Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Очень важные изменения с 2023 года по ОСАГО и страхованию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Новые тарифы по ОСАГО с учётом количества водителей
По этому показателю используется всего два коэффициента:
«1» — применяется для фиксированного количества водителей, которые вписаны в полис.
«1.87» — используется для полисов, которые распространяются на неограниченное количество лиц, допущенных к управлению определённым транспортным средством.
Первый вариант позволяет вписать не больше пяти водителей. Во втором случае количество управляющих транспортным средством не лимитировано. Важное требование – у всех их должно быть удостоверение водителя соответствующей категории.
В прошлом при использовании неограниченного полиса применялся множитель 1.8. Центробанк РФ повысил значение до 1.87. При вписывании в полис большого количества водителей выгоднее как раз использовать данный вариант. Для организаций неограниченная страховка, как и раньше, оформляется с коэффициентом 1.8.
Обратите внимание! Такие факторы, как срок страхования, региональный коэффициент и мощность – остались прежними. Коэффициенты ОСАГО в 2023 году по ним не изменились.
1. Тарифы на ЖКХ выросли в среднем на 4 % еще с 1 декабря 2022 года, но фактически первые платежки с новыми суммами мы получим в январе.
2. Подорожал на 8,1 % проезд в поездах дальнего следования.
3. Выросли розничные цены на алкоголь:
· водка, бренди, коньяк – на 7,7 %;
· шампанское – на 41 %.
4. Отменена скидка 30 % на госпошлины на портале Госуслуги.
Какие правки в законопроект ОСАГО 2023 не попали?
Есть целый ряд поправок, которые после активного обсуждения все же в 2020г. не были приняты. Есть вероятность, что они после доработок будут реализованы в 2023г. и даже позднее.
Среди таких изменений в действующее законодательство следует выделить:
- Возможность заключения договора ОСАГО на 3 года;
- Создание единого для всех регионального коэффициента. К примеру, это касается случая, когда водитель официально прописан в Москве, а реально проживает и эксплуатирует свое авто в МО. В соответствии с законом он обязан платить за полис повышенную цену (не для области, а для города).
- Вариант внедрения сразу нескольких лимитов по ОСПГО (к примеру, премиум, стандарт, эконом);
- Возможность отмены коэффициента по мощности автотранспортного средства.
Получен ущерб, какая цена восстановления будет назначена по ОСАГО
До планируемых изменений 2023 года граждане, являющиеся автовладельцами, могли рассчитывать на максимальный размер выплат по ОСАГО 160000 рублей.
Теперь, в связи увеличением стоимости полиса, предел возмещений будет увеличен до 400000 рублей.
Если дорожно-транспортное происшествие сопровождается полной утратой средства передвижения или смертями, компенсация увеличивается до полутора миллионов.
Несмотря на уверения страховых компаний, решение о выборе способа возмещения остается за страхователем. Если же автомобиль после аварии направляется в избранный страховщиком сервисный центр, на проведение ремонтных (восстановительных) работ в этом случае отводится не более 30 дней. Вмешаться в выбор компании водитель не сможет, только если такой центр не сотрудничает со страховой организацией.
Практика направления пострадавших в ДТП автомобилей на ремонтные работы за счет страховых компаний показывает, что собственнику часто выдвигаются требования по доплате услуг сервиса. Вроде бы сумма ущерба находится в установленном законодателем пределах, а ОСАГО все равно не работает. Исправить ситуацию призваны новые правила, согласно которым:
- Будет запрещено заменять вышедшие из строя пользованные детали аналогичными б/у. Ранее при расчете стоимости ущерба независимые эксперты и представители страховых компаний пользовались едиными справочниками, в которых приводились сведения по уменьшающим коэффициентам. Смысл дисконта сводился к тому, что попавшие в аварию детали уже имели определенную степень износа, а потому гражданам следует возвращать (возмещать) ее в таком же состоянии;
- Для оценки технического состояния машины перед ремонтом будет использоваться новая и опять же единая методика.
Оценить намерение страховых компаний по возмещению ущерба можно будет в течение 20 дней с момента предоставления всех требуемых документов. После этого владельцы транспортных средств на правах потребителей смогут воспользоваться законным правом на обращение в суд. К высокой вероятности успеха водителей законодатель добавил штрафные санкции в размере 0,5 процента от причитающейся суммы премии за каждый день затягивания выплат. В свою очередь, страховые компании получили право отыгрываться на своих клиентах за счет пени в размере 1 процента за каждый день просрочки по представлению подтверждающих ущерб документов.
Новые коэффициенты стажа, влияющие на стоимость полиса
В 2023 году повысят стоимость ОСАГО в основном благодаря увеличению базового тарифа, представляющего собой «вилку» от начальной ставки до конечной. В новом периоде этот разбег увеличивается, и страховая организация имеет больший выбор по установлению стоимости полиса ОСАГО. Как правило, на практике страховые компании устанавливают максимальную стоимость базового тарифа.
Таблица начальных и конечных ставок базовых тарифов в зависимости от категории владельца транспортного средства в 2023 году:
Категория вождения | Новый тариф 2019 года |
---|---|
Категория A и M (мотоциклы, скутеры, мопеды и другие) | 694-1407 рублей |
Категория B и BE (легковые автомобили) физлиц | 2746-4942 рублей |
Категория B и BE (легковые) юрлиц | 2058-2911 рублей |
Категория B и BE (легковые) в такси | 4110-7399 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой до 16 тонн | 2807-5053 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой более 16 тонн | 4227-7609 рублей |
Категория D и DE (автобусы) до 16 мест | 2246-4044 рублей |
Категория D и DE (автобусы) более 16 мест | 2807-5053 рублей |
Категория D и DE (автобусы) для маршрутных перевозок | 4110-7399 рублей |
Плюсы покупки электронного полиса автострахования
Преимущества электронной страховки:
- Возможность удаленного оформления;
- Отсутствие риска потерять документ. Полис всегда доступен в личном кабинете на сайте автостраховщика;
- Отсутствие риска стать жертвой мошенничества. Сотрудник офиса может оформить и передать вам бумажный полис в руки, но при этом не внести его в единый реестр. А если полиса нет в общей базе, значит, он недействителен. Такие махинации проворачивают, чтобы повторно продать полис уже другому клиенту;
- Удобное хранение. Обычный полис можно быстро помять, испачкать, так как придется всегда возить его с собой. Электронный можно даже не распечатывать. Сотрудникам ДПС можно показывать электронный файл с телефона или другого устройства.
Что влияет на стоимость ОСАГО?
- Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
- Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
- Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
- Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
- Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2023-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
С 1 апреля 2020 года вводятся изменения: КБМ назначается один раз в год, только 1 апреля. Нельзя будет пересчитать в течении года коэффициент бонус-малус.
КБМ устанавливается единожды в момент расчета и приобретения нового полиса ОСАГО на год. Его изменение в период действия полиса возможен в следующих случаях:
- смены собственника автомобиля;
- внесении изменений в перечень лиц, которые вправе управлять ТС (добавление или исключение водителя);
- при наличии и устранении расхождений с примененным КБМ и данными, содержащимися в базе РСА;
- изменение полиса с неограниченного на ограниченный и обратно.
Расчеты при изменении КБМ в большую или меньшую стоимость производятся с конкретной даты и до конца действия договора страхования. При увеличении коэффициента водителю или владельцу автомобиля потребуется доплатить за полис и получить новый бланк.
Плюсы и минусы открытой автогражданки
Открытая автогражданка имеет свои недостатки. Несмотря на то, что такой документ в некотором смысле даёт свободу действий, не все его условия можно считать выгодными. Преимущества:
- Нет необходимости дополнять страховой договор заранее, добавляя в него очередного водителя;
- Есть возможность посадить за руль любое лицо, имеющее водительское удостоверение соответствующей категории;
- При оформлении не нужно предоставлять страховщику права всех допущенных к управлению лиц;
- Если одним ТС пользуется широкий круг людей, будь то родственники или сотрудники предприятия, есть возможность оформить мультидрайв в кратчайшие сроки;
- Открытую страховку выгодно оформлять в молодом возрасте и при небольшом стаже.
Смоделируем ситуацию: страхователь посещает мероприятие на другом конце города и употребляет спиртные напитки. Оставлять авто так далеко от дома ему по каким-либо соображениям неудобно. Если у автомобилиста имеется ОСАГО без ограничения числа водителей, он может позвонить любому родственнику, товарищу, знакомому, сотруднику и т.д. и попросить его сесть за руль. Пользуясь обычным полисом, собственнику придётся заблаговременно посетить страховую и вписать в документ ещё одного водителя, который может управлять его автомобилем, что сложно предусмотреть в сложившейся ситуации.
Теперь поговорим о недостатках открытой автогражданки. Возможно, кто-то сочтёт их несущественными на фоне перечисленных преимуществ. Итак, минусы страховки ОСАГО без ограничений:
- Не учитывается коэффициент бонус-малус (КБМ) водителя. В расчёт берётся только показатель безаварийности страхователя и автомобиля, а не всех допущенных к управлению лиц.
- При расчёте стоимости открытой страховки учитывается повышенный коэффициент КО. При условии оформления обычного полиса КО=1. Когда речь идёт о страховании без ограничений, данный показатель увеличивается до 1,8. Таким образом его стоимость возрастает на целых 80%.
Применение коэффициента КО регламентировано Указанием ЦБ РФ № 3384-У. В этом документе указаны значения данного показателя для обычного полиса и для открытой автогражданки. В последнем случае базовая стоимость страховки умножается на повышающий коэффициент 1,8.
Нужна ли доверенность на машину, если страховка без ограничений?
Обладатели мультидрайва нередко задаются вопросом: нужна ли водителю доверенность на право управления автомобилем? Нет, согласно установленным правилам для езды этот документ не понадобится. Выезжая на проезжую часть, водитель должен иметь при себе:
- водительское удостоверение с соответствующей категорией;
- полис обязательного страхования автомобиля;
- свидетельство транспортного средства.
После принятия Постановления Правительства от 12.11.2012 № 116, это все документы, которые нужно возить с собой. Если автомобиль является собственностью предприятия, то водителю понадобится путевой лист. В нём должны содержаться сведения о ТС и о маршруте движения.
В каких случаях доверенность всё-таки нужна? Она понадобится, если кто-то действует от имени собственника в следующих случаях:
- оформление страховки;
- заключение сделки на покупку, мену, дарение авто;
- постановка машины на учёт.
Какие коэффициенты влияют на стоимость
Как уже было сказано ранее, для определения стоимости принимается во внимание тарифное руководство. Именно в нем прописаны все коэффициенты, которые влияют на окончательную цену полиса ОСАГО.
Коэффициенты, которые влияют на стоимость:
Кт | Взимается исходя из прописки владельца транспортного средства. При этом важно учитывать, что в расчет принимается не только постоянная, но и временная регистрация.
Главное условие, чтобы срок действия временной регистрации не был менее срока действия полиса страхования. Изучив тарифы, становится ясно, что максимальные коэффициенты установлены для крупных городов, где большая аварийность. Жители деревень или областей будут оплачивать за страховку по минимуму. |
КБМ | Любимый для большинства автолюбителей коэффициент, который зависит от количества аварий. Если участник движения год проездил без аварий, то в рамках обязательной программы полагается скидка. Размер ежегодного бонуса фиксированный и составляет 5%.
Несомненным преимуществом является тот факт, что ежегодно скидки суммируются. Максимальный предел по коэффициенту может достигать 50%. Что касается аварийных водителей, то им потребуется переплатить по автогражданке, поскольку при расчете применяется повышающий. Как происходит расчет скидки, и повышающего коэффициента было рассмотрено в самом начале статьи. |
Ко | Делая расчет, представитель страховой компании учитывает, сколько человек вписано в полис. Не стоит забывать, что в рамках обязательной программы может быть застраховано не более 5 человек.
Если нужно вписать больше водителей, то выбирается условие: к управлению допущено неограниченное количество водителей. Во втором случае цена страховки на 80% будет дороже. |
КВС | Определяется исходя из данных водителей, которые будут вписаны в договор. Если участнику движения нет 22 лет и стажа 3 года, то применяется повышающий в размере 80%. |
Км | Взимается исходя из мощности транспорта. Чем больше лошадиных сил в автомобиле, тем выше цена по договору. Максимальный предел по мощности зафиксирован в пределах 150 лошадиных сил. |
Кс | Это показатель, который зависит от срока действия договора. В рамках закона можно купить страховую защиту на 14 дней (транзитная страховка).
Если машина стоит на учете, то оформить ОСАГО можно от 3 месяцев до года. |
Кпр | Если машина используется с прицепом, то данный коэффициент используется при расчете. Стоит напомнить, что если прицеп используется к легковому авто физического лица, который пользуется машиной в личных целях, то показатель при расчете не принимается. |
Кн | Повышающий показатель, который применятся при наличии нарушений. К примеру, если:
· застрахованный участник движения специально становился виновником ДТП, в сговоре с потерпевшим, чтобы получить прибыль (возмещение); · на момент заключения предоставил ложные сведения или поддельные документы. |