Транспортная накладная с 1 сентября 2022 года: что изменилось

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортная накладная с 1 сентября 2022 года: что изменилось». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.

Что такое электронная транспортная накладная

Электронная транспортная накладная — аналог бумажной версии документа. Она выполняет те же функции — подтверждает расходы на доставку груза.

Форма утверждена в приложении № 4 постановления правительства № 2200 от 21 декабря 2020.

В электронный формат также переводят заказ наряд и сопроводительную ведомость. В планах — ввести электронные путевые листы.

ЭТрН состоит из четырех обязательных файлов обмена. Их также называют титулами или разделами:

  • Погрузка. Часть с данными о сторонах перевозки, условиями договора, сведениями о водителе, грузе и сопроводительных документах подписывает грузоотправитель. А часть о состоянии груза на его приеме к перевозке — перевозчик.
  • Выгрузка. Файл с данными о приеме товара от перевозчика и состоянии груза подписывает грузополучатель, а данные о сдаче — перевозчик.

Как происходит обмен ЭТрН?

Всё достаточно просто:

  1. Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.

  2. Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).

  3. Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.

  4. Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.

  5. Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.

Кто составляет транспортную накладную?

Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

23. Оформление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.

До 1 марта 2022 года в Постановлении Правительства было прямо указано, что по умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).

В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).

С 1 марта 2022 года подобных указаний в нормативном документе нет, то есть транспортная накладная может быть составлена любым участником перевозки.

Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.

28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 8 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.

70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест и (или) информирует об отказе принять груз с обоснованием причин (при наличии). Перевозчик (водитель) вносит оговорки и замечания (при наличии) о дате и времени прибытия или убытия, о состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования, о массе груза и количестве грузовых мест.

Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносят данные и водитель, и грузополучатель.

Порядок, правила заполнения ТТН и образец

Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

Пошаговый инструктаж:

  1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
  2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
  3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
  4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
  5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

Важно при составлении соблюдать правила оформления транспортной накладной. Наличие каких-либо ошибок может сделать документ недействительным. При этом правительство внесло ряд изменений в транспортную накладную в 2023 году, которые также нужно учитывать при оформлении.

Порядок и инструкция по заполнению ТН указаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 ПДД РФ» от 21.12.2020.

Далее мы предлагаем ознакомиться с основными правилами заполнения транспортной накладной по пунктам:

  • грузоотправителем заполняются пункты «Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Сопроводительные документы», «Указания грузоотправителя», «Наименование груза», «Прием груза» и часть отправителя в разделе «Дата составления и подписи сторон»;
  • грузоперевозчиком заполняются пункты «Условия перевозки» (только после согласования с отправителем), «Перевозчик», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета», «Транспортное средство», «Прочие условия» (при их наличии) и часть перевозчика в разделе «Дата составления и подписи сторон»;
  • грузополучатель заполняет пункт «Сдача груза»;
  • в разделе «Прочие условия» можно указать маршрут следования, если это необходимо, также дату, номер и срок действия специального разрешения, если оно есть;
  • перевозчик имеет право в разделе «Оговорки и замечания» делать пометки о состоянии груза, тары, опломбирования, изменении условий перевозки и т.д.
  • в разделе «Указания грузоотправителя» нужно указать ценность груза в размере его стоимости;
  • в документе не должно быть пустых полей, если отсутствуют записи в каком-либо пункте, это обозначается прочерком;
  • если в разделе «Условия перевозки» нет записей, применяются те условия, которые указаны в общих правилах перевозки грузов;
  • пункт о грузе должна включать сведения обо всех партиях, которые перевозятся одним и тем же транспортом;
  • допускаются исправления в накладной, они обязательно должны быть заверены подписями грузоперевозчика и отправителя (обязательно указываются фамилии и инициалы подписавшихся), а рядом должны стоять слово «Исправлено» и дата исправления;
  • не обязательно ставить печать, а вот подпись нужна отправителя, транспортной компании, водителя и получателя.

Формат и порядок формирования электронной транспортной накладной

С 1 марта 2022 года электронные транспортные накладные (ЭТН), которые оформлены по Приказу ФНС от 09.12.2021 г. № ЕД-7-26/1065, имеют юридическую силу. На основании этого же приказа регламентированы форматы электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда.

На данный момент не обязательно их применять, но в дальнейшем в планах Минтранса перевести все перевозочные документы в электронный вид.

С 1 сентября 2022 года начнут действовать и другие документы, которые на данный момент только рассматриваются. В частности, к ним относятся:

  • Постановление Правительства «Об утверждении Правил информационного взаимодействия при передаче электронных перевозочных документов и получении доступа к ним»;
  • Постановление Правительства с изменениями в Постановление от 06.07.2015 г. № 676;
  • Приказ Минтранса «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов (ИС ЭПД)»;
  • Приказ Минтранса «О вводе ГИС ЭПД в эксплуатацию».

Подписание электронной транспортной накладной

Транспортную накладную подписывают три субъекта (пп. 4 п. 3 Постановления Правительства от 30.11.2021 г. № 2116):

  1. грузоотправитель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения);
  2. перевозчик (водитель);
  3. грузополучатель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения).

Если имеется договор транспортной экспедиции, то от лица грузополучателя электронную транспортную накладную подписывают:

  • экспедитор, принявший груз во владение. Одновременно нужно поставить отметку — «Является экспедитором»;
  • заказчик услуг по транспортировке (грузовладелец), когда экспедитор не принял груз во владение, в т.ч. когда заказчик транспортировки самостоятельно погрузил товар.

Отличия новой ТН от прежней

Перечислим основные отличия новой ТН от прежней формы:

  • в разделах 1, 1а, 2 и 6 при указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные (в остальном порядок заполнения прежний;
  • в разделах 4, 9, 11 и 12 появилась оговорка о том, что их заполнение производится при необходимости (при наличии);
  • в разделе 5 нужно указывать дополнительные сведения (маршрут перевозки, дату и время доставки груза, контактные данные лиц, по указанию которых может происходить переадресовка), а сведения о характеристике транспортного средства в данном разделе указывать не нужно — эту информацию требуется отражать в заказе (заявке) на перевозку грузов;
  • в разделе 7 добавили тип владения «совместная собственность супругов», а также набор новых сведений: реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга) и реквизиты спецразрешения и маршрут движения для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз;
  • в разделе 8 нужно будет указывать новые данные: реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия, а также наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним;
  • в разделе 10 появится новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д.

Еще об одном важном изменении в форме новой ТН подробнее расскажем в следующем разделе.

Особые случаи перевозок

В некоторые случаях необходимые особые документы на перевозку грузов автомобильным транспортом. К ним относятся следующие официальные бумаги:

  1. Удостоверение, подтверждающее право компании перевозить крупногабаритные или опасные грузы.
  2. Свидетельство, указывающие на подготовительный процесс водителя к осуществлению работы по перевозке опасных грузов. В нем совокупный водительский стаж должен превышать три года без прерывания данной трудовой деятельности. Если у водителя нет соответствующего опыта, собранные и оформленные документы по перевозке грузов не имеют значения.
  3. Сертификат, подтверждающий безопасность и качественные характеристики упаковки груза.
  4. Специальный опознавательный знак об опасном грузе.
  5. Свидетельство, подтверждающее подготовку транспортного средства к осуществлению перевозки опасных грузов.
  6. Предварительно созданный маршрутный лист с периодом разрешения транспортировки.
  7. Телефонные номера и адреса всех лиц, касающихся перевозки данных представляющих опасность грузов.
  8. Специально разработанный путевой лист, в котором обозначен номер опасности груза в соответствии со стандартами ООН.

Товарно-транспортная накладная использовалась задолго до внедрения в оборот товарной накладной. Один документ дополняет другой, в то же время каждый является самостоятельной бумагой.

Товарно — транспортная накладная:

  • Составляется для контроля процесса товародвижения между производителем и получателем.
  • При наличии ТТН законность транспортировки не вызывает сомнений у сотрудников дорожной службы.
  • ТТН — основа для оплаты услуг перевозки.
  • Документ содержит сведения о перевозимом товаре (товарный раздел) и информацию о транспортировочном процессе (транспортный раздел). В случае возникновения изменений, коррективы вносятся перевозчиком.
  • Составляется в обязательном порядке в четырех экземплярах, чтобы обеспечить контроль проведения списания, оприходования и расчетов с поставщиком.

Транспортная накладная:

  • Гарантирует легальность перевозки.
  • ТН — основание для составления договора.
  • Существует только транспортный раздел, в который вносятся сведения как обо всех участниках соглашения, так и о товаре и этапах поездки.
  • Не содержит информации о сторонах соглашения, только сведения о компании — перевозчике.
  • Отсутствуют платежные реквизиты плательщика (номер счета, адрес, полное наименование организации).
  • Прописываются критерии грузоотправителя к: автомобилю, таре, условиям перевозки, температурному режиму, типу упаковки, а также к состоянию, в котором должен прибыть груз к покупателю.
  • Присутствуют данные об используемой таре, количеству грузовых мест, габаритах товара и маркировке.
  • Является гарантом оплаты, в случае правильного заполнения.
  • Подчеркивает, что произведены затраты на автомобильную перевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования и/или списания товарно-материальных ценностей, так как не содержит информации о стоимости товара в единичном экземпляре и общем объеме.
  • Составляется в трех экземплярах — перевозчику, отправителю и получателю В случаях, когда поставщик и перевозчик — одно лицо, все равно при получении отдается два экземпляра.

Порядок заполнения по разделам

Бланк состоит из 17 разделов:

1. Указываются данные о грузоотправителе: наименование, адрес, банковские реквизиты, полное наименование, адрес места нахождения, номер телефона.

2. Указываются те же данные, но о грузополучателе (повторим: наименование, адрес, банковские реквизиты, полное наименование, адрес места нахождения, номер телефона — см. образец).

3. Фиксируется наименование отправляемого груза, его состояние и другая необходимая информация о грузе, количество мест и масса нетто или брутто, размеры.

4. Указываются сопроводительные документы на груз. Это могут быть товарораспорядительные документы, различные сертификаты, паспорта, удостоверения, разрешения и т.п. Напрмер, как показано на образце, товарная накладная и паспорта качества.

5. При необходимости вписываются особые требования к грузоперевозке: параметры транспортного средства, сведения о запорно-пломбировочных устройствах, объявленная стоимость (ценность) груза, необходимая температура, объем и т.п.

6. Сведения о приеме груза к погрузке (адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние — см. образец). Ставятся подписи водителя и грузоотправителя с расшифровкой подписи и указанием должности.

7. Сведения о сдаче груза к выгрузке (адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние). Ставятся подписи водителя и грузополучателя с расшифровкой подписи и указанием должности.

8. Условия перевозки. Вносят или выбирают из представленных, особые условия перевозки или временного складского хранения, сведения о предусмотренных договором перевозки штрафных санкциях.

9. Указывается информация о принятии заказа (заявки) к исполнению.

10. Вносятся данные о перевозчике: наименование и адрес места нахождения, номер телефона, ФИО и номер телефона водителя.

11. Вносится информация о транспортном средстве: количество, тип, марка, грузоподъемность, регистрационные номера.

12. Заполняются перевозчиком данные о фактическом состоянии груза, упаковке при его загрузке и при отгрузке, возможных изменениях условий перевозки при движении.

13. Прочие условия указываются при необходимости: при перевозке опасных, температурных, негабаритных грузов; фиксируется режим труда и отдыха водителя в пути следования.

14. Заполняется, если изменилось место доставки груза.

15. Отражается стоимость услуг грузоперевозки, порядок расчета и размер провозной платы, расходы перевозчика, предъявляемые грузоотправителю. Также указывается полное наименование организации плательщика (грузоотправителя), адрес, банковские реквизиты организации плательщика (грузоотправителя).

16. Проставляется дата составления, подписи сторон (грузоотправителя и перевозчика).

17. Сюда можно вписать нарушения при осуществлении грузоперевозки и претензии со стороны грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика.

Электронная транспортная накладная 2021 обладает следующими преимуществами:

  • Ускоренным обменом документами между участниками перевозки (это положительно сказывается на учете и расчете налогов, а также снижает сроки оплаты услуг, что ведет к увеличению грузооборота);
  • Наличием возможности работать с документами в любом месте, где есть доступ к сети Интернет;
  • Оперативным внесением исправлений (нет необходимости повторно отправлять корректный бумажный документ);
  • Отсутствием риска потери или порчи;
  • Снижением расходов на аренду или обслуживание помещений по причине отсутствия необходимости в хранении бумажных носителей информации.

Развитие электронного документооборота

  • В статье говорим о том, как организациям применять ЭТрН, однако все положения в полной мере относятся и к ИП.
  • Помимо транспортной накладной в электронном виде можно составлять такие перевозочные документы как заказ-наряд, сопроводительную ведомость. Но они не имеют широкого распространения, поэтому в статье рассмотрим только ЭТрН.

ЭТрН, как и многие другие документы, появились в рамках Концепции развития электронного документооборота (утв. Решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, протокол от 25. 12. 2020 года № 34). Цель концепции — определить пути и способы цифровизации документооборота в России.

Переход на электронный документооборот выгоден как бизнесу, так и государству: ускоряются все бизнес-процессы, снижаются расходы, прежде всего на бумагу, уменьшаются ошибки, так как участие человека минимизируется. Государству проще исполнять свои функции, в частности, по налоговому администрированию. За счет «прозрачности» деятельности хозяйствующих субъектов устанавливаютсяправила равной конкуренции.

Концепция предполагает, что в России в цифровом виде будут:

  • до конца 2024 года — составляться 95 % счетов-фактур и 70 % транспортных и товарных накладных;
  • ежегодно — увеличиваться не менее, чем на 20 % количество электронных документов, направляемых организациями друг другу,
  • каждый год — на 10 % снижаться количество истребуемых налоговиками документов.

Первая часть формы предусматривает внесение следующей информации:

  • Объёмы груза;
  • Наименование товара;
  • Параметры и характеристики продукции;
  • Информация об отправителе и грузополучателе.

За счёт этой части применяемая при грузоперевозках ТТН даёт основания, чтобы списать отправляемый груз со склада грузоотправителя, а также подтвердить прибытие к получателю. Потому эту часть документа называют товарной. Вторая часть уже является транспортной. Здесь вносится информация следующая информация:

  • Информация о перевозке;
  • Транспортной компании;
  • Водителе;
  • Марке используемого автомобиля;
  • Километраже доставки;
  • Времени перевозки;
  • Товаре и пр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *