Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таджикистан в ЕАЭС: быть или не быть?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Евразийский экономический союз
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Что может производить Таджикистан?
Вступление Таджикистана в ЕАЭС приведет к появлению готового рынка сбыта таджикских товаров, например, России.
Международный центр торговли (МЦТ) на основе данных ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), оценивает нереализованный экспортный потенциал РТ в размере $347,6 млн. При этом рынком с наибольшими перспективами для таджикского экспорта в страны ЕАЭС является Россия, исходя из разницы между фактически экспортируемыми и потенциальными объемами.
По данным МЦТ, для реализации полного экспортного потенциала, Таджикистан может увеличить объем поставок в страны ЕАЭС на $71,5 млн., в том числе примерно на $41 млн. в Россию (в первую очередь, за счет алюминия — $18 млн.) и на $15 млн. в Казахстан (за счет портландцемента — $8 млн.).
Таджикистан может производить также такие товары, как холодильное и морозильное оборудование, алюминиевые прутки и профили, керамические изделия, изделия из цемента, бетона или искусственного камня, зимнюю одежду, деревянные изделия, продукты питания, консервы и молочную продукцию.
«Страны Союза особенно заинтересованы в совместных проектах с Таджикистаном в агропромышленном комплексе и создании необходимой логистики поставок на фоне продовольственных антисанкций и необходимости решения задач по обеспечению продовольственной безопасности ЕАЭС», — говорится в отчете.
Почему Таджикистан не торопится вступить в ЕАЭС?
Относительно издержек Таджикистана от вступления в ЕАЭС авторы отчета недвузначно дают понять, что все проблемы решаемы.
К примеру, они отмечают, что одним из ключевых факторов, препятствующих принятию решения о вступлении Таджикистана в ЕАЭС, является неопределенность относительно того, как изменение таможенных тарифов скажется на внешней торговле РТ.
С одной стороны, по примеру Армении и Кыргызстана, можно ожидать положительного влияния интеграции на взаимную торговлю со странами Союза. С другой — возможно снижение экспортно-импортных потоков в направлении третьих стран, в частности, Китая, Ирана и Турции, из-за увеличения таможенных тарифов в соответствии с действующими в рамках ЕАЭС ставками.
«Анализ применяемых республикой ставок по десяти самым импортируемым товарам из КНР показывает, что при присоединении к ЕАЭС, тарифы по большей части товарных позиций снизятся, в силу того, что Китай входит в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС», — отмечают в ЕАБР.
Таким образом, указывается, что при применении новых тарифов ЕАЭС по отношению к третьим странам, потери поступлений импортных пошлин только в товарообороте с Китаем могут составить около $9,7 млн долл. Компенсировать данные потери возможно увеличением доли РТ при распределении общих поступлений импортных пошлин ЕАЭС, как это произошло в случае с Кыргызстаном. Товары, импортируемые РТ из третьих стран, в отношении которых вступление в Союз приведет к увеличению тарифов, можно заменить товарами из стран ЕАЭС.
Кроме этого, Таджикистан опасается, что после вступления в ЕАЭС, финансовая помощь от стран-доноров сократится.
Но эксперты отмечают, что они не совсем оправданы. Так, на примере того же Кыргызстана и Армении стало понятно, что международные доноры сохранили финансовую поддержку на достаточном уровне и в случае вступления страны в ЕАЭС. Соответственно, риск сокращения финансовой помощи невелик.
Это:
- Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
- Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
- Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
- В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
- Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.
Основные цели Евразийского экономического союза:
- создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
- сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
- модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:
- Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
- Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.
Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.
Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.
В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.
1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.
1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.
1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.
2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
^К началу страницы
С 1 июля 2010 года в составе Белоруссии, Казахстана и России начал работу Таможенный союз.
18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.
19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.
29 мая 2014 года в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Перспективы развития ЕАЭС, в первую очередь, определяются географическим расположением на сухопутных маршрутах доставки грузов из Китая и других азиатских стран в Европу. Глобальный китайский проект «Один пояс и один путь» обещает выгодные контракты на транзитных автомобильных перевозках, а в перспективе — железнодорожных.
Всего около 50 стран в Азии, Европе, Африке и Латинской америке сегодня проявляют интерес к участию в ЕАЭС и желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом в разных сферах внешнеэкономической деятельности.
- Что такое таможенный союз?
- Примеры таможенных союзов
- Таможенный союз Евразийского экономического союза
3.1 Таможенный союз ЕАЭС
3.2 Кто входит в таможенный союз?
3.3 Цели таможенного союза
3.4 История таможенного союза
Заключение союза между странами – это возможность улучшить взаимоотношения, достичь тех или иных целей и получить те или иные экономические выгоды. Не исключением является и Таможенный союз (ТС). Что же это за союз, какие примеры ТС существуют и другое, пробуем сегодня разобраться.
Итак, таможенный союз – межгосударственное соглашение, целью которого является отмена таможенных пошлин во взаимной торговле между государствами-участниками этого соглашения. Также, в рамках ТС, предусматривается создание «единой таможенной территории».
Согласованная в рамках таможенного союза внешняя торговая политики координируется, как правило, созданными странами-участницами межгосударственными органами. Осуществляется это посредством проведении периодических совещаний министров.
С понятием таможенного союза мы разобрались. Теперь рассмотрим примеры таможенных союзов, как действующих, так и бывших.
Германский таможенный союз – ранее существовавший союз немецких государств, в рамках которого были отменены все таможенные преграды. А из взимаемых на границах стран-участников союза пошлин была создана общая касса, доходы которой разделяли между участниками, соответственно числу жителей.
Таможенный союз Европейского союза – ТС из стран участниц ЕС, а также других стран, разделяющих его цели и принципы.
Таможенный союз Евразийского экономического союза – ТС из стран-участниц ЕАЭС.
Южноафриканский таможенный союз – участниками союза являются страны Южной Африки. Является одним из старейших ТС в мире.
Восточноафриканское сообщество (ВАС) – организация, в состав которой входят шесть восточноафриканских стран (Кения, Бурунди, Танзания, Руанда, Южный Судан и Уганда).
Андское сообщество наций – содружество стран Латинской Америки, целью которого является ускорение роста экономик стран-участниц, их развитие посредством социально экономического сотрудничества, а также создание общего латиноамериканского рынка.
Меркосур – политическое и экономическое соглашение между некоторыми странами Южной Америки, целью которого является содействие гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников, а также – свободной торговле.
Как видим примеров ТС достаточно. Ибо многие страны стремятся получить взаимную выгоду в рамках тех или иных соглашений.
Содружества или союзы заключаются в тех случаях, когда его участники преследую общие цели. Какие же цели поставлены в рамках создания Таможенного союза ЕАЭС?
Основной целью ТС является увеличение рынков сбыта товаров и услуг, которые производятся членами ТС. Также страны-участники заинтересованы в защите внутреннего рынка ТС, создании оптимальных условий для производства и реализации своей продукции.
-
Расчет, ставки, порядок уплаты утилизационного сбора
-
Системы налогообложения в Беларуси
-
Схема, нормативные значения собственного капитала
-
Яндекс деньги: регистрация, пополнение, снятие денег с кошелька
-
Электронные кошельки и деньги в Беларуси
-
Электронная цифровая подпись: возможности, получение
-
Экологический налог: ставки, субъекты, объекты налогообложения
-
Какие виды субсидий можно оформить в Беларуси
-
Пенсия по потере кормильца: виды, размеры, надбавки
-
Необычные налоги в Беларуси: какие есть и какие могли быть
-
Как рассчитываются и начисляются отпускные? Виды отпусков
-
Выход на пенсию в Беларуси: возраст, начисление
-
Что такое овердрафт на карту?
-
Как оплатить коммунальные услуги через интернет
-
Как и сколько стоит оформить паспорт Республики Беларусь
-
Как выбрать и пользоваться банковской картой
-
Как оформить кредит на потребительские нужды
-
Подоходный налог: ставки, вычеты, уплата
-
Как выбрать РКО для ИП, юридических лиц
-
Налог на добавленную стоимость: ставки, расчет, возврат
-
Налог на прибыль в Беларуси: ставки, формула расчета
-
Сроки подачи налоговой декларации в Беларуси
-
Как оформить кредитную карту и пользоваться грейс периодом
-
Кредиты молодым специалистам и молодым семьям: правила оформления
-
Регистрация, пополнение и функционал QIWI кошелька
-
Правила и стоимость страхования КАСКО
-
Как выгодно оформить ипотеку в Беларуси
-
Единый налог в Беларуси: ставки, расчеты, сроки уплаты
Евразийский экономический союз
Основная статья: Цифровая повестка ЕАЭС
Евразийский экономический союз активно развивает проекты в сфере интеграции информационных систем и развития цифровой повестки. Подробнее см. ИТ-проекты ЕАЭС.
В начале февраля 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин анонсировал создание приложения «Работа в ЕАЭС», которая поможет с поиском работы в государствах Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия). Подробнее здесь.
Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китаем подписано в мае 2018 года в ходе Астанинского экономического форума, который проходит в четверг в столице Казахстана, передает корреспондент РИА Новости.
По данным пресс-службы ЕЭК, что ЕАЭС и Китай вели переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в течение последних двух лет. Достигнуты договоренности по широкоформатному и отраслевому сотрудничеству. Соглашение задаёт высокий стандарт регулирования в различных сферах, включая защиту и охрану прав интеллектуальной собственности.
Ранее министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов заявил, что «соглашение носит непреференциальный характер и не предусматривает отмены пошлин или автоматического снижения нетарифных барьеров».
В январе 2015 года в Евразийский экономический союз вошли республика Беларусь, республика Казахстан, Российская Федерация и республика Армения. В августе того же года к ним присоединилась Кыргызская Республика.
Вопрос цифровой экономической трансформации в рамках ЕАЭС был поднят уже в первый год существования межгосударственного объединения. Так, 18 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Деловом форуме Шанхайской организации сотрудничества министр ЕЭК Карине Минасян обозначила новое направление для сотрудничества — развитие цифрового пространства государств ЕАЭС и ШОС, так называемой цифровой экономики.
- Евразийская экономическая комиссияВыбранный в данный момент
- Комиссия
- Деятельность
- Научно-технический совет
- Консультативные органы
- Новости и события
- Поиск
- Евразийская экономическая комиссия
В 2020 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:
- Республика Армения (с 2020 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2020 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Россия | Казахстан | Беларусь | Кыргызстан | Армения |
85,33% | 7,11% | 4,55% | 1,9% | 1,11% |
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).
Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.
Чтобы этого добиться, предполагалось:
- отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
- ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
- принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.
Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
Сегодня Таджикистан стал полноправным членом Таможенного Союза.. Новости. Первый канал
- В Кремле прошло заседание Межгосударственного Совета стран-членов Таможенного союза и Таджикистана.
- Борис Ельцин открывая эту встречу заявил, что результатом сотрудничества стран Таможенного союза стало то, что не смотря на экономические трудности, удалось не допустить резкого сокращения взаимной торговли.
- Приветствуя в Кремле президентов Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Киргизии, а также Таджикистана президент РФ заметил, что » стало хорошей традицией начинать заседания Межгосударственного совета со встречи в узком составе».
- Борис Ельцин отметил, что «в силу ряда причин» мы не собирались с апреля прошлого года, поэтому тем для обсуждения накопилось немало.
Часом раньше в Кремле прошло заседание глав правительств стран Таможенного союза. Заседание глав правительств открыл российский премьер-министр Евгений Примаков.
Сегодня к «четверке» Таможенного союза присоединится Таджикистан, и четверка стран окончательно преобразуется в пятерку.
По словам Евгения Примакова, сначала создание полноценного Таможенного союза было сформулировано как политическая цель, но очень скоро на первый план вышли чисто экономические задачи. В первую очередь их и будет решать пятерка. Российский премьер-министр выразил надежду, что очередное заседание глав правительств СНГ пройдет, как обычно, конструктивно.
Таджикистан и ЕАЭС: преимущества при любом раскладе
- С 2015 года в Таджикистане идет процесс рассмотрения целесообразности вступления в ЕАЭС. О выгодах и перспективах, которые получит республика после вступления в организацию — читайте в материале
- Александр Караваев, научный сотрудник Института экономики РАН – для Sputnik Таджикистан
- Границы макроэкономического влияния Евразийского экономического союза придвигаются непосредственно к Таджикистану.
На этой неделе Минэкономики Узбекистана опубликовало важный концептуальный документ посткаримовской эпохи – Концепцию комплексного социально-экономического развития республики до 2030 года. Согласно документу, Узбекистан планирует до конца 2021 года подписать соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
На втором этапе (2022-2025 годы) предполагается изучение вопроса о вхождении страны в ЕАЭС и Всемирную торговую организацию (ВТО). Также на этот период Ташкентом запланированы либерализация торговой политики и экспорта, пересмотр нетарифных тарифов и приведение их в соответствие с соглашениями и нормами ВТО.
В связи с этим становится очевидно, что границы макроэкономического влияния ЕАЭС непосредственно придвигаются к Таджикистану.
Весь регион идет в ногу
Напомним, что с октября вступают в силу правила ЗСТ между зоной ЕАЭС и Ираном, являющимся историческим другом, важнейшим донором Таджикистана. Евразийское объединение снизило импортные пошлины для Ирана по 502 позициям. Это касается наиболее востребованных товаров на постсоветском пространстве. В сфере продовольствия – фисташки, финики, инжир, изюм, креветки.
А также посуда, бытовая химия и ковры. Иран, в свою очередь, снизит пошлины по 864 товарам. Уже понятно, что страны ЕАЭС увеличат экспорт медикаментов, продукции химии, бумаги, текстиля, продукции сталелитейной промышленности, различных видов механического и электрического оборудования, автомобилей.
Прием, что важно для Таджикистана, это происходит на фоне стягивания торгово-экономического ядра вокруг ЕАЭС. Россия – главный торговый партнер республики, это известно даже школьнику. Но заметное влияние оказывает и Казахстан (товарооборот двух стран растет от года в год и достиг 700 млн долларов).
В прошлом году, после визита президента РУз Мирзиёева в Душанбе, в рамках новой повестки с президентом Рахмоном было подписано 27 соглашений в различных сферах, включая соглашение о снятии визового режима.
Естественно, оно будет влиять на развитие предпринимательской активности в регионе. Также продвинулись в параметрах эксплуатации Рогунской ГЭС. В целом Узбекистан достаточно активно возобновил деятельность на таджикском направлении: открывается новое посольство, растет число делегаций различных министерств и ведомств, укрепляются отношения в рамках совместных бизнес-проектов.
Ситуация может кардинально измениться
Поэтому разговор о формализации взаимодействия Таджикистана с ЕАЭС уже не является отвлеченным. В перспективе нескольких лет ситуация с условиями допуска компаний из третьих стран и режимов взаимодействия между ЕАЭС и другими государствами может измениться кардинально.
- Недавнее назначение такой знаковой для евразийской стратегии фигуры как академик Сергей Глазьев на пост министра по интеграции и макроэкономике ЕАЭС (вместо Татьяны Валовой) тоже сигнализирует о подобном развитии событий.
- Другое дело, что, конечно, в условиях сохранения режима ЗСТ СНГ (в которую входит Таджикистан) и сетки двусторонних соглашений между Таджикистаном и его основными торговыми партнерами (Россия, Казахстан, Узбекистан), а также заинтересованности в сохранении Таджикистана в орбите постсоветского притяжения, трудно себе представить, что Душанбе окажется в условиях экономической сегрегации.
- Но, с другой стороны, нужно понимать, что если преимущества при конкретных проектах взаимодействия будут отдаваться членам ЕАЭС и странам из ЗСТ ЕАЭС, то возможна ситуация потери для Душанбе реальных выгодных перспектив по конкретным проектам.
- В частности, если на сегодняшний день есть гарантии Астаны и Ташкента о снятии барьеров в плане транзита таджикских товаров в РФ, то в дальнейшей перспективе, без специальных соглашений с ЕАЭС, таковой ясности не будет.
- Преимуществ много, рисков нет
- Имеет смысл провести комплексный анализ преимуществ и рисков, которые дает постепенное сближение Таджикистана с ЕАЭС – как в формате ЗСТ, так и в рамках пошаговой гармонизации на пути полноценного членства в организации. Это:
– Возможность коллективных инфраструктурных инвестиций. Таджикистан может стать регионом более активного взаимодействия ЕАБР (Евразийского банка развития) и Азиатского банка, включая приход российских инфраструктурных банков. Косвенно это будет страховать от избытка китайского предложения в сфере долгосрочных госкредитов, будет способствовать выравниванию дисбалансов.
– Рост показателей в международных рейтингах. Таджикистан уже вошел в ТОП-20 стран-реформаторов в очередном рейтинге Всемирного Банка Doing Business 2020. Однако, как показала практика, членство в ЕАЭС усиливает тенденции продвижения вверх по данной шкале, благодаря обмену позитивным опытом в сфере административного управления и реформ исполнительной власти, оказывающей услуги населению.
– Проекты промышленной модернизации в рамках ЕАЭС. Многие аналитики сходятся в прогнозах, что в текущем и следующем году рост экономики Таджикистана составит порядка 7%. Это очень приличный показатель.