Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли объезжать автобус на остановке через сплошную?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нередко бывает так, что возможность объехать препятствие не в ущерб ПДД отсутствует, но закон не имеет исключений и даже при наличии уважительных причин, объясняющих правонарушение, водитель все равно привлекается к ответственности. Однако надежда на избежание наказания все же есть у тех, кто сможет доказать, что причинение вреда охраняемым законом интересам произошло в условиях крайней необходимости. Имеются в виду ситуации, когда необходимо было предпринимать меры по устранению опасности. Не являются административным нарушением ситуации, когда причиненный вред оценивается как менее значительный, чем предотвращенный.
Возможность наказания за объезд в нарушение правил
Выводы можно сделать следующие: зная о возможном привлечении к административной ответственности, от обгона автобуса с выездом на сплошную линию лучше воздержаться. Для этого нужно просто немного подождать, пока выйдут/зайдут пассажиры. Не забывайте предусматривать тот факт, что во время совершения вами маневра общественный транспорт может начать движение и столкновение с ним будет неизбежным.
Штрафные санкции за обгон автобуса на остановке через сплошную
Решая вопрос с тем, является ли автобус на остановке движущимся ТС или препятствием не нужно забывать, что и в том и другом случае выезд за сплошную линию наказывается штрафом, а в некоторых случаях и лишением прав.
Выезд на полосу встречного движения небезопасен для того кто решается за пересечения и для тех кто следует по своей полосе, не ожидая встречного автомобиля.
Однако в зависимости от трактовки автобуса будет зависеть размер наказания.
Кодексом об административных правонарушения определено, что выезд на встречку с целью обогнуть препятствие наказывается штрафом в размере от одной тысячи рублей до полутора тысяч.
Наказать за обгон автобуса, стоявшего на остановке, через сплошную разметку можно, если автобус включил уже поворотник влево, в момент, когда сзади едущий автомобиль решился на объезд.
В случае, если инспектор ГАИ выявил обгон с выездом на встречную полосу через сплошную, будет применен штраф в размере пяти тысяч рублей. Случается, что упомянутый маневр приводит к возникновению опасной (аварийной) ситуации на дороге, в этой ситуации сотрудник автодорожной службы имеет право в качестве наказания применить не штраф, а изъятие водительского удостоверения у нарушителя на срок до шести месяцев.
Виды наказания за нарушение некоторых правил
- Согласно статье 12.15 части 3 если водитель, совершая объезд препятствия, выехал на встречную полосу или трамвайные пути, ему грозит административный штраф, размер которого составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей.
- Часть 4 статьи 12.15 гласит о том, что размер штрафа за нарушение границ сплошной линии разметки может достигать 5 тысяч рублей. На усмотрение сотрудника ГИБДД у водителя могут быть изъяты водительские права сроком на 4-6 месяцев.
- Если нарушение конкретного правила дорожного движения было зафиксировано повторно, наказание применяется более строгое. Речь идет о лишении прав на управление транспортным средством сроком на 12 месяцев. В случае фиксации повторного правонарушения средствами видеозаписи или фотосъемки нарушителя обязывают к выплате штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Причины ДТП на остановках общественного транспорта
Первая причина – погодный фактор. Гололедица на дороге зимой увеличивает тормозной путь и осложняет маневры транспорта. На скользкой дороге иногда можно попасть в занос, который заканчивается поцелуем с автобусом. И это ещё можно назвать удачей, ведь неуправляемая машина может запросто смять остановку вместе с ожидающими на ней пассажирами. То же иногда происходит и в сильный туман, когда невозможно увидеть остановившийся автобус.
Вторая причина – банальный алкоголизм за рулем. У пьяного водителя развивается диплопия – основное противопоказание к вождению. Водитель под кайфом неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. Например, он думает, что всё безопасно и он может объехать, но взамен оказывается прямо на бампере автобуса.
Третья причина разделена на две категории – непредвиденные обстоятельства и цепная реакция. В первом случае авария может случиться не из-за скользкой дороги, а из-за форс-мажора. Например, при обгоне оторвалось колесо или отказали тормоза. А вторая категория предусматривает попадание участником движения в цепочку. Пытаясь уйти от столкновения, водитель часто попадает в стоящий на остановке общественный транспорт.
Только первый и третий случаи можно считать смягчающими обстоятельствами. Но при непредвиденных ситуациях можно получить еще один штраф за ненадлежащий уход за машиной.
Остановка транспортного средства – это намеренное прекращение движения на период до пяти минут. Если говорить о ТС, перевозящих пассажиров, то в понятие остановки может быть отнесено и время, превышающее указанный промежуток, но только если это нужно для посадки и высадки людей.
Стоянка – полное прекращение движения водителем на срок от пяти минут. При стоянке, как правило, глушиться мотор, а водитель может покинуть транспортное средство и отправиться по своим делам.
Препятствие – это дефект на дороге, т.е. ремонтные работы, авария других машин, просто остановившийся поломанный транспорт могут быть препятствием.
Объезд – маневр, направленный на огибание препятствия на дороге. Объезд может быть совершен как в рамках своей полосы движения, так и с выездом на встречную полосу. Необходимо помнить, что заезжание через сплошную полосу между потоками автомобилей, следующих в противоположном направлении, карается штрафами.
Остановки общественного транспорта часто отделяют дорожной разметкой. Она бывает либо сплошной, либо прерывистой. Первую можно встретить в местах, где обгон невозможен и вызывает наложение штрафа в соответствии со статьей 12.15 часть 4 КоАП. Ее можно встретить:
- При несоблюдении 3-метрового интервала между сплошной линией за исключением полосы конца дороги, разделителем потоков и противоположным концом проезжей части.
- Зоне действия пешеходного перехода и островков безопасности.
- В 15-метровой области от остановок маршрутных транспортных средств, въездов на автостанции, транспортно-пересадочных узлов.
- В местах ограниченной видимости средств управления движением или риска блокирования движения транспортных средств и/или пешеходов.
Маршрутные транспортные средства на остановках не мешают движению автомобилей по другим полосам движения. Если выделенной полосы для ОТ не существует, водители должны пропустить выезжающий с остановки автобус. Его также запрещено обгонять.
Виды наказания за нарушение некоторых правил
- Согласно статье 12.15 части 3 если водитель, совершая объезд препятствия, выехал на встречную полосу или трамвайные пути, ему грозит административный штраф, размер которого составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей.
- Часть 4 статьи 12.15 гласит о том, что размер штрафа за нарушение границ сплошной линии разметки может достигать 5 тысяч рублей. На усмотрение сотрудника ГИБДД у водителя могут быть изъяты водительские права сроком на 4-6 месяцев.
- Если нарушение конкретного правила дорожного движения было зафиксировано повторно, наказание применяется более строгое. Речь идет о лишении прав на управление транспортным средством сроком на 12 месяцев. В случае фиксации повторного правонарушения средствами видеозаписи или фотосъемки нарушителя обязывают к выплате штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Знаком 5.16 обозначаются места, где водитель общественного транспорта может сделать остановку, но это не означает, что он должен останавливаться везде, где есть такой указатель. Еще важный момент, при наличии знака 5.16 разметка 1.1 не запрещает остановку, потому что как было сказано выше, преимущество всегда отдается знакам.
Нередко бывает так, что возможность объехать препятствие не в ущерб ПДД отсутствует, но закон не имеет исключений и даже при наличии уважительных причин, объясняющих правонарушение, водитель все равно привлекается к ответственности. Однако надежда на избежание наказания все же есть у тех, кто сможет доказать, что причинение вреда охраняемым законом интересам произошло в условиях крайней необходимости.
Объезд автобуса по встречке
На этой схеме изображена довольно распространенная ситуация: объезд автобуса, остановившегося на остановке (или вне ее) по полосе встречного движения. Как правило, сотрудниками ГИБДД данная дорожная ситуация квалифицируется по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Однако, такая трактовка норм права со стороны инспектора не является законной. Дело в том, что ст.12.15 КоАП РФ содержит в себе еще и часть 3, которая предусматривает наказание в виде штрафа за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия.
Сотрудники ГИБДД в такой ситуации утверждают, что автобус, остановившийся для посадки или высадки пассажиров на остановке общественного транспорта (или вне ее), не является препятствием в силу п.1.2 ПДД РФ.
Что же гласит п.1.2 Правил? А гласит он следующее:
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
В соответствии с п.12.4 ПДД РФ, остановка запрещается во многих местах, в частности:
- в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
- в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.
Как видим, исключение для маршрутных транспортных средств, остановившихся для посадки и высадки пассажиров, сделано лишь в одном из списка запрещенных для остановки мест. В остальных местах остановка запрещена и для автобусов, если это делает невозможным движение других транспортных средств (как правило, это и происходит в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 м, иначе другие транспортные средства вполне способны проехать, не нарушая Правил).
Выданное постановление, где прописан факт нарушения, следует обжаловать по установленному порядку вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий судебный орган. Срок обжалования составляет 10 дней.
Первоначально можно подать жалобу внутри Государственной инспекции, сотрудник которой выписал документ, а именно начальнику инспектора. В документе расписывается подробно ситуация незаконного наложения штрафа и прикладываются доказательства.
При невозможности подать жалобу в течение 10 дней по уважительной причине (болезнь, уход за тяжелобольным человеком, обстоятельства непреодолимой силы) возможно восстановление срока обжалования посредством предоставления ходатайства к самой жалобе.
При нежелании обжаловать документ в отделении ГИБДД можно обратиться в районный суд. Жалоба направляется в приемное отделение при посещении или посредством заказного письма.
Все действия по подаче жалобы может выполнить автоюрист. Услуги автоюриста предлагаются в каждом городе.
В результате рассмотрения поданной жалобы возможны такие варианты:
- отклонение и не изменение наложенного наказания;
- прекращение дела и отмена штрафа;
- перенаправить дело на новый уровень рассмотрения;
- направить на рассмотрение по подведомственности.
Возможность наказания за объезд в нарушение правил
Нередко бывает так, что возможность объехать препятствие не в ущерб ПДД отсутствует, но закон не имеет исключений и даже при наличии уважительных причин, объясняющих правонарушение, водитель все равно привлекается к ответственности. Однако надежда на избежание наказания все же есть у тех, кто сможет доказать, что причинение вреда охраняемым законом интересам произошло в условиях крайней необходимости. Имеются в виду ситуации, когда необходимо было предпринимать меры по устранению опасности. Не являются административным нарушением ситуации, когда причиненный вред оценивается как менее значительный, чем предотвращенный.
Выводы можно сделать следующие: зная о возможном привлечении к административной ответственности, от обгона автобуса с выездом на сплошную линию лучше воздержаться. Для этого нужно просто немного подождать, пока выйдут/зайдут пассажиры. Не забывайте предусматривать тот факт, что во время совершения вами маневра общественный транспорт может начать движение и столкновение с ним будет неизбежным.
Выданное постановление, где прописан факт нарушения, следует обжаловать по установленному порядку вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий судебный орган. Срок обжалования составляет 10 дней.
Первоначально можно подать жалобу внутри Государственной инспекции, сотрудник которой выписал документ, а именно начальнику инспектора. В документе расписывается подробно ситуация незаконного наложения штрафа и прикладываются доказательства.
При невозможности подать жалобу в течение 10 дней по уважительной причине (болезнь, уход за тяжелобольным человеком, обстоятельства непреодолимой силы) возможно восстановление срока обжалования посредством предоставления ходатайства к самой жалобе.
При нежелании обжаловать документ в отделении ГИБДД можно обратиться в районный суд. Жалоба направляется в приемное отделение при посещении или посредством заказного письма.
Все действия по подаче жалобы может выполнить автоюрист. Услуги автоюриста предлагаются в каждом городе.
В результате рассмотрения поданной жалобы возможны такие варианты:
- отклонение и не изменение наложенного наказания;
- прекращение дела и отмена штрафа;
- перенаправить дело на новый уровень рассмотрения;
- направить на рассмотрение по подведомственности.
Обжалование не предполагает оплату пошлины.
Во многих случаях при наличии доказательств (свидетели, запись на диктофон, фотографии, видео) позволяют переквалифицировать нарушение по другой части статьи, предусматривающей вынесение наказания за обгон.
Что представляет собой обгон на проезжей части?
Если автобус остановился в специально предназначенном для него месте, а именно обозначенном знаком 5.16, он сделал это в соответствии с правилами дорожного движения, потому препятствием не является.
Интересно! Препятствием называется объект, оказавшийся в неподвижном состоянии на дороге по причине поломки, повреждения транспортного средства или дефекта полотна, наличия посторонних предметов.
Из этого можно сделать такой вывод: пробка на дороге или автомобиль, остановившийся в соответствии с правилами, не является препятствием. По этой причине объезд автобуса на остановке считается нарушением правил, потому что он является обгоном. Некоторые водители, пытаясь себя защитить, акцентируют внимание на том, что между краем общественного транспорта и сплошной линией разметки расстояние меньше трех метров и остановка в этом месте запрещена. Но и здесь в ПДД есть опровержение.
Оказывается, если разметка на дороге и значение указательных знаков расходятся по смыслу, преимущество всегда отдается второму варианту. Если есть знак остановки (5.16.), то водитель автобуса ничего не нарушил, поэтому не считается препятствием, и его нельзя обгонять в ущерб правилам дорожного движения. Такие аргументы всегда приводят сотрудники дорожно-патрульной службы.
Часто бывает так, что расстояние между сплошной линией разметки посередине полотна или той, что проходит по его правому краю, меньше трех метров. На таких участках дороги по правилам общественный транспорт не может делать остановки, потому что он загромождает собой большую часть полосы. В ПДД нет четкой инструкции как вести себя, если на дороге одно противоречит другому, но по умолчанию предпочтение всегда отдается знакам.
Бывают ситуации, когда водитель вынужден совершить обгон автобуса на остановке, потому что включена аварийная световая сигнализация. Но! Подобные обстоятельства нельзя назвать однозначными, не лишним будет заранее тщательно продумать, как защитить свои права.
Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
- когда имеет место дорожно-транспортное происшествие;
- если была совершена вынужденная остановка в местах, где это запрещено;
- при ослеплении водителя светом фар;
- во время буксировки;
- при посадке и высадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки.
Если водитель понимает, что его автомобиль может создать опасные условия для движения остальных участников, он тоже включает аварийку.
Можно ли объехать остановившийся автобус или троллейбус?
Здесь всё зависит от причины такой остановки. Если речь идёт о неисправном или припарковавшемся общественном транспорте, то актуально всё описанное ранее в этой статье.
Но всё резко меняется, если мы говорим об остановившемся на остановке автобусе или троллейбусе в целях посадки/высадки пассажиров, согласно маршрутному движению. В этом случае единственно правильное действие с вашей стороны – ждать, пока автобус поедет дальше (и да, верно, также ждать его на всех следующих остановках, если вы будете продолжать ехать за ним, а не свернёте на другую дорогу или не обгоните его). Такова практика правоприменения в 2023 году.