Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасность в угоду деньгам: стоит ли вводить налог на тонировку в Казахстане?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сейчас водителям не о чем беспокоиться, ведь новые правила тонировки автомобиля 2021-2022 не повышают штрафы. Стоит помнить, что просто так представители ГИБДД не могут выписать автомобилисту штраф. Проверка степени затемнения стекол авто и составление протокола о нарушении, если оно есть, выполняется на стационарном посту ДПС.
Штраф за тонировку в Казахстане в 2023 году: ответы на вопросы
Штраф за тонировку 2022 в Казахстане?
Штраф за тонировку в Казахстане в 2022 году обойдётся нарушителям в 15 315 тенге или 5 МРП.
Существует ли разрешение на тонировку в Казахстане?
Правила дорожного движения Республики Казахстан запрещают тонировку лобового и передних боковых стекол автомобилей. Это относится ко всем автомобилям без исключения.
Можно ли тонировать передние боковые стекла в 2022 в Казахстане?
Согласно ПДД РК, тонировать передние боковые стекла в 2022 в Казахстане — запрещено.
Можно ли избежать штрафа за тонировку?
Если вас остановили сотрудники полиции, увидев нарушение, то вам будет выписан административный протокол. В течение первых 7 дней вы сможете оплатить 50% от штрафа.
Первоначальные сведения о тонировке
Перед тем, как выяснять, сколько штраф за тонировку, рекомендуется разобраться, что именно включает в это понятие действующее законодательство. Тонировка авто выполняется для снижения количество света, поступающего в машину извне, а также для решения ряда других задач. Затемнение осуществляется при помощи специальной пленки. Она может быть разных видов. Существует и альтернативные варианты тонировки.
Она может быть выполнена при помощи:
- нанесения напыления;
- установки заводских затемненных стекол;
- установки специальной съемной пленки.
Однако вышеуказанные варианты используется редко. Автомобиль признается тонированным, если указатель затемнение превышает 65%. Если значение меньше, пленка признается декоративной. Ее достаточно широко применяют. Автомобили с таким напылением нередко по ошибке признаются тонированными. Толщина пленки варьируется от 60 до 380 Микрон. Новый закон с 1 января 2022 года за тонировку никаких дополнительных санкций не предусматривает. Штраф, как и раньше, регламентирует КоАП РФ. Размер денежного взыскания составляет 500 руб.
- Последние изменения в правилах окраски были в 2016 году — изменили номера в хосте. В документе сказано, что не менее 70% света должно проходить через передние окна. Светопропускание заднего стекла не стандартизировано.
- Остальные требования остаются прежними: изменение цвета не должно отражать и искажать восприятие белого, желтого, красного, зеленого и синего цветов.
- Инспектор проверяет изменение цвета с помощью специального прибора — тауметра. Если прибор покажет, что через стекло проходит меньше света, чем должно, налагается штраф в размере 500 рублей.
- Оплатить штраф проще всего через онлайн-сервисы, например «Штрафы ГИБДД».
Как сделать тонировку в России
Сделать законную тонировку в Российской Федерации довольно сложно. Даже новое заводское стекло имеет светопропускаемость не 100%. Чем старше автомобиль, тем меньше окна пропускают свет. Когда транспортному средству всего 2-3 года, светопрокускаемость стекол снижается до 90%. Таким образом, автомобилист может выбрать пленку всего на 15% затемнения. К сожалению, такие пленки не спасают от яркого солнца. Более того, сквозь такую тонировку видно все содержимое салона автомобиля.
Поставить плотную тонировку разрешается только на боковые окна заднего ряда транспортного средства. Тонировка этих стекол не регламентируется. Главное правило — не клеить зеркальную пленку. Такая тонировка запрещена для всех окон. Также разрешена любая светопропускаемость на заднем стекле.
Чтобы защитить глаза от яркого солнца во время вождения, водителям разрешается наклеить пленку шириной не более 14 см на верхнюю часть лобового стекла. Светопропускаемость в этой области стекла может быть любой.
Ездил как обычно по работе из Москвы в Серпухов, а тут на обочине в кустах была полицейская машина. Меня остановили и назвали достаточно странную причину “Чрезмерная тонировка машины”. Впервые о таком вообще услышал. Стали разбираться, показали статью и оказывается нельзя тонировать полностью все стёкла, водитель и пассажиры должны быть видны в салоне.
Николай, 30 лет
Муж работает в ГИБДД по Калужской области и всегда заставлял меня повторять основные законы передвижения на дорогах. Но вот недавно я сделала тонировку нашей общей машины и приехала так домой. Когда муж вернулся с работы начался скандал, как позже я узнала оказывается согласно ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, тонировка всех стекол запрещена и несёт за собой штраф в 500 рублей.
Евгения, 25 лет
Сегодня меня остановили из-за тонировки, казалось, что им нет дела. Но к сожалению на уроках по вождению не рассказывают обо всех статьях и правонарушениях. В итоге мне прочитали лекцию, выдали штраф и заставили снимать тонировку и использовать только светопропускаемую либо вовсе ей не пользоваться.
Что нужно знать о тонировке передних стекол?
В соответствии с действующими нормами, светопропускание передних стекол должно составлять минимум 70%. Для лобового стекла показатель составляет 75%. Фактически это означает, что на тонировку вышеуказанных стекол установлен запрет. Любая тонировочная пленка затемняет передние стекла сильнее. В результате получившийся показатель будет не соответствовать правилам. Так, самая светлая тонировка имеет коэффициент затемнения 50%.
В действующем законодательстве указывается оговорка насчет лобового стекла. Водитель может использовать плотную тонировку в виде 14 см полосы. Однако превышать вышеуказанное значение запрещено.
Многие водители применяют особую схему тонировки. На стекло наносится пленка с показателем светопроницаемости 35%. Такое изделие дает возможность сохранять хорошую видимость. Однако формально даже такое затемнение для передних и лобового стекла недопустимо.
Можно ли избежать наказания?
Возможность избежать наказания за несоответствующую тонировку вызывает много споров. Бытует мнение, что подобное возможно. Однако далеко не все знают, как избежать наказания. Проверка светопроницаемость в стеклах может выполняться исключительно на стационарном посту ГИБДД. Осуществление подобного действия на дороге противозаконно. При этом Водитель, который не нарушал правила ПДД, не обязан направляться по указанию инспектора к посту ГИБДД.
В соответствии с действующим законодательством, такая обязанность возникает только в случае, если в отношении гражданина применили административный арест.
Если нарушения не произошло, применить какие-либо меры в отношении водителя сотрудник ГИБДД права не имеет. По этому толкованию выходит, что водитель с несоответствующей тонировкой может избежать наказания. Однако такое мнение воспринято неоднозначно. Вероятность избежать наказания повышается, если у сотрудника ГИБДД отсутствует тауметр. Водитель не обязан следовать на пост ГИБДД для прохождения измерений. Принуждения в подобном случае недопустимо. Однако в действующем законодательстве оговаривается, что, если инспектору привезут соответствующий прибор, пока сотрудник ГИБДД ведет беседу с автолюбителем, светопропускаемость стекол может быть измерена.
Спорные ситуации и способы их решения
Чтобы избежать ответственности, обратите внимание на то, правильно ли сотрудник дорожной полиции выполняет замер тонировки:
- Отсутствие тауметра или его документов, в которых сказано, что прибор соответствует ГОСТу и проходил проверку показаний на протяжении последних 12 месяцев.
- Наличие видимых повреждений на тауметре.
- Пренебрежение инспектором условий и правил, прописанных в техническом регламенте: замер проводится при несоответствующей температуре, влажности, давлении, грязной и мокрой поверхности или с большим значением погрешности.
Не стоит забывать, что инспектор не вправе производить замер светопроницаемости на таких участках:
- Задние и задне-боковые стекла разрешается тонировать в любой степени.
- На лобовом стекле не запрещается устанавливать солнцезащитную полосу сверху от края шириной до 14 см.
Если представитель дорожной полиции провел вышеуказанные действия, необходимо занести это в протокол, чтобы оспорить документ в суде.
Я тонирован не по закону, что меня ждёт?
Как мы уже упомянули выше, тонировку не разрешили, и законодательство по нашей теме постоянно ужесточается. И, если Вы ещё не в курсе всей ухищрительной практики правоприменения наказаний к водителям затонированных машин, то нижеперечисленное может заставить Вас раз и навсегда отказаться от такой затеи, вероятно, в пользу солнечных очков, которые не запрещены.
Так, на 2021 год, если Вы тонированы вне закона (стёкла с плёнкой задерживают более 30% света), то Вас может поджидать:
- штраф 500 рублей по ч.3.1 ст. 12.5 КоАП,
- требование устранить эту неисправность с перспективой попасть за решётку,
- аннулирование регистрации автомобиля с последующим её возобновлением только после осмотра автомобиля,
- возможное введение нарастающего наказания вплоть до лишения прав.
Нормативные акты, позволяющие избежать проверки светопропускания сотрудниками ГИБДД
Если вы опасаетесь, что вас оштрафуют за превышение допустимых норм тонировки, можете оперировать следующими фактами в свое оправдание:
- Правильность тонировки можно проверить только тауметром («Блик» или аналоги). Без его наличия проверка запрещена;
- Прибор обязан пройти сертификацию. Также обязательны пломба на корпусе и сертификат успешного завершения тестирования тауметра на демонстрацию правдивых показаний. Повреждение (либо копия) пломбы и отсутствие сертификации на руках сотрудника ГИБДД освобождают вас от проверки;
- Проверка тонировки в дождь или при влажности воздуха от 45 до 80% — непоказательна. Сотрудники должны предоставить чистое сухое помещение;
- Температура воздуха во время проверки не может быть ниже +10 градусов;
- Инспектор должен обладать приборами для предварительной проверки уровня влажности, давления и температуры. При отсутствии таковых проверка тонировки невозможна;
- Проверка без понятых недопустима;
- Замер тонировки осуществляется только на стационарных постах. ГИБДД «из кустов» автоматически отсекается.
Работает ли это на практике?
Хочется лишь сказать, что легальных тонировок практически не бывает. Зачастую с завода лобовое стекло поглощает около 20% света, а если это стекло еще в пыли или затерто щетками, то этот показатель может доходить до 30%. Поэтому перед тем как клеить даже самую безобидную пленку, следует замерить светопропускание ваших стекол. Таким образом, можно сказать, что легальной тонировки лобового и передних стекол автомобиля не существует. Допускается полное тонирование заднего стекла, однако лишь в том случае, если по обоим бортам автомобиля установлена зеркала заднего вида. Зеркальная тонировка тоже достаточно спорный момент. Напрямую по ГОСТу она не запрещена, однако согласно Примечанию части 7.3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, использование таковой запрещено.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
По своему опыту скажу, что очень неудобно ехать за автомобилем, у которого есть зеркальная тонировка на заднем стекле. В определенных ситуациях может «намертво» ослеплять водителя.
Штраф ГИБДД за тонировку в 2022 году
Чтобы избежать наказания за тонировку, ее просто не надо делать. Или соблюдать все необходимые правила.
Минимальная светопропускаемость лобового стекла не может быть ниже 70%, заднего – ниже 5%.
Минимальная светопропускная способность передних боковых стекол должна составлять как минимум 70%, а задних боковых стекол – 5%.
Штраф на сегодняшний день составляет 500 рублей. И также действует 50% скидка при оплате в первые 20 дней. Но здесь стоит учитывать нюансы: если сотрудник ГИБДД остановил машину с тонировкой, выписал штраф, то автомобилист не имеет права дальше продолжать движение с этой тонировкой. Это будет расценено как неисполнение предписания сотрудника ГИБДД. За это вводятся совсем другие санкции, вплоть до 15 суток ареста.
Почему законодатели решили снизить светопропускаемость переднего лобового стекла, и как на штраф за тонировку в 2021 году может попасть даже законопослушный владелец автомобиля
Очень долго показатели тонировки, согласно ГОСТам, другим нормативным документам и п. 7.3 ПДД, составляли:
- для переднего ветрового стекла — 75%;
- для передних боковых — 70%.
Все остальные стёкла можно было затонировать, согласно своему желанию. Запрещалась только зеркальная тонировка, а автомобиль с затонированной задней полусферой должен был иметь два заднего зеркала вида.
Документы также всегда содержали требования к цветной тонировке на передних стёклах, искажающей восприятие красного, голубого, зеленого и белого цвета. Можно затонировать верхние края лобового стекла на высоту в 14 см и края передних боковых стекол. В ГОСТ 33988-2016 есть рисунок №1, где отмечены участки передней полусферы, которые можно затемнить.
Изменить ситуацию подтолкнул научно-технический прогресс. Во многих странах на машины стали устанавливать атермальную тонировку — пленку, уменьшающую потери тепла через стеклянную поверхность. Такой тюнинг защищает от жары летом, холода зимой и уменьшает обледенение стеклянной поверхности.
Поэтому многие иностранные заводские ветровые стёкла перестали соответствовать требованиям старого ГОСТ 5727-88. Их светопропускающая способность перестала дотягивать до 75% составляя 71-72%.
Более того, в некоторых штатах США сделали атермальную тонировку обязательной, чтобы увеличить комфорт водителей и пассажиров. Ее стали наносить на стекла заводским способом. Такая ситуация возникла и в других странах, где быстро сориентировались, поменяли нормативную базу и внесли изменения в законодательство.
Массово запрещать продажу и эксплуатацию новых ввозимых иностранных автомобилей Правительство России не стало. Компромиссом стала замена ГОСТ 5727-88 новым ГОСТ 32565-2013. Произошли изменения в других ГОСТах, касающихся тонировки — 33997-2016, 33988-2016. Причём за них проголосовали не только в нашей стране, но и в других государствах бывшего постсоветского пространства.
После принятия всех этих документов возникла необходимость изменить ч. 3.1 статьи 12.5 КоАП, где указывалась ответственность за нарушения требований тонировки. С таким предложением группа депутатов обратилась к председателю Госдумы В. Володину в письме от 24.06.19. Стало нужным также изменить п. 7.3. ПДД, где имелась ссылка на старый отмененный ГОСТ 5727-88. Но на этом этапе закон забуксовал.
В конце 2020 года прошла информация, что в новом году 2021 ППД разрешат тонировку стекол передней полусферы до 70% светопропускающей способности, согласно новым принятым документам. Об этом не раз говорили представители ГИБДД, и даже на некоторых интернет-порталах появились новые правила ПДД, пока еще не вступившие в силу со ссылкой на новый ГОСТ 32565-2013. Но на деле всё оказалось иначе.
Новые ПДД, которых все ждали, так и не вступили в силу и не были опубликованы на официальном портале Правительства. Поэтому пока действует старая редакция, где в п. 7.3, стоит старая ссылка на ГОСТ 5727-88, давно утративший силу. Поэтому даже законопослушный автовладелец, соблюдающий все имеющиеся ГОСТы, из-за нестыковки в законах может попасть на штраф за тонировку лобового стекла, если она будет пропускать менее 75%.
Ситуация привела к судам, причём судьи тоже оказались в двусмысленном положении:
- С одной стороны, основной документ, с которым работает ГИБДД — ПДД со ссылкой на ГОСТ 5727-88, утративший силу. И до сих пор никаких изменений в правилах нет. Более того, на правовых порталах появились другие версии новых ПДД, где опять даётся ссылка на неработающий ГОСТ. Вопрос повис в воздухе.
- С другой стороны ГОСТ, указанный в правилах, заменен новым, в котором зафиксированы другие требования к тонировке. Существует и регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 с изменениями от 21.06.19, согласно которому пропускающая способность передних стёкол должна быть не менее 70%.
Какой штраф за тонировку предусмотрен в 2021 году
Здесь тоже пока нет ясности из-за несовершенства законодательства. Чтобы увеличить штраф с 500 руб. до более значительных цифр, как и планировалось, нужно чтобы вступила в силу новая редакция ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП. Но изменения до сих пор находятся на этапе законопроекта и обсуждаются. Пока они не приняты.
Законопроект КоАП в п.5 ссылается на технический регламент о безопасности транспортных средств. Имеется в виду техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 с изменениями от 21.06.19, где в пункте II – Определения, указано, что прозрачная часть передних и боковых окон должна иметь светопропускание не менее 70%.
Расхождение с ныне действующим ПДД, ссылающимся на отмененный ГОСТ 5727-88 останется, что приведет к новым судам. Какими будут в этом случае судебные решения – пока не известно.
Новая редакция ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП вводит следующие штрафные санкции:
- За управление транспортным средством со светопропускающей способностью, не соответствующей техническому регламенту, автолюбитель первый раз заплатит штраф в размере 500 руб., как и раньше.
- Повторное правонарушение повлечёт штраф размером 3000 руб. То есть убежденные «поклонники тьмы» заплатят в 6 раз больше. Но это произойдет, когда новый КоАП вступит в силу. Возможно, к этому моменту такой пункт вообще исчезнет или сумма штрафа поменяется.
- Под запрет, как и прежде, попадает зеркальная тонировка, поскольку она отражает свет и мешает другим участникам движения. В этом случае штраф пока будет составлять 500 руб., но после принятия нового КоАП, любители «зазеркалья» заплатят за повторное нарушение 3000 руб.
- На штрафы, как и раньше, распространяются льготы. При оплате в течение 20 дней можно получить 50% скидку и отдать 250 руб.