Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменить вид разрешенного использования земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


От вида разрешенного использования участка зависит сумма земельного налога. На базе ВРИ определяется кадастровая стоимость земли, поэтому в тех регионах, в которых земельный налог платят по кадастру, к изменению ВРИ надо подходить осторожно – есть риск переплатить.

Что такое территориальная зона?

В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

Некоторые примеры территориальных зон:

  • жилая зона,
  • деловая зона,
  • промышленная зона,
  • сельскохозяйственная.

В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.

Меняем ВРИ на основной

Поменять текущий вид на один из списка основных проще всего. Для начала соберите следующие документы:

  • Паспорт заявителя;
  • Выписка из ИСО градостроительной деятельности. Она пригодится для подтверждения того факта, что ВРИ, на который вы хотите сменить текущий, является основным. Ее можно запросить через МФЦ, комитет архитектуры, местную администрацию, департамент градостроительства и пр. Возьмите с собой выписку из реестра и удостоверение личности;
  • Кадастровый паспорт земельного участка. Его можно запросить уже в ходе получения услуги;
  • Выписка из ЕГРН или другой документ, подтверждающий ваше право собственности на участок;
  • Письменное согласие других собственников земли и доверенность от их имени, которая предварительно проверена и заверена нотариусом;
  • Заявление на смену текущего ВРИ. Его можно заполнить на месте или заранее.
  1. Согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями (собственниками земельных участков и объектов капитального строительства) самостоятельно.
  2. Лицо, желающее изменить ВРИ земельного участка, обращается в местное МФЦ с заявлением о смене ВРИ ЗУ и прикладывает комплект документов, удостоверяющих его права на данный ЗУ.
  3. Если территориальная зона по ПЗЗ вашего населенного пункта предполагает в качестве основного или вспомогательного ВРИ ЗУ, за сменой которого обращается заявитель, то в ЕГРН вносятся изменения. Если не предполагает, то заявитель получит отказ.
  4. После смены ВРИ земельного участка, у него изменится кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость устанавливается в зависимости от ЦН и ВРИ земельного участка, а рассчитывается на основании массовой кадастровой оценки проводимой не чаще чем раз в 5 лет и актуализируется исходя из поправочного коэффициента, установленного правительством вашей области.

Смена ВРИ земельного надела – процедура важная и необходимая. С одной стороны – это возможность на законных основаниях хозяйствовать на своей земле, с другой – возможность сэкономить на налогах или напротив, увеличить кадастровую, а значит и рыночную стоимость земли.

Весь процесс смены ВРИ земельного участка от подачи соответствующего заявления до момента внесения изменяющих записей в Земельный кадастр занимает от 1,5 до 2,5 мес.

Часть этапов процедуры является платной, к этому надо быть готовым заранее, чтобы из-за несвоевременной оплаты госпошлины не отодвинуть время получения необходимой вам выписки. Кроме того у вас всегда есть возможность выбора – пройти весь путь самостоятельно, либо доверить работу юристу.

Когда нельзя менять категорию

Существует несколько случаев, в которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается.

Это происходит, если:

  • законом установлены ограничения перевода участков из одной категории в другую либо запрет на такой перевод;
  • существует отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если её проведение предусмотрено федеральными законами;
  • установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утверждённым документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Подготовительные действия

Чтобы поменять разрешенное использование земельного участка, сначала уточняется действующий градостроительный регламент на территории. Для этого можно запросить:

  • выписку из правил землепользования и застройки;
  • градостроительный план;
  • справку о зонировании территориальной единицы в пределах нахождения надела.

Документы можно запросить в Росреестре или МФЦ путем личного обращения. Доступно онлайн заявление на сайте регистрационной службы. За готовым результатом нужно явиться лично или запросить ответ по электронной почте. Также возможно отправление по почте России, если заявление подано с применением электронной цифровой подписи.

Уточняется разрешенное использование по конкретному участку. Оно делится на 3 основные группы:

  • основная;
  • условно разрешенная (определяется по факту публичных слушаний);
  • вспомогательная (назначается дополнительно к предыдущим).

Далее подбирается вид пользования, который максимально отвечает целям территории. К каждой категории относится несколько возможных разрешенных видов использования. При достаточной аргументации можно успешно изменить один на другой.

Если планируется изменение вида разрешенного использования, порядок действует стандартный. Процесс начинается с тщательной подготовки документов, заявления и обоснований требований. Во многом этот этап сказывается на дальнейший результат.

Далее важно обратиться в администрацию по месту нахождения участка. В некоторых случаях проводятся публичные слушания в территориальном отделе Росреестре или администрации. Если новый ВРИ связан с капитальным строительством жилого дома, положительное решение не потребует слушаний. Но в этом случае важно, чтобы новый вид использования не противоречил целевому назначению.

В течение 30 дней должно быть принято решение о возможности удовлетворения заявления. Окончательное одобрение происходит в земельном комитете органа местного самоуправления.

Затем заявителю направляют уведомление о результате. Если решение положительное, можно обратиться в Росреестр для официальной смены в государственном реестре. При отрицательном ответе предоставляется мотивированный отказ. Если проблема связана с недостаточной проработкой документов, можно исправить ошибки или неточности. Затем запрос с документами подается повторно.

Использование сельхозугодий

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ).
Такие земли могут быть заняты:

  • внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;
  • водными объектами;
  • зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;
  • сельхозугодьями. В них входят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под садами, виноградниками и другими многолетними насаждениями. Они подлежат охране как особо ценные земли.

Сельскохозяйственные угодья подразделяются на три категории, минимальные размеры и местоположение которых устанавливаются законами субъектов РФ.
1. Земли приоритетного использования, подлежащие особой охране, к которым относятся опытно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профобразования. Кадастровая стоимость этих земель существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу).

2. Особо ценные продуктивные угодья, использование которых для несельскохозяйственных нужд, для дачного и иного строительства не допускается.

3. Сельскохозяйственные угодья, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, следовательно, земли худшего качества по кадастровой оценке.

Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?

В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.

Кто выдает разрешение на смену использования земли

Если на вашем участке есть ограничение на вид использования, то можно получить постановление органов местного самоуправления на изменение вида.

Что нужно сделать?

  • Определить, что вы хотите изменить, какие планы реализации?
  • Необходимо с юридической точки зрения обосновать перевод земли, указать веские причины. Но все-таки целевое назначение участка должно быть сохранено, и подпадать под определенную категорию.
  • Добейтесь разрешений у своих соседей на то, что они не против вашей затеи. Также возьмите разрешения и у собственников прилегающих участков.
  • Подготовить необходимый пакет документов юридически грамотно.
  • Со всеми перечисленными документами и вашим заявлением следует обратиться к главе муниципалитета.
  • Документы следует отдавать под расписку, с составленным перечнем, при личном визите.

Общие положения о землепользовании

Нецелевое использование наделов запрещено законом. Разрешенный способ указывается в документации на землю: Кадастровом паспорте и Свидетельстве права собственности. Если участок по бумагам предназначен для жилой застройки и подсобного хозяйства, на нем нельзя строить промышленные и административные здания.

Если собственник собирается изменить характер землепользования, для получения разрешения необходимо обратиться в соответствующую службу и внести поправки в паспорт надела. В случае невозможности замены способа использования территории придется продавать настоящую и приобретать новую.

Основным документом, которым руководствуются при этом государственные учреждения, является градостроительный план – в нем указываются цели и планы развития территорий в городе или сельском поселении. На муниципальном уровне устанавливаются правила застройки и землепользования. Их основой являются не только Земельный кодекс РФ, а также экономика и климат региона.

Они определяют:

  • Общие направления развития региона.
  • Разбивка на зоны (под жилое строительство, производство, инфраструктуру, сельское хозяйство и проч.) с описанием функционала и запретов по каждой.
  • Список мер по защите окружающей среды.
  • Границы населенных пунктов.

Благодаря четкой разбивке общей территории на промышленные, жилые, административные, сельскохозяйственные, лесные, природоохраняемые и прочие зоны удается добиться порядка и наиболее рационального использования земель – от них зависят условно-разрешенные виды использования. Чаще всего используется функциональная зона – площадь рядом с населенным пунктом.

Условно разрешенный вид земельного участка: порядок назначения или изменения

Для того, чтобы изменить или назначить новое условие использования земельного надела, необходимо пройти процедуру разрешения и регистрации (регламентируется Градостроительным кодексом РФ):

  • Необходимо собрать полный пакет документов, подтверждающих право собственности на недвижимость.
  • С собранным пакетом обратиться в местную администрацию, написать заявление.
  • Служащие администрации организуют комиссию и публичные слушания по делу.
  • На их основании делается заключение – заявителю дается согласие или отказ от предоставления условно-разрешенного ВРИ.
  • При положительном решении администрация направляет информацию в Кадастровую палату, где она фиксируется и заносится в Росреестр.
  • После этого собственнику можно получить измененную выписку ЕГРН и использовать землю по назначению.

Образцом может быть перевод земли сельскохозяйственного назначения в землю под жилое строительство.

Категории земель, также, как и присвоенный вид целевого назначения, может быть установлен только в соответствии с действующими нормами и положениями земельного законодательства.

Основными регуляторами здесь выступают Земельный Кодекс Российской Федерации (статья 8), а также Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (статья 14).

В соответствии с нормами, закрепленными в указанной статье Земельного Кодекса есть четыре уровня уполномоченных государственных органов, которые могут определять новые или подтвержать ранее установленные категории земель.

Уровни определяющих органов формируются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок или территория.

В соответствии со статьёй 8 Земельного Кодекса категория земель устанавливается:

• Для территорий, находящихся в федеральном владении – Правительством РФ;

• Для земель, принадлежащих на основании оформленного права собственности субъектам государства, а также для муниципальных земель, которые являются или будут являться землями сельхозназначения – уполномоченными органами соответствующих субъектов;

• Для земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, кроме земельных территорий, отданных под сельское хозяйство или которые будут переведены в эту категорию – специально уполномоченными органами или отдельными должностными лицами муниципалитетов;

• Для земель, на которых оформлено право частной собственности, в зависимости от категории, будут использованы полномочия либо специальных органов исполнительной власти субъекта (если речь идёт о земле сельхозназначения), либо муниципалитета (для остальных категорий).

Типы и порядок присвоения

Существует 12 основных типов земельных участков, в соответствии с которыми земля может использоваться для:

  1. сельского хозяйства;
  2. жилищного строительства;
  3. размещения объектов капитального строительства с целью их общественного использования;
  4. предпринимательской деятельности;
  5. обустройства территорий для отдыха, рекреации, занятий спортом;
  6. производственной деятельности;
  7. организации транспортного сообщения;
  8. обеспечения безопасности и обороны;
  9. охраны и изучения природы;
  10. деятельности, связанной с использованием лесных ресурсов;
  11. водных объектов;
  12. общего использования территории и специальных видов деятельности.

В свою очередь, каждый из видов делится на подвиды.

ВРИ того или иного участка земли присваивается уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с Земельным Кодексом РФ. Если надел принадлежит частному лицу либо находится во власти муниципалитета, то этим занимаются муниципальные органы. Для участков сельхозназначения, а также для земель в ведении субъектов федерации виды присваивают органы федеральных субъектов.

Если же земля находится в федеральной государственной собственности, в таком случае вид землепользования определяет правительство России.

Основания и порядок смены ВРИ

Для смены основного вида использования на другой следует руководствоваться:

  • местными муниципальными правилами землепользования и застройки;
  • градостроительным зонированием;
  • градостроительным регламентом;
  • классификатором.

Проанализировав данные документы, можно уточнить возможность изменения.

Следует учесть, что для некоторых территорий смена ВРИ запрещена. К ним относятся:

  1. сельскохозяйственные угодья в составе земель для сельхозназначения;
  2. зоны особо охраняемых природных территорий;
  3. лесного фонда;
  4. высадки зелёных насаждений общего пользования;
  5. земли запаса;
  6. территории размещения объектов культурного и исторического наследия.

Изменять вид допускается только в рамках возможных видов использования, установленных для конкретной зоны. Если вид не установлен разрешенным для определенной территории градостроительным регламентом, то смена в таком случае невозможна (подробнее об изменении вида разрешенного использования ЗУ можно узнать тут).

Нецелевое использование земель и санкции

Использование земли не по назначению может быть выявлено контролирующими органами и приведет к административной ответственности согласно статьи 8.8. КОАП РФ.

Нецелевое назначение – использование земельного участка не предусмотренное его категорией, невыполнение обязательств по его сохранению и рекультивации.

Влечет наложение штрафа на физическое лицо от 20-50 тыс. рублей, на должностное лицо от 100-200 тыс. рублей, на юридическое лицо от 200-400 тыс. рублей.

Применяются и другие виды наказаний:

  • штраф в размере 1% от кадастровой стоимости участка для физлиц, 1,5% для должностных лиц, 2% для юридических.
  • владельца могут лишить земельного участка по решению суда;
  • с арендатором могут расторгнуть договор раньше срока.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *