Правила поведения в опасных ситуациях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила поведения в опасных ситуациях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.

Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения

Их можно подразделить на следующие группы:

1. Метеорологические:

  • бури (сильные, протяженные воздушные потоки, движущиеся со скоростью свыше 20 м/с);
  • смерчи (атмосферные вихри, которые появляются в грозовом облаке и распространяются вниз, как правило, до самой земной поверхности, представляют собой темный облачный рукав либо хобот, имеющий диаметр, равный десяткам, сотням метров);
  • ураганы (атмосферные вихри больших размеров, движущиеся со скоростью ветра вплоть до 120 км/ч либо до 200 км/ч, если речь идет о приземном слое).

2. Геологические:

  • землетрясения (подземные колебания, толчки земной поверхности, которые появляются по причине внезапных разрывов и смещений в коре земли либо верхней мантии и протягиваются на значительные расстояния в качестве упругих колебаний);
  • снежные лавины (снежная масса, которая соскальзывает либо падает со склонов гор (круглых) и двигается со скоростью приблизительно 20 – 30 м/с).

3. Гидрологические (гидрометеорологические):

  • наводнение (затопление местности водой, образовавшейся по причине продолжительных ливней, снегопадов, ветрового нагона на побережье, сильного таяния снегов, которое причиняет материальный ущерб и наносит урон людскому здоровью или даже приводит к их гибели);
  • цунами (морские волны, которые возникают по причине сдвига вниз или вверх протяженных зон морского дна во время прибрежных и подводных землетрясений).

4. Массовые заболевания — инфекции (болезни, которые возникают по причине внедрения в макроорганизмы (животное, растение, человек) живого специфического инфекционного возбудителя: вируса, бактерии, грибка и пр.).

5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).

Дерево причин опасностей

Графическое изображение таких зависимостей между реализованными опасностями и причинами принято называть «деревьями причин опасностей» по сходству с ветвящимися деревьями. В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей. В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий».

Построение «деревьев» целей, задач, связей факторов является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т.д.). Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования. В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

Мы узнали, какие бывают опасные природные теперь рассмотрим техногенные ЧС. Они всегда связаны с производственной деятельностью человека, и чаще всего их последствиями являются вред окружающей среде и большое количество смертей. Рассмотрим категории и примеры опасных ситуаций.

1. Транспортные аварии. Количество погибших на дорогах людей неуклонно растет. По состоянию на 2013 год мрачные цифры таковы: полтора миллиона смертей за год. По предварительным подсчетам экспертов, к сожалению, к 2030-му есть шанс того, что смертность составит почти 3,5 миллиона людей в год! В развитых странах транспортные аварии по количеству погибших стоят на пятом месте наряду с туберкулезом, малярией и ВИЧ. Стоит также сказать о крушениях самолетов и поездов, об авариях на судах и подводных лодках. В итоге количество смертей в транспорте ужасает.

Причина возникновения опасностей социального характера

Давайте рассмотрим источник зарождения этих проблем. Подобные ситуации происходят из-за того, что люди не могут решить какие-либо важные проблемы политики, экономики, культуры, этики и так далее. Человечество не оправдало надежд философов, гуманистов, например, насчет победы над голодом и помощи нуждающимся. Эти проблемы становятся все острее со временем и вызывают резонанс в обществе. Отправной точкой опасных ситуаций такого типа может стать безработица, инфляция, национализм, кризисы, низкий уровень жизни, коррупция и др. В подобных ситуациях одному придет в голову совершить самоубийство, другому — ограбить магазин, убить человека, изнасиловать кого-либо, отомстить и так далее. Некоторым инициативным людям приходит в голову примерно такая мысль: «Нужно что-то менять. Но раз правительство меня не слушает, придется переходить к радикальным действиям». И тогда они организовывают революцию. Ну и на худой конец какому-нибудь фанатику с психическими отклонениями приходит идея об объединении всего мира под своим командованием, о создании идеальной расы, о сокращении населения земли и т.п. Не менее разрушительным является банальное желание «забрать вот этот лакомый кусочек земли себе» или стремление убивать других.

Понятие «опасная ситуация» предполагает особое стечение обстоятельств, которое способно привести к авариям, катастрофам и прочим бедствиям. В настоящее время причины возникновения подобных состояний в большинстве своем носят антропогенный характер. Ведь значительное количество рассмотренных обстоятельств возникают в результате несоблюдения человеком установленных правил поведения. С другой стороны, понятие «опасная ситуация» можно охарактеризовать следующим образом: это особо сложная ситуация, в результате возникновения которой может быть вызвано негативное влияние на жизнь и здоровье людей. Однако в подобное взаимодействие оказывается вовлеченным не только население планеты, но также и окружающая среда.

Всю совокупность вышеописанных событий традиционно разделяют на три основные категории: природные, техногенные и социальные. К числу первых относят всевозможные а также эпидемии, приводящие к изменению биологического состояния окружающей среды. В свою очередь, вторая категория включает в себя катастрофы, связанные с транспортными средствами. К примеру, аварии на железнодорожных путях, автомобильных дорогах и так далее. Социально-опасные ситуации характеризуются политическими разногласиями и всевозможными конфликтами интересов.

Мы узнали, какие бывают опасные природные чрезвычайные ситуации, теперь рассмотрим техногенные ЧС. Они всегда связаны с производственной деятельностью человека, и чаще всего их последствиями являются вред окружающей среде и большое количество смертей. Рассмотрим категории и примеры опасных ситуаций.

1. Транспортные аварии. Количество погибших на дорогах людей неуклонно растет. По состоянию на 2013 год мрачные цифры таковы: полтора миллиона смертей за год. По предварительным подсчетам экспертов, к сожалению, к 2030-му есть шанс того, что смертность составит почти 3,5 миллиона людей в год! В развитых странах транспортные аварии по количеству погибших стоят на пятом месте наряду с туберкулезом, малярией и ВИЧ. Стоит также сказать о крушениях самолетов и поездов, об авариях на судах и подводных лодках. В итоге количество смертей в транспорте ужасает.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.

По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).

Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.

В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.

Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.

Опасные ситуации природного характера: источники, причины

Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:

Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.

Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).

Урок по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации»

Разделы: ОБЖ

Цели:

Задачи урока:

Оборудования: плакат «Шаги принятия решений»;
пословицы, стихи, рисунки учащихся; предметные картинки.
Учебники, компьютер, экран и т.д.

Ход урока

I.Организационный момент
Сегодня я хочу начать урок с известного вам четверостишия.

На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.

— Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об опасностях, с которыми встречается человек каждый день);
— Правильно. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают.

II. Изучение новой темы:
Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том. Чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.
Но прежде чем мы начнём говорить об опасных ситуациях, мы должны выяснить, а что же такое безопасность?
Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.
Следовательно, возникает вопрос.
— А, что такое опасная ситуация?
Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы не только узнаем опасные места, но и определим главное слово нашего урока.

III. Разгадывание кроссворда.

Безопасное поведение на улице. С чего начать обучение ребенка безопасному поведению на улице?

Для того чтобы обучение было эффективным, необходимо выбирать такие формы и методы, которые будут соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.

  • Для детей 4-6 лет наиболее уместными будут игровые формы с использованием кукол и других игрушек (например, можно сыграть в сюжетно-ролевую игру на тему «Что делать, если кукла потерялась?»);
  • с 7 лет можно разыгрывать с детьми различные сценки, описывающие возможные выходы из опасных ситуаций;
  • с ребенком подросткового возраста нужно обговаривать, в каких местах своего района он может гулять с друзьями без сопровождения взрослых, изучать с ним номера служб спасения, и варианты, куда и к кому он может обратиться в случае возникновения опасности.

Не стоит акцентировать внимание на ужасных событиях, которые происходят в мире, запугивать ребенка. Кроме ощущения страха перед внешним миром и недоверия к нему, это ничего не сформирует.

Лучше сосредоточиться на правилах безопасного поведения, поощрять у ребенка стремление рассказать о своих проблемах взрослому, поддерживать с ним эмоциональный контакт.

Доверие к родителю – очень важное условие того, что они смогут вовремя узнать о негативных моментах из жизни ребенка и помочь ему.

Кроме этого, пожалуй, самым важным условием успешного обучения безопасному поведению детей является собственный пример, который демонстрируют взрослые. Согласитесь, не особо убедительно звучит правило «дорогу переходить можно только на зеленый свет» из уст того, кто сам перебегает на красный.

Говоря про безопасное поведение на улице нельзя забывать рассказать ребенку и о том, что некоторые факторы и моменты его поведения способны спровоцировать неприятные ситуации. Например:

  • дорогие украшения или сотовый телефон;
  • ключи от дома на видном месте (например, на шее);
  • разговоры с незнакомыми и малознакомыми людьми.

Очень важно регулярно проводить профилактические беседы с ребенком о местах потенциальной опасности в вашем районе. Это могут быть водоемы, леса и посадки, опасные животные, плохо освещенные территории.

Правила безопасного поведения в школе

Ученика в целях безопасности не разрешается бегать по коридорам, лестницам и кабинетам. Нельзя толкаться, драться и кричать. Ученикам запрещается приносить в школу опасные предметы или вещества, которые могут нанести вред окружающим: пиротехнические или взрывные устройства, острые, режущие предметы, любой вид стрелкового оружия (в том числе и пневматического).

Нельзя учащимся школ лазить по деревьям, заборам и хозпостройкам на территории школы. Ученикам нельзя пытаться проникнуть на чердак, подвалы и другие места, которые не предназначены для непосредственного обучения или отдыха школьников.

Школьникам нельзя кормить, дразнить или самостоятельно пытаться прогонять собак и других животных, которые оказались на территории учебного заведения. Если школьники увидели на территории школы животное, необходимо сказать об этом учителю или охраннику.

Если ученик болен (высокая температура, признаки респираторно-вирусного заболевания) не стоит посещать школу, чтобы не заразить учителей и других учеников.

Причины техногенных катастроф

Техногенные аварии происходят по причине человеческих ошибок, неверных решений или злого умысла. Это означает, что перед техногенной катастрофой существовал шанс избежать опасной ситуации, прервав цепь событий, приведшую к трагедии.

Причинами возникновения ЧС техногенного характера на производствах становятся:

  • низкая квалификация сотрудников;
  • отсутствие ответственного руководства;
  • пренебрежение техникой безопасности и трудовой дисциплиной;
  • нарушение правил технического обслуживания;
  • износ оборудования и объектов;
  • недочеты или брак при строительстве;
  • ошибки проектирования и недостатки конструкций.

Основной причиной транспортных аварий также является человеческий фактор. К ЧП приводят:

  • нарушения правил дорожного движения;
  • вождение в нетрезвом виде;
  • недостаточные навыки лиц, управляющих транспортными средствами;
  • технические неисправности транспортных средств;
  • нарушения правил перевозки грузов;
  • плохое состояние объектов инфраструктуры (магистралей, дорожного покрытия, взлетно-посадочных полос и аэропортов, причалов).

Предотвращение и устранение последствий

Полностью устранить человеческий фактор и предотвратить все потенциальные техногенные катастрофы вряд ли возможно. Однако можно снизить вероятность их возникновения и опасность для окружающей среды и человека. Для профилактики техногенных ЧС требуется заранее рассчитывать риски аварий и разрабатывать методы их снижения.

В 1995 году была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), главная задача которой – защита населения от катастроф и бедствий. РСЧС объединяет органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, местное самоуправление и организации.

Для предотвращения техногенных ЧС Правительством РФ разработаны специальные целевые программы, которые работают на федеральном и региональном уровнях. Снижению рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера способствуют комплексные меры:

  • прогнозирование и расчет рисков ЧС;
  • размещение производств, прокладка газо- и нефтепроводов, а также коммуникационных сетей и дорог с учетом природной и техногенной безопасности местности;
  • совершенствование производственных процессов с целью повысить их надежность и безопасность;
  • проведение учений и подготовка населения на случай возникновения ЧС техногенного характера;
  • информирование граждан о техногенных угрозах;
  • подготовка систем жизнеобеспечения населения к потенциальным ЧС;
  • выдача лицензий на эксплуатацию опасных производственных объектов;
  • постоянный мониторинг и надзор за техногенной безопасностью, результаты которого сводятся в единую базу данных.

Профилактика техногенных катастроф имеет большое значение для жизней и здоровья населения, а также для экономики страны. Ответственность за предотвращение чрезвычайных ситуаций техногенного характера лежит не только на властях и муниципалитетах, но также на предприятиях, организациях и на отдельных гражданах.

Кстати. Меры по профилактике аварий техногенного характера описываются в должностных инструкциях и предписаниях. Следить за их выполнением – обязанность инженера по технике безопасности.

Снижению риска техногенных ЧС на производстве способствуют:

  • постоянная диагностика коммуникаций, производственных линий, зданий и объектов инфраструктуры;
  • проведение плановых ремонтов оборудования;
  • повышение квалификации персонала;
  • составление прогнозов по развитию потенциальной ЧС техногенного характера и планов устранения последствий;
  • заблаговременное устранение любых факторов, которые могут спровоцировать ЧС.

Для предотвращения техногенных катастроф необходима личная ответственность каждого – разрушительные последствия могут вызывать действия всего одного человека. Например, к авариям и смертям часто приводят самовольные подключения к электросетям и врезки в газопроводы. Всем гражданам требуется действовать согласно технике безопасности на работе, дома, в общественных местах и на улице:

  • соблюдать противопожарную безопасность и не оставлять без присмотра источники открытого огня;
  • осторожно обращаться с объектами техногенной опасности (бытовыми приборами, электрическими кабелями, горючими веществами);
  • следовать правилам дорожного движения;
  • ответственно относится к инструктажам и учениям;
  • при возникновении чрезвычайной ситуации следовать всем предписаниям властей.

От того, насколько информированы граждане, напрямую зависит число жертв при техногенных авариях, поэтому так важно повышать грамотность населения в области безопасности жизнедеятельности.

Ликвидацией последствий техногенных аварий и катастроф, а также профессиональной подготовкой спасателей занимается отдельный орган власти – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Очень и очень полезный пост. Наиглавнейшее правило: не лезть туда, где может быть опасно – в толпу, под лавину, в места, где могут быть бродячие собаки, гопники, криминал. Нечего делать на льду, даже толстом. Не стоит наступать на канализационные люки, это отличнейшие ловушки – сам закрыл несколько штук.
И ещё. Не все специалисты владеют языком, но текст перед публикацией попадается на глаза многим людям. Ну подскажите, как избавиться от корявых фраз, ведь доходит до того, что смысл пропадает. «У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться горизонтально от нее (лавины)» – это, простите, как? А как вертикально? И множество других «косяков». В такой важной теме «косяк» может стоить жизни.

Главное правило: не паникуйте! Лучше берегите силы.

Если чувствуете, что идете ко дну, поднимите одну руку и громко закричите. Чувствуете, что можете добраться до берега? Помните, что расстояние всегда больше, чем кажется. Да и усталость может только усложнить ваше положение.

Всегда предупреждайте кого-нибудь, что собираетесь на реку или море, чтобы близкие знали, где вас искать в первую очередь, если вы пропали.

Если вы видите, как кто-то барахтается в воде, отдавайте себе отчет в том, что человек находится в паническом состоянии. Он легко может потащить вас с собой на дно. Срочно зовите профспасателя или звоните в скорую. Если же у вас с собой есть доска для серфинга, используйте ее, чтобы поддержать пострадавшего. Помогайте ему держаться на плаву и постепенно тащите к безопасному месту.

Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *