — совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. Ведомственная охрана осуществляет защиту объектов, указанных в ст. 8 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране». Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (см. ст. ст. 1, 8 Федерального закона «О ведомственной охране»).

Государственная охрана — деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасности и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. Охрану и защиту охраняемого объекта органы государственной охраны осуществляют самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности (см. ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране»).

4. Состав преступления формальный, считается оконченным с момента незаконного проникновения на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, совершенного неоднократно. Незаконным проникновением следует признавать действия виновного лица, проникшего самовольно на такой объект, не имея на это права и вопреки установленному законом порядку, с нарушением пропускного режима. Проникновение означает тайное или открытое фактическое вторжение виновного лица на подземный или подводный объект или с помощью различных приспособлений или орудий. Пропускной режим — это комплекс мер, осуществляемых органами ведомственной или государственной охраны самостоятельно или совместно с владельцем (пользователем) охраняемого объекта и связанных с организацией доступа на охраняемый объект, передвижением физических лиц, ТС, проносом, провозом, выносом и вывозом вещей (грузов). Незаконным признается проникновение лишь на подземный или подводный объект, которые и представляют зону охраняемых объектов ведомственной или государственной охраны, т.е. территорию (акваторию), в границах которых в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия пользования.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, совершившее незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, неоднократно, т.е. во второй раз, будучи до этого подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние по вступившему в силу постановлению в период, когда это лицо считается подвергнутым административному наказанию.

7. В ч. 2 комментируемой статьи указаны квалифицирующие признаки, к которым относится то же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35);

б) сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну. Под этим следует понимать совершение виновным лицом наряду с незаконным проникновением на охраняемый объект таких действий, в результате которых создается указанная угроза, напр., составление лицом схемы, зарисовка охраняемого объекта, производство видеозаписи или фотографирование, передача с помощью технических средств какой-либо информации об окружающей обстановке на охраняемом объекте другим лицам, находящимся вне пределов этого объекта, и т.п. Если государственная тайна была фактически распространена, то ответственность может наступать в зависимости от установленных обстоятельств по ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК (см. комментарий к ним).

Штраф лазание по крышам

Уважаемые петербуржцы и гости города! ГКУ «Жилищное агентство Центрального района» напоминает, что крыши МКД и других зданий не предназначены для прогулок по ним.

Крыша является общим домовым имуществом и ее необходимо использовать лишь по ее прямому назначению – она является конструктивной защитой всего дома. На территории России действуют «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. ». Пункт 4.6.1.22 указанных Правил устанавливает, что «находиться на крыше лицам, не имеющим отношения к технической эксплуатации и ремонту здания, запрещается». Следовательно, вход в чердачное помещение и на крышу разрешен только работникам эксплуатационных организаций, занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы.

Квалификация проникновения на охраняемый объект

Нелегальное попадание на территорию, обозначенную зоной специального пропускного режима, квалифицируется как вступление в зону охраняемого объекта. Пересечение границы, обозначенной как охраняемая территория подземных или подводных объектов, также считается незаконным проникновением на территорию охраняемого объекта с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.

К ухищрениям, применяемым нарушителями, относится подделка разрешающей документации. При наличии на охраняемой территории контрольно-пропускного пункта, позволяющего проникнуть на объект, нарушением считается подделка документов, разрешающих проникновение. Наказание за подделку разрешающей документации рассматривается в комплексе со всеми обстоятельствами по делу о пересечении охраняемой зоны.

Законные причины проникновения

Государством установлены правила о законном вторжении в дом на основании предписаний следующими субъектами.

Сотрудники правоохранительных органов. Частное домовладение ими может быть посещено без дозволения в случаях, предусмотренных нормами закона «О полиции».

Так осуществить вторжение в частную собственность по статье 15 можно, когда:

  1. Сотрудник полиции проникает в жилище собственника без согласования с ним в случае выяснения обстоятельств особого происшествия или несчастного случая.
  2. В случае угрозы жизни граждан, находящихся в помещении, а также угрозы порчи или уничтожения недвижимости, или движимого имущества граждан.
  3. В случае наличия ЧС (чрезвычайных ситуаций) и возникших в их связи беспорядках, и погромах.
  4. При наличии оперативной информации о сокрытии там подозреваемых и обвиняемых в преступлении лиц и пресечения преступления по горячим следам.

Таким образом, сотрудники правоохранительных органов имеют самый обширный перечень оснований для законного и беспрепятственного доступа в жилое помещение.

Существует правило, нарушить которое полицейским нельзя – это обращение к гражданам в унижающей достоинство форме.

Пожарные и сотрудники министерства чрезвычайных ситуаций. В случае возгорания или иной сложной бытовой ситуации, которая может быть разрешена только особенными субъектами, необходимо понимать, что их полномочия по несанкционированному попаданию в дом или квартиру обусловлены безотлагательным купированием вреда.

При взломе дверей такими субъектами необходимо знать, что данные действия должны быть зафиксированы:

  • представителями ЖКХ;
  • участковым полиции.

Помещение после «посещения» этими субъектами должно быть опечатано участковым, а представители управляющей компании или ТСЖ должны составить соответствующий акт.

Представители управляющей компании или компаний, обслуживающих ЖКХ. Основания для проникновения в жилье у этой категории субъектов наступает в момент вынесения судом решения о выселении недобросовестных арендаторов жилых помещений. В случае просрочки по всем платежам представители ЖКХ вынуждены обратиться в суд для вынесения постановления о выселении.

Выселяют злостных неплательщиков, дебоширов или тех, кто наносит вред, нарушая целостность жилого помещения при эксплуатации не по назначению и не по условиям договора социального найма (например, сдаёт в аренду под складское помещение или занимается в нем предпринимательской деятельностью).

Проникновение на частную собственность, незаконное проникновение в жилище и вторжение на территорию внутри границ частной собственности: какая ответственность предусмотрена УК РФ

Частным случаем защиты частной собственности со стороны действующего законодательства является закрепление в законе запрета проникать в жилище и находиться там, если это противоречит волеизъявлению проживающего в нем субъекта (ст. 139 УК РФ).

Как указал сам законодатель, противоправное проникновение в жилище и проникновение на частную собственность статья 139 УК РФ не обобщает как единое правонарушение, т. к. в жилище против воли проживающих в нем нельзя вторгаться вне зависимости от форм собственности на такое помещение.

Одновременно с этим проблема противозаконного проникновения на частные территории, не являющиеся по определению УК РФ жилищем, остается открытой. В действиях лица, находящегося или передвигающегося по территории частной собственности, из которых не усматривается умысел на совершение правонарушения (например, хулиганства или хищения имущества), нет состава правонарушения или преступления.

Формулировку «незаконное вторжение в частные владения» и подобные ей нередко используют истцы или податели жалоб в качестве описания отягчающего, по их мнению, обстоятельства совершения правонарушения. Однако в ситуациях, когда речь не идет о противоправном проникновении в жилище, суд обычно не дает оценку данному обстоятельству (например, решение Кумертауского горсуда Республики Башкортостан от 27.04.2015 по делу № 12-59/2015).

Указание на незаконное проникновение в жилище оценивается судом на относимость к предмету спора (например, решение Камышинского горсуда от 15.01.2016 по делу № 2-324/2016).

Состав преступления на основании статьи 139-й

Для суда не принципиально, какой путь избрал нарушитель, чтобы незаконно попасть в чужой дом.

Гражданин мог открыто нарушить границы чужого жилья или сделать это скрытно.

Важно! Кстати, за данное деяние могут принять и внедрение в дом некоторых средств слежения – это камеры, дроны или так называемые «жучки».

Состав преступления относительно рассматриваемого нами деяния представляет следующую картину:

  • в качестве объекта деяния указывают неприкосновенность жилья. Следовательно, преступник должен был проникнуть в дом без согласия либо при наличии доказательств о том, что жильца или хозяина ввели в заблуждения, чтобы войти в его жилье;
  • за объективную сторону деяния принимают активное и корыстное нарушение границ чужого дома, запланированный обман, преследующий эту цель;
  • отвечают перед законом по части первой и второй статьи 139-й исключительно граждане, отдающие себе отчет в своих действиях, возрастом от 16 лет. Если рассматривать часть третью этой же статьи, касающуюся должностных полномочий, то здесь за субъекта преступления тоже можно принять гражданина от 16 лет, однако при этом у него должна быть определенная должность;
  • в качестве субъективной стороны преступления выступает прямой умысел содеянного.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *