Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовное наказание за незаконное хранение оружия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Комментарий к ст. 20.10 КоАП
1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере оборота оружия.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выражается в незаконном изготовлении, продаже пневматического оружия или передаче пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел.
Необходимо обратить внимание на то, что незаконное изготовление огнестрельного, газового и холодного оружия квалифицируется по нормам УК РФ.
3. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
5. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями.
Административная ответственность
Статьей 20.8 КОАП РФ предусмотрена ответственность должностных и юридических лиц за:
- нарушение требований закона о производстве, продаже, уничтожения или учета оружия и патронов к нему (наказание – штраф до 500000 рублей);
- существенное нарушение лицензионных требований при производстве предметов обороны (наказание — дисквалификация должностных лиц до одного года, приостановлении работы юрлица до 60 суток);
- нарушение процедуры выдачи подтверждения о прохождении обучения, проверки знаний безопасного обращения с оружием или медицинского разрешения на ношение и хранение (наказание — дисквалификация должностных лиц до одного года, штраф до 50000 рублей).
Чаще всего по ст. 20.8 КОАП РФ привлекаются сотрудники оружейных магазинов, в которых граждане могут совершить покупку. Работают эти организации строго по лицензии, любое нарушение процедуры продажи, учета или хранения оружия или боеприпасов влечет довольно жесткие меры. Также нередко объектами проверки со стороны правоохранительных органов становятся медицинские организации, которые предлагают услуги по выдаче заключений комиссии о состоянии здоровья будущего владельца ружья.
Но не только должностные или юридические лица могут привлечены по КОАП РФ за нарушения, связанные с оборотом оружия. Этой же статьей (частями 4-6) предусмотрена и ответственность граждан за:
- нарушение правил хранения, ношения или уничтожения — не следует путать с незаконным хранением, ношением и т.д. Нарушения правил хранения или ношения могут заключаться, к примеру, в отсутствии сейфа в доме вообще или в отсутствии в нем запирающего устройства. При этом ружье, хранящееся с такими нарушениями законодательства, было приобретено по всем правилам и по разрешению;
- ношение оружия лицом, которое находится в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). Для ответственности по данной норме КОАП РФ следует установить факт употребления гражданином алкогольных напитков или запрещенных наркотических (психотропных) веществ, должно быть проведено медицинское освидетельствование;
- аналогичное правонарушение при отказе пройти освидетельствование;
- правонарушения, касающиеся правил оружейного коллекционирования;
- незаконный оборот травматического или огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия — приобретение, хранение, ношение, передача, перевозка, продажа (другие формы сбыта и изготовление влекут уголовную ответственность).
Наказание, которое может быть назначено физическим лицам по ст. 20.8 КОАП РФ, варьируется от 500 рублей (за обычное нарушение правил хранения) до конфискации предмета правонарушения (ружья) и ареста на 15 суток (например, за незаконную продажу ОООП). Юридическому лицу за аналогичные действия может быть назначен штраф до полумиллиона рублей.
На практике встречаются случаи, когда в действиях лица имеются одновременно признаки и административного правонарушения, и уголовного преступления.
Производство оружия в России – прерогатива государственных и частных военизированных предприятий, контроль которых настолько строг, что счету подлежит чуть ли не каждый грамм сырья, используемого для патронов и комплектующих. Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 12.03.2002 отдельным пунктом предусмотрено, что отношения военизированных предприятий по производству и поставкам при соблюдении Закона «Об оружии» не влекут никакой ответственности.
Производство в кустарных условиях, без контроля и без специальной лицензии уголовно наказуемо, ответственность за это предусмотрена в отдельной статье 223 УК РФ, которая запрещает три возможных действия:
- непосредственно изготовление, то есть создание — например, когда из комплектующих предметов разного вида оружия собирается один – он может выглядеть совсем непохожим на те модели, детали которых использовались;
- переделка – например, когда из ракетницы, пневматического пистолета или спортивного оружия производится огнестрельное, подпадающее под признаки гражданского, то есть запрещенного в обороте без наличия специального разрешения. Внешний вид переделанного предмета практически полностью сохраняется, но функции меняются;
- ремонт – когда неисправное ружье чинят, в результате чего становится возможным использовать его для поражения цели.
Наказание за подобные действия может доходить до 8 лет лишения свободы. В тех случаях, когда предметом преступления является оружие ограниченного поражения (травматическое) или газовое, то наказание мягче – до 2-х лет лишения свободы.
Судебная практика по статье 20.8 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Определение N 66-О09-183 от 16.12.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 16-О09-40 от 19.11.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 301-АД16-8306 от 29.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7841/14 от 30.06.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ17-5735 от 16.05.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 309-АД17-10501 от 21.08.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 301-АД16-8306 от 11.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Комментарий к Статье 20.8 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.
2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.
3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.
4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.
5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.
Размеры сейфа для оружия
Габариты изделия, обеспечивающего сохранность, очень важны. Необходимо, чтобы ружье свободно помещалось в ящик. Конечно, можно содержать его в разобранном состоянии, но это не особо удобно. Поэтому, чтобы подобрать подходящее хранилище для покупки, необходимо измерить наиболее длинный образец из имеющегося в арсенале. Как правило, в специализированных торговых точках максимальное количество вмещающихся единиц и их длина указываются.
Опытные приверженцы охоты рекомендуют покупать средства для хранения с небольшим запасом. За время эксплуатации численность оружейных экземпляров почти всегда увеличивается. В итоге приходится присматривать себе уже новый вариант побольше.
Если в коллекции имеется оружие с оптикой, глубина по стандарту сейфов для ружья должна быть не менее 350 мм. Иначе возникнет необходимость каждый раз снимать оптические элементы или пытаться пристроить ствол без снятия, что представляет трудно выполнимую задачу и занимает массу времени.
Виды оружейных сейфов
По законодательству оружие, не применяемое в определенный момент, следует хранить в защищенном месте, доступ окружающих к которому будет недоступен. Для таких целей отлично подойдет крепкое хранилище. Компании-изготовители сегодня предлагают немалое количество изделий, гарантирующих сохранность ценных вещей, в том числе охотничьих ружей. В зависимости от стоимости и уровня надежности все они подразделяются на несколько типов.
- Малогабаритные вариации. Их производят из стальных листов толщиной до 1,5 мм. Размеры сейфов для гладкоствольного оружия данного вида невелики. Оборудуются они, как правило, самыми простыми дешевыми замками. Дверцы небольших сейфовых шкафов оснащены дополнительным карманом для складирования боеприпасов. Ориентировочная цена таких изделий от 1 до 3 тысяч рублей.
- Средние конструкции. Эта группа хранилищ является наиболее популярной и востребованной среди потребителей. Изготовители предлагают покупателям самые различные варианты сейфовых шкафов данной категории. Толщина стальных листов стен от 3 мм, внутреннее обустройство предполагает наличие полочек и специальных кармашков для размещения содержимого. Для удобства пространство внутри ящиков-хранилищ разделено перегородками.
Оборудование обязательно оснащается ложементами, изготовленными из пластмассы или металла и обитых мягкой материей. Что позволяет в период эксплуатации избежать появления механических повреждений на прикладе или стволе. Хранить в таких моделях можно нарезные и гладкоствольные образцы. В стандартный шкаф обычно помещается не менее 3 единиц. Дверцы оборудуются крепкими замками. Примерная стоимость изделий варьируется от 4 до 16 тысяч рублей.
- Элитные конструкции. В таких шкафах-хранилищах, как правило, хранят дорогостоящие коллекционные ружья. Они обладают высокой взломостойкостью и устойчивостью к механическим повреждениям.Толщина стенок сейфа для оружия элит-класса может быть различной. Главное требование — ее должно хватать для обеспечения сохранности содержимого от несанкционированного доступа. Оборудование данного типа оснащается высококачественными замочными механизмами, выпускаемыми преимущественно в Германии.
Внутреннее пространство хранилища оборудуется ложементами, полочками и карманами для размещения боеприпасов. Металлические перегородки делают эксплуатацию максимально удобной. Снаружи элитные конструкции декорируются с учетом предпочтений будущего владельца. Ведь выполняются они в основном на заказ. В свободной продаже встретить их можно не часто. Стоить такие эксклюзивные модели могут до 450 тысяч рублей и выше. Выбирая сейфовый шкаф, в первую очередь отталкивайтесь от его предназначения. Каждому хозяину сейфа следует помнить, что находиться он должен не по месту регистрации, а по фактическому адресу проживания.
Прежде чем непосредственно перейти к статье о незаконном хранении гладкоствольного оружия, следует понять, что же законодатель непосредственно имеет ввиду под самим понятием оружия. На данный момент под этим термином собраны все предметы или устройства, которые на уровне своего проектирования были созданы для того, чтобы поразить живую или иную цель, а также, помимо этого, могут подавать звуковые, световые или звуковые сигналы.
Непосредственно под понятие живой цели могут подпадать не только люди, но и иные живые объекты, например, звери и птицы (именно поэтому охотничьи ружья также считаются оружием) Согласно КОАП, незаконное хранение гладкоствольного оружия карается по закону.
Практически все законодательство о незаконном хранении оружия сосредоточено в УК РФ. Однако далеко не все виды упомянуты в нем. Отображено в статьях КОАП РФ незаконное хранение гладкоствольного оружия, а также его приобретение и ношение. Следует внимательно отнестись к существующим нормам, чтобы в конечном итоге не подвергнуться уголовному наказанию. Стандартно максимально по административным делам могут наказать штрафом, однако лучше всего не ухудшать ситуацию и не хранить дома незаконно оружие.
Дополнительно к составленному заявлению о желании получить лицензию об оружии требуется предоставить в лицензионно-разрешительный отдел следующие бумаги:
- Справку, которая подтверждает факт того, что заявитель прошел полный обучающий курс по правильному хранению оружия и успешно сдал рекомендуемый экзамен.
- У заявителя была предварительно проведена проверка знаний о том, как обращаться с охотничьим ружьем или иным гладкоствольным оружием, а потом ему было выдано заключение об этом. Курс обучения составляет около 4 месяцев, проходить его нужно в специальных образовательных учреждениях.
- Медицинские справки от нарколога и психиатра, которые подтверждают, что у человека нет психических отклонений или зависимостей, которые могли бы препятствовать получению оружия. Также нужно будет пройти окулиста, терапевта.
- Две стандартные фотографии размера 3 на 4 см. Большую часть фотографии должно занимать лицо, которое с легкостью можно идентифицировать. Помимо этого, нужно приобрести сейф для хранения оружия и сфотографироваться на его фоне, чтобы подтвердить факт наличия места для его хранения.
- В случае покупки охотничьего ружья нужно иметь особый охотничий билет, который в настоящее время дает множество привилегий для новых охотников.
- Квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 500 рублей.
Правила хранения оружия
Большинство видов оружия, вне зависимости от целей их использования (для охоты или самообороны) хранить разрешено только при наличии специального разрешения. Без этого документа владение оружием считается незаконным.
Однако, получение разрешения – не единственное требование к хранению оружия. Существует строгий перечень правил, к которым относятся:
- Оружие должно находиться по месту жительства его владельца. Хранится оно должно таким образом, чтобы исключить доступ к оружию посторонних лиц.
- Нельзя хранить оружие в сумках, карманах, бардачках машин. Ношение орудия разрешено в строго определённых случаях (на охоте и т.п.).
- Запрещено находиться с оружием в местах массового скопления людей (митинги, спортивные и культурные мероприятия, места общественного питания).
- Не разрешается передавать оружие третьим лицам.
- Нельзя иметь при себе оружие для самообороны, находясь в состоянии алкогольного опьянения.
- Необходимо незамедлительно сообщать в правоохранительные органы, если оружие было похищено.
Говоря о хранении оружия дома, условие его защиты от доступа третьих лиц выполняется с помощью приобретения специального сейфа. К нему также предъявляются строгие требования:
- Толщина стенок должна быть не менее 2 мм.
- Он должен быть устойчив к взлому.
- Сейф обязательно должен быть огнестойким.
Наказание по КоАП РФ будет назначено только за нарушение правил, утвержденных на федеральном уровне. Соблюдать их обязано лицо, владеющее средствами самообороны на законном основании, т.е. при наличии разрешения МВД.
Если оружие и боеприпасы были приобретены или найдены гражданином без соответствующего разрешения, каждый предмет должен быть сдан сотрудникам МВД.
Обеспечение безопасности при хранении вооружения и боеприпасов возложено на законного владельца. В частности, должны соблюдаться следующие условия:
- в период, пока оружие не используется для самообороны или иных разрешенных целей, оно должно быть недоступно для посторонних лиц;
- хранение единиц оружия допускается только в специально оборудованных местах – сейфах, оружейных металлических ящиках и т.д.;
- вооружение должно находиться по месту жительства гражданина, указанного при оформлении разрешения;
- если жилое или нежилое помещение, где храниться оружие, расположено на первом или последнем этаже здания, должна предусматриваться сигнализация или установка металлических решеток на окнах;
- иные правила, регламентированные на законодательном уровне.
Дополнительные требования предусмотрены для массового хранения единиц оружия (например, для размещения коллекции). В этом случае должна быть установлена сигнализация и металлическая дверь в помещение.
Ответственность за хранение возлагается персонально на владельца оружия, и не может передаваться иным лицам.
Режим безопасности и соответствие всем условиям будут контролировать должностные лица МВД – такая проверка может проводиться не реже одного раза в год.
Уголовная ответственность
Ст. 222 УК РФ состоит из 4-х пунктов и примечания.
Применяемые меры ответственности представлены в таблице:
Состав деяния | Ограничение свободы | Лишение свободы | Принудит-е работы | Арест | Обязат-е работы |
Покупка, хранение и использование огнестрела в нарушение закона | До 3-х лет | До 4-х лет + штраф | До 4-х лет | До 6 месяцев | — |
Ранее указанное деяние, субъектом которого выступает группа лица при наличии предварительной договоренности | До 6 лет + штраф | — | — | — | — |
Ранее указанное деяние, субъектом которого является организованная группа | До 8 лет + штраф | — | — | — | — |
Сбыт огнестрельного оружия (только гладкоствольного и ограниченного поражения), газового и холодного оружия в нарушение законодательных норм | До 2-х лет | До 2-х лет + штраф | До 2-х лет | До 6 месяцев | До 480 часов |
Комментарий к статье 20.8 КоАП РФ
1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.
При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.
4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).
5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).
6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).
За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).
В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.
В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).
В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).