Экологический сбор — кто его платит и как рассчитать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор — кто его платит и как рассчитать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Приведенные корреспонденции счетов показывают: операции по утилизации отходов, связанные с их реализацией, переработкой, облагаются НДС. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является всякая реализация, т.е. передача права собственности как возмездного, так и безвозмездного характера (ст. 146-1(1), 39-1 НК РФ). В частности, услуги по переработке отходов приравниваются к выручке от реализации работ. В ситуации, когда давалец безвозмездно передает исполнителю работ возвратные отходы, эта операция признается облагаемой НДС, как и реализация посредством уменьшения стоимости услуг на стоимость отходов. Начисление НДС на эти операции обязательно.

Основная схема учета «отходных» затрат

Затраты на сбор, хранение и утилизацию отходов возникают на дату самого процесса утилизации. Это день, когда подписали соответствующий первичный документ, согласно которому отходы вывезены в официально установленное место их хранения или уничтожения.

В бухгалтерском учете эти затраты, по общему правилу, учитывают как общепроизводственные по дебету 25 счета и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

В налоговом учете два возможных варианта:

1. Если в бухучете затраты на утилизацию относим в себестоимость продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), то в налоговом учете признаем как прямые затраты.

2. Если в бухучете списываем на уменьшение финансового результата текущего отчетного периода, то в налоговом отражаем как косвенные.

Процесс учета, хранения и утилизации отходов регламентирован Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.

Как учитывать возвратные отходы

С точки зрения бухгалтерского учета, возвратные отходы являются обычными материалами. Для их учета применяются счет 10 «Материалы», к которому открываются субсчета 10.1 «Сырье и материалы», 10.12 «Возвратные отходы». Рассмотрим, как происходит их учет на практике.

1 этап: учет количества. Когда ресурсы выбывают из производства, нужно посчитать количество (вес, объем или иную меру) готовой продукции и получившихся в результате производства возвратных отходов. Чаще всего применяются следующие способы:

  • взвешивание;
  • поштучный пересчет;
  • расчетный метод (если прямое определение количества невозможно) – утвержденный норматив по отходам умножить на количество выпущенной продукции.

2 этап: оформление накладной. Это документ, являющийся основанием для оприходования таких отходов и последующего их хранения или движения как матценностей. При передаче на склад оформляют сдаточную накладную, при иных формах динамики – накладную на внутреннее перемещение (форма ТОРГ-13). Допускается составление приходного ордера (М-4), требования-накладной (М-11). Данная документация станет основанием для контроля материальных затрат в бухучете и налоговом учете.

3 этап: сдача на склад. Можно передавать такие отходы на хранение не только кладовщику склада, но и другому лицу, несущему материальную ответственность (как это принято в конкретной организации). Принимаются отходы по одному из вышеуказанных документов.

4 этап: выдача со склада. Когда возвратные отходы потребуется взять со склада для дальнейшего использования или отгрузки на продажу, нужно будет выписать новое требование-накладную. Для реализации предусмотрены формы М-15 или ТОРГ-12.

Для финансового работника важно знать не только, что в данном случае относится к возвратным отходам, но и как это «что» оценить. Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

  • по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
  • по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

В свою очередь, в п. 111 Методических указаний по учету МПЗ говорится, что стоимость отходов (обезличенных) определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (по цене возможного использования или продажи).

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Из приведенных выше норм следуют два важных вывода:

  1. бухгалтерскую и налоговую оценки возвратных отходов можно привести к единому стоимостному значению. Однако универсальных формул для расчета стоимости возвратных отходов нет;
  2. при использовании возвратных отходов в производстве их следует оприходовать по пониженной цене исходного материала (цене возможного использования), а при намерении продать их — по цене реализации.

Рассмотрим подробнее применение закона на практике.

Выдача талонов водителю

Для выполнения операции 3.1 «Выдача талонов водителю (см. таблицу примера) необходимо создать документ Выдача денежных документов с видом операции «Выдача подотчетному лицу». В результате проведения этого документа будут сформированы соответствующие проводки.

Создание документа «Выдача денежных документов»:

  1. Вызов из меню: Банк и касса – Денежные документы – Выдача денежных документов.
  2. Кнопка Создать.

Заполнение шапки и закладки «Кому» документов «Выдача денежных документов»:

  1. Выберите вид операции Выдача подотчетному лицу.
  2. В поле «Счет учета» выберите счет 50.03 «Денежные документы».
  3. В поле «от» укажите дату выдачи денежных документов из кассы организации.
  4. В поле «Подотчетное лицо» на закладке «Кому» выберите из справочника «Физические лица» лицо, которому выдаются денежные документы.
  5. В поле «Выдано» укажите подотчетное лицо, которому выдаются денежные документы для оформления печатного бланка документа.

Порядок учета в области обращения с отходами

Если предприятие функционирует и в процессе формируется мусор, и даже опасные отходы, необходимо в обязательном порядке вести их учет и документировать всю информацию, которая фиксируется в журнале.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», всем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, коммерческая и хозяйственная деятельности которых связана с появлением отходов, обязаны следовать закону и в установленном порядке вести учет по накоплению, утилизации или передаче данных объектов третьим лицам. В последнем случае имеется в виду передача специальным учреждениям, которые могут перерабатывать, хранить или проводить захоронение отходов. Порядок учета устанавливается на уровне федерального законодательства и все данные передаются в общегосударственные органы контроля. Также статистический учет осуществляется компетентным исполнительным органом.

Ключевые моменты, которые важно знать каждому предприятию:

  • абсолютно все отходы без исключения должны учитываться в журнале;

  • данный документ обязаны вести не только юридические лица, но ИП, а также частные субъекты хозяйственной деятельности;

  • исключением среди отходов, которые не записываются в журнал, являются следующие: биологические, радиоактивные, медицинские;

  • выбросы опасных веществ в атмосферу, отходы в сточных водах и элементы, разрушающие озоновый слой, не вносятся в учет по журналу движения отходов;

  • если объекты относятся к 1-4 категории , тогда учитывается каждый тип отдельно;

  • в журнал записываются фактические данные по количеству;

  • документ ведется в режиме реального времени по мере того, как формируются отходы или следует их дальнейшая обработка, утилизация и т.д.;

  • годовые итоги по журналу должны быть подведены на 1-ое января или не позднее 25-го января следующего за отчетным годом;

  • журнал может создаваться в бумажной форме или в виде электронного документа, при этом каждый из них имеет равноценную юридическую силу.

Как заполнять журнал учета в области обращения с отходами (журнал по отходам)

С 1-го января текущего года боше не действует Приказ Минприроды №721 от 01.09.2011, поэтому главным регламентирующим документом является Приказ №1028 от 08.12.2020.

Предыдущая форма учета морально износилась, из-за чего потребовалось обновить законодательную базу. Термин «использование отходов» больше не актуален и заменен определением «утилизация». Также в форму журнала добавлены столбцы для внесения информации по обработке отходов.

В таблицу необходимо заносить следующие данные:

  • происхождение – определяется с помощью выявления, к какому процессу производства или виду продукции они относятся;

  • агрегатное состояние – для обозначения используется Приказ Минприроды №792;

  • состав отходов – химический или компонентный состав, согласно имеющимся регламентам;

  • фактическое количество отходов.

Налоговый учет возвратных отходов

Понятие возвратных отходов дано в пункте 6 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ):

«В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону».

Таким образом, в налоговом учете сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов (пункт 6 статьи 254 НК РФ).

Следует отметить, что в налоговом учете под возвратными отходами понимается то же, что и в бухгалтерском учете. Оценка возвратных отходов зависит от направления использования возвратных отходов.

Если возвратные отходы могут быть использованы самой организацией в основном или вспомогательном производстве, то они оцениваются по пониженной цене исходного материала.

Если возвратные отходы реализуются на сторону, то они оцениваются по цене возможной реализации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод: поскольку налоговым законодательством установлен конкретный порядок определения цен на возвратные отходы, в бухгалтерском учете при оценке возвратных отходов организация может выбрать любой из данных методов.

При этом в учетной политике организации (как для налогового, так и для бухгалтерского учета) обязательно отражается порядок оценки возвратных отходов.

Сбор лома и отходов цветного и черного металла

Организации металлургии могут приобретать лом черных и цветных металлов с целью его последующей переработки. Причем они могут осуществлять такие операции самостоятельно, приобретая металлолом у физических или юридических лиц, или приобретать его у специализированных организаций, не имеющих к производству черных и цветных металлов непосредственного отношения.

Напомним, понятие лома черных и цветных металлов дано в Федеральном законе №89-ФЗ. Согласно статье 1 указанного закона:

«лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий».

Таким образом, законодательством металлолом отнесен именно к отходам производства и потребления. На этот факт мы сразу хотим обратить внимание читателя, так как это информация в дальнейшем будет необходима для понимания порядка налогообложения операций, связанных с металлоломом.

Осуществляя операции с металлоломом, субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать специальные правила его обращения, установленные Правительством Российской Федерации.

В части лома черных металлов, такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №369 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения».

А в части лома цветных металлов — Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».

Кроме того, необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ);
  • Федеральный закон №89-ФЗ;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и других.

Бухгалтерский и налоговый учет

Что касается бухгалтерского учета, то основная инструкция находится в ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов». Также Минфином России разработаны специальные указания для бухгалтерии. Некоторые изменения в порядке учета допускаются и зависят от внутренней политики предприятия.

Возвратные отходы подлежат внесению в бухгалтерские документы, но по цене меньшей, чем средняя цена исходного сырья. Цена рассчитывается исходя из стоимости исходного ресурса и уровня порчи материалов. Эту категорию отходов можно ставить на учет только при возможности последующего использования их для основных или побочных производств, или для продажи или передачи третьим лицам. Если они подлежат реализации, то учет происходит по возможной цене реализации. В случае если не планируется их дальнейшее использование, целесообразно оформить эти отходы как безвозвратные, чтобы избежать их появления в документации.

Что касается списанных материалов, которые можно использовать в хозяйственных целях, то они сдаются на склад в порядке, разработанном для основных отходов или же после заполнения акта на списание. Списать можно материалы с пониженными качественными характеристиками. Стоит отдельно сказать о том, что в качестве отходов не учитываются остатки товарно — материальных ценностей, а также любые материалы, которые могут быть использованы в качестве полноценного сырья для производства иной продукции. Они продаются или подлежат постановке на баланс предприятия по цене аналогичных средств или материалов, которые могут быть использованы для производства.

Стоимость отходов в налоговом учете за отдельный налоговый период уменьшает расходы организации за тот же период. Стоит отметить, что постановка на баланс может происходить двумя способами, как и в бухгалтерии. Первый вариант – по цене возможного использования, второй – по цене продажи. Система налогового учета не предусматривает отражение безвозвратных отходов.

Для сближения бухгалтерского и налогового учета разработана специальная инструкция. Согласно ей, крупным промышленным предприятиям рекомендуется разработать единый порядок оценки и учета. При этом согласно приказу Минфина от 06.05.99 № 32н, поступления от продажи должны быть отражены как операционные доходы.

Формы и документы для оформления отходов на складе

Возвратные отходы учитываются по формам и документам как готовая продукция согласно Федеральному закону от 1996 года №129, где все операции, которые производит организация, должны быть оформлены документально. По ним создаются первичные учетные документы, и ведется учет в бухгалтерии.

Сегодня известно немного форм, по которым можно рассчитать и оформить остатки для передачи на склад. Одни из распространенных:

  • форма МХ-18, статья накладной для передачи в складское помещение,
  • М-11 – требование-накладная,
  • ТОРГ-12 и ТОРГ-13 – накладная на передачу готовой продукции, тары во внутреннее перемещение,
  • МХ-4 – приходный ордер,
  • МХ-5 – журнал учета поступления готовых продуктов в места хранения,
  • МХ-6 – журнал учета расхода готовых продуктов в местах хранения.

Проблемы учета отходов потребления и расходов на их утилизацию

Определяя обязанности, возлагаемые на должностных лиц организации в отношении обращения с отходами, и порядок обращения с ними, необходимо обратить внимание на ряд значимых обстоятельств, зависящих от вида осуществляемой предпринимательской деятельности, а также от количества и класса опасности отходов, образующихся в процессе производства.

Кроме того, следует учесть, что в ряде случаев отходы производства могут принести дополнительный доход, например, при сдаче во вторсырье макулатуры либо лома, содержащего черные или цветные металлы. Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо выбрать наиболее рациональный способ обращения с отходами, как с позиции минимизации затрат по утилизации отходов производства и потребления, так и возможного привлечения к административной или уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько вариантов.

Возвратные отходы в бухгалтерском учете

Отходы производства образуются в результате переработки сырья и материалов в готовую продукцию. Остатки от сырья и материалов, которые полностью или частично потеряли свои свойства, и называются отходами. Отходы могут быть безвозвратными и возвратными. Первые из них не могут быть использованы предприятием повторно из-за технологических особенностей, а также не могут привлечь покупателя. Они утилизируются и никак не отражаются в учете.

Возвратные отходы (далее — ВО), наоборот, могут быть либо использованы второй раз как сырье для основного производства, либо для вспомогательного производства, либо проданы третьим лицам. Примерами ВО могут быть молочная сыворотка при производстве творога, опилки в лесоперерабатывающей промышленности, металлолом в производстве металлоконструкций, шелуха подсолнечника при производстве растительного масла и т. д.

Учет ВО регламентируется п. 111 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. При сдаче отходов из производства на склад или при перемещении их в другой цех оформляется накладная на внутреннее перемещение материалов (п. 57, 111 Методических указаний). Можно использовать для этих целей унифицированную форму М-11, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а, либо разработать такой первичный документ самостоятельно. Процесс сбора и передачи отходов описывается во внутренних положениях. Для контроля за их сохранностью необходимо организовать аналитический учет ВО по их видам, местам хранения. ВО приходуются по ценам, сложившимся на эти отходы на рынке, то есть по цене возможного использования или продажи, проводкой Дт 10 Кт 20, 23, 29. Таким образом, вновь поставленные на 10 счет материалы-отходы уменьшают стоимость материалов, которые переданы в производство. Отметим также, что планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, для отходов предусмотрен отдельный субсчет 6 «Прочие материалы».

Документальное оформление отходов и проводки

Технологические потери, рамки которых ранее утверждает главный технолог или инженер, должны постоянно находиться под контролем экономиста или технолога. Количество отходов должно отражаться в акте инвентаризации или зачистке.

Бухгалтерские проводки для списания возвратных отходов, если они возникли в результате обработки, производства, транспортировки или превысили свою норму. Если потери не превысили свой лимит, тогда относите эти расходы к затратам по обычным видам деятельности (они затрагивают списание сырья для основного производства).

Типовые проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
20, 23 10.01 Передача материалов в производство Стоимость материала Товарная накладная, приходный ордер
91.02 20.01, 23 Списание сверхнормативных потерь Размер разницы с пределом Акт списания
94 41.01 Отражение недостачи в товаре. Так случается при обработке загрязненных изделий, очищении срезов, заветренных зон у продукта. Размер недостачи Акт зачистки
41.01 94 Приходование отходов для дальнейшей продажи Сумма отходов Приходная накладная, акт приема-передачи
44 94 Списание расходов, которые не превысили предел Сумма расходов Акт списания
76, 73 94 Списание потерь сверх нормы с отнесением на виновных лиц (ими могут быть работники или представители других организаций) Размер разницы с лимитом Акт списания
91.02 94 Списание потерь сверх нормы в случаях, когда виновные лица не были найдены Размер разницы с нормой Акт списания
94 60, 10, 16,41 Отражение недостачи при транспортировке Сумма недостачи Акт инвентаризации
20.01, 23 94 Списание недостачи на расходы в пределах установленной нормы Сумма затрат Акт списания
76, 73 94 Перенесение расходов на виновных лиц при сверхнормативных затратах Размер потерь Бухгалтерская справка-расчет, акт инвентаризации
91.01 94 Списание потерь сверх нормы при неустановленных виновных лицах Размер разницы с лимитом Бухгалтерская справка-расчет, акт списания

В дополнение к возможностям типовой конфигурации «Управление производственным предприятием», конфигурация «Управление переработкой отходов и вторсырья» учитывает специфику предприятий по переработке твердых бытовые отходов (ТБО) и вторсырья. Решение может использоваться на предприятиях перерабатывающей отрасли, осуществляющих переработку для вторичного использования или утилизации:

  • Цветного и черного металлолома.
  • Лома и отходов драгметаллов.
  • Полимерных отходов и пластмасс.
  • Стеклобоя.
  • Макулатуры.
  • Медицинских отходов.
  • Отработанных аккумуляторов и элементов питания.
  • Опасных или токсичных отходов.
  • Радиоактивных отходов.
  • Отходов древесины.
  • Органических отходов и отходов пищевых производств.
  • Производственных и строительных отходов.
  • Текстильных отходов и кожи.
  • Шин и резиновых отходов.
  • Электронного лома.

В конфигурации реализованы следующие основные отраслевые функциональные возможности:

  • Управление приемом и закупкой отходов, твердых бытовых отходов (ТБО) и вторсырья, учет весовых и объемных характеристик отходов;
  • Управление отгрузкой и транспортировкой отходов и вторсырья, регистрация автотранспорта;
  • Управление переработкой, сортировкой, утилизацией отходов и вторсырья;
  • Гибкая настройка схем прохождения отходов и вторсырья на предприятии.

Подробное описание функциональных возможностей продукта
Продукт «1С:Предприятие 8. Управление переработкой отходов и вторсырья» разработан на базе «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» и является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета, которое позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия перерабатывающей отрасли. В конфигурации реализована поддержка основных оперативных процессов на перерабатывающих предприятиях, такие как прием и отгрузка твердых бытовых отходов (ТБО) и вторсырья, сортировка, переработка, транспортировка и утилизация отходов. Предусматривается интеграция с различным оборудованием, используемым на таких предприятиях (весы, камеры, системы контроля доступа и т.п.).

Схема информационных потоков.

В конфигурации реализованы следующие функциональные возможности:

  • Прием ТБО вторсырья: учет приема ТБО и вторсырья;
  • учет весовых и объемных характеристик ТБО и вторсырья;
  • настройка схем приема и прохождения ТБО и вторсырья;
  • Учет сертификации и контроля качества принимаемого и отгружаемого ТБО и вторсырья;
  • Управление электронной очередью в кассу приема ТБО и вторсырья;
  • Автоматическое оповещение пользователей о событиях;
  • Учет талонов на прием ТБО;
  • Учет расчетов за прием и продажу вторсырья;
  • Учет наряд — заказов на вывоз ТБО;
  • Контроль времени разгрузки вторсырья и ТБО.
  • Транспортировка, отгрузка ТБО вторсырья:
  • Учет отгрузок и транспортировки ТБО и вторсырья;
  • Настройка схем отгрузки и транспортировки ТБО и вторсырья;
  • Переработка ТБО и вторсырья:
  • Учет переработки и утилизации ТБО;
  • Учет переработки вторсырья;
  • Формирование спецификаций на переработку ТБО, вторсырье.
  • Расчет себестоимости переработки отходов и вторсырья.
  • Формирование отчетов:
      Анализ поступлений ТБО и вторсырья
  • План-фактный анализ поступлений ТБО и вторсырья
  • Реестр «ПСА»
  • Расчеты с поставщиками ТБО и вторсырья
  • Анализ очереди
  • Реестр отгрузок ТБО и вторсырья
  • Анализ отгрузок ТБО и вторсырья
  • В конфигурации реализован процесс приема ТБО и вторсырья, состоящий из нескольких этапов:

    • Идентификация: идентификация клиента и транспортного средства, первичный осмотр, радиационный контроль, пиротехнический контроль;
    • Взвешивание (брутто);
    • Разгрузка;
    • Оценка, паспортизация отходов и вторсырья (может проводиться в два этапа: предварительная — до взвешивания тары; окончательная — после взвешивания тары);
    • Подготовка к оплате, производится на основании оценки вторсырья (при приеме ТБО не производится);
    • Оплата (наличная или безналичная), формирование приемо-сдаточных актов, РКО, формирование чека на ККМ (в случае приема ТБО, оплата производится поставщиком согласно тарифам пункта приема, оплата может производиться талонами).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *