Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на утилизацию старых автомобилей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Утилизация – это процесс, при котором машина полностью уничтожается безопасным способом. На специализированных пунктах ее разбирают по отдельным деталям, сортируют, в зависимости от типа материала и отправляют на переработку.
Как оформить лицензию на утилизацию автомобилей?
Лицензия на утилизацию автомобиля бессрочна. За ее оформление необходимо оплатить государственную пошлину в 7500 рублей. За выдачу разрешений отвечает Росприроднадзор. Он также контролирует все действующие предприятия в данной сфере. Если в ходе проверки на предприятии будут обнаружены серьезные нарушения, то лицензия будет аннулирована. Актуальный реестр фирм представлен на официальном сайте ведомства.
Росприроднадзор предъявляет ряд требований к соискателю лицензии:
- ИП или юридическое лицо любой организационно-правовой формы без задолженности по страховым взносам, налогам и другим обязательным платежам.
- Арендованный или собственный участок земли, расположенный на расстоянии не ближе 500 метров к городу. Для интенсивной деятельности минимальное расстояние увеличено до 1 км.
- Разработка проекта рабочей площадки по утилизации транспортных средств с учетом возможных рисков и негативного воздействия на окружающую среду.
- Обучение сотрудников по программе профессионального обращения с опасными отходами.
- Наличие положительного заключения от Роспотребнадзора и Центра гигиены и эпидемиологии о соответствии оборудования и рабочего участка санитарным нормам.
Кто платит сбор и в каких размерах
Как уже стало понятно, утилизационным сбором в России облагают все автомобили, которые произведены в стране, ввезены в нее, а также те, за которые по каким-то причинам сбор не был уплачен ранее.
При уплате утилизационного сбора информация об этом проставляется в ПТС автомобиля. Им облагаются все типы автомобилей – как легковые, так и грузовые, автобусы, и даже электромобили.
Исключений из общего правила немного: не нужно платить утилизационный сбор в таких случаях:
- его ввозит в Россию участник программы добровольного переселения соотечественников;
- автомобиль старше 30 лет и не используется в коммерческих целях;
- транспортом владеют дипломатические представительства других стран;
- сбор уже уплатил производитель или прежний владелец.
Что касается суммы утилизационного сбора, она рассчитывается по простой формуле:
УС = БС × К
где:
БС – базовая ставка сбора
К – специальный коэффициент
Базовые ставки определены еще с 2012 года и с тех пор не менялись:
- для легковых автомобилей (категория M1) – 20 000 рублей;
- для грузовых автомобилей и автобусов (M2, M3, N1, N2, N3), их шасси и прицепов – 150 000 рублей;
- для самоходных машин и прицепов к ним – 172 500 рублей.
Какое отношение он имеет к утилизации
О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).
Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.
Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:
«Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.
В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.
В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.
Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).
В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.
На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов».
Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.
При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.
Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.
В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:
«Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.
Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.
Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».
В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:
«Условия утилизации автомобилей в 2020 году претерпели изменения по сравнению с предыдущими годами. Теперь допуск к сдаче в утиль получили практически все транспортные средства с минимальными требованиями к сроку владения (не менее полугода) и году производства. К тому же пробег, техническое состояние, марка и модель, страна сборки значения не имеют.
Сейчас корректнее обозначать данный процесс как сдачу автомобиля по программе Trade-in, но эта программа действительна только при приобретении нового автомобиля взамен сдаваемого. Старый автомобиль оценивают по рыночной стоимости (немного ниже уровня активного рынка), и при этом дают скидку на покупку нового автомобиля. Для разных марок и моделей автомобилей скидка имеет разные значения, например, при покупке автомобилей марки LADA, скидка составит 50 тысяч рублей.
Также машину можно сдать в ближайший пункт приема металлолома, но тогда на сертификат можно не рассчитывать, вы получите немного денег за стоимость автолома. Дальше на площадке сливаются все технологические жидкости, снимаются колеса, сиденья. Если компания крупная, то в их распоряжении имеется шредерная машина, в процессе работы которой, автомобиль измельчается, и его части делятся на цветной и черный лом, также отделяется пластик и мусор. Лом при такой переработке выглядит как шарики диаметром 10-15 см.
Если компания мелкая (около 85% в России), то автомобиль разбирается вручную и «голый» кузов попадает в пресс. При такой утилизации на пункте приема лома попросят от собственника документы о собственности либо решение суда (для брошенных автомобилей). При этом будет выдана справка об утилизации по форме Минпромторга.
Практика утилизации автомобилей широко распространена по всему миру. В развитых странах имеются целые сети по приему ТС, где владельцы старых и аварийных авто имеют возможность сдать их на металлолом.
Самостоятельную утилизацию или разборку с последующей продажей запчастей тоже никто не отменял. Автомобиль разбирается, а его компоненты выставляются на общеизвестных сайтах.
Александр Багрецов, руководитель проектов Группы компаний SRG.
Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.
Является ли вышедший из эксплуатации автомобиль отходом?
Таковым его признает закон №89-ФЗ от 24.06.98г. В статье 1 этого документа есть определение отходов: под ними понимаются вещества либо предметы, удаляемые, предназначенные для удаления либо подлежащие удалению. И автомобиль, вышедший из эксплуатации и снятый с учета в ГИБДД (без этого провести утилизацию невозможно), как раз и подлежит «удалению». Причем, лицензированию подлежит обращение отходов только с 1-го по 4-й класс опасности (пп.30 ст.12 закона №99-ФЗ от 04.05.11 г., ст.9 закона №89-ФЗ), которые входят в состав автомобиля: шины, смазки, аккумуляторы, и многое иное. В случае, если в составе авто есть еще вещества и материалы, относимые к 5-му классу опасности (т.е. не опасные), то на их обращение лицензии не требуется.
Государственная программа
Эта специальная программа была запущена в 2010 году, но действует и сейчас. Цель государственной программы — повышение роста продаж отечественных машин путем предоставления субсидий на покупку новых ТС взамен старых.
Основное условие участия в программе: расходовать средства, которые Вы получите от сдачи ТС на переработку, можно только на покупку новой машины.
Прочие условия в 2021 году:
- вы должны владеть автомобилем не менее полугода;
- участвовать в программе можно физическим и юридическим лицам;
- новые автомобили в утиль не сдают;
- у участника должен быть паспорт РФ;
- автомобиль не сдают на переработку без специально нанятого дилера (услуги могут стоять около 10 000 рублей).
По программе можно обменять легковой, большой автомобиль, джип, автобус. Максимальная сумма дисконта составляет 50-350 тысяч рублей.
Возможно ли через Госулуги
Оформление и получение лицензии через портал Госуслуг возможно, но при условии, что у соискателя имеется усиленная электронная подпись (ЭЦП).
Для этого лицу желающему получить лицензию необходимо зарегистрироваться на сайте Госуслуг и пройти верификацию.
После чего ознакомиться со всеми условиями получения разрешительного документа посредством электронного документооборота, оплатить государственный сбор за услугу на этом же сайте, и дождаться решения по своему вопросу.
После чего получить документ лично или в электронном варианте.
ФЗ-99 допускает получения электронного варианта лицензионной документации. Для этого в заявлении необходимо указать данный пункт.
Важно! Документ будет иметь юридическую силу лишь тогда, когда лицензирующий орган подпишет ее при помощи ЭЦП.
Отправить на металлолом
Процедура проходит в три этапа:
1. Найти утилизатора
Определитесь с компанией-утилизатором. В интернете можно найти списки таких организаций в вашем городе или регионе. Они бывают государственные и частные. Узнайте, есть ли у компании соответствующая лицензия на работу с отходами. Только такая организация сможет выдать вам свидетельство об утилизации установленного образца. Без этого документа снять авто с учета не получится.
Совет. Перед тем, как сдать машину в утиль, имеет смысл снять с нее работоспособные комплектующие, которые можно продать. Номерные агрегаты придется зарегистрировать в ГИБДД, чтобы продать их потом легально. На каждую номерную деталь в ГИБДД вам выдадут свидетельство. Особенно важно получить свидетельство на двигатель.
Государственная программа
Эта специальная программа была запущена в 2010 году, но действует и сейчас. Цель государственной программы — повышение роста продаж отечественных машин путем предоставления субсидий на покупку новых ТС взамен старых.
Основное условие участия в программе: расходовать средства, которые Вы получите от сдачи ТС на переработку, можно только на покупку новой машины.
Прочие условия в 2021 году:
- вы должны владеть автомобилем не менее полугода;
- участвовать в программе можно физическим и юридическим лицам;
- новые автомобили в утиль не сдают;
- у участника должен быть паспорт РФ;
- автомобиль не сдают на переработку без специально нанятого дилера (услуги могут стоять около 10 000 рублей).
По программе можно обменять легковой, большой автомобиль, джип, автобус. Максимальная сумма дисконта составляет 50-350 тысяч рублей.
Минимальная сумма для легковых автомобилей, максимальная для грузовых. В рамках этой программы удалось продать уже около 130 000 машин.
Нужно ли платить госпошлину за процедуру? Нет, эту услугу предоставляют бесплатно.
Но управлять снятым с учета автомобилем нельзя. Поэтому придется потратиться на эвакуатор до площадки приема автомобиля.
Согласно закону №89, лицензионными центрами приема услуга по утилизации предоставляется бесплатно, если за данное автотранспортное средство был уплачен утилизационный сбор.
Но нужно помнить, что утилизационный сбор не уплачивает за ТС, ПТС на которые были выданы до 2012 года.
Если сбор не был уплачен, собственнику придется внести оплату за услугу по расценкам компании.
Программа утилизации машин в России
Чтобы участвовать в этой государственной программе необходимо пройти несколько этапов.
- На начальном этапе человек должен определиться с тем автомобилем, который будет приобретаться, впоследствии, причем это может быть нелюбое транспортное средство. Для этого существует ряд условий, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.
- На следующем этапе собирается полный комплект документов, установленный законодательством. После сбора всех необходимых бумаг нужно сдать автомобиль в специальную организацию. Транспортировкой старого автомобиля занимается дилер, с которым заключено соглашение, производится при помощи эвакуатора.
- После этого хозяину вручается купон, в котором указывается размер предоставляемой скидки на новый автомобиль. Купон или справка со скидкой не имеет единого образца на территории России, в каждом регионе бланки могут отличаться в значительной степени.
- Далее, происходит покупка автомобиля. Разницу между стоимостью и скидкой выплачивает автовладелец.
Является ли вышедший из эксплуатации автомобиль отходом?
Таковым его признает закон №89-ФЗ от 24.06.98г. В статье 1 этого документа есть определение отходов: под ними понимаются вещества либо предметы, удаляемые, предназначенные для удаления либо подлежащие удалению. И автомобиль, вышедший из эксплуатации и снятый с учета в ГИБДД (без этого провести утилизацию невозможно), как раз и подлежит «удалению». Причем, лицензированию подлежит обращение отходов только с 1-го по 4-й класс опасности (пп.30 ст.12 закона №99-ФЗ от 04.05.11 г., ст.9 закона №89-ФЗ), которые входят в состав автомобиля: шины, смазки, аккумуляторы, и многое иное. В случае, если в составе авто есть еще вещества и материалы, относимые к 5-му классу опасности (т.е. не опасные), то на их обращение лицензии не требуется.
Такой мусор остается на площадке, где происходит утилизация авто
Какие виды отходов позволяет «получать» лицензия на утилизацию автомобилей?
Территория предприятия по утилизации
Помимо металлического лома при утилизации вышедшего из строя автомобиля можно получить множество других видов отходов, которые подлежат либо захоронению, либо повторному использованию, например, в качестве сырья для производства других материалов. В связи с этим можно выделить следующие побочные отходы:
Из-за такого количества опасных материалов и веществ к пунктам приема предъявляются повышенные требования в плане организации хранения и перевозки данных отходов. Поэтому очень часто не имеющие подобных условий предприятия договариваются с другими приемщиками, наоборот, располагающими необходимым оборудованием, о передаче за отдельную плату аккумуляторов, смазок и прочих побочных активов, образующихся при утилизации авто.
Что касается сбора и переработки металлического лома, образующегося при приеме старых автомобилей, то на эти виды деятельности дополнительной лицензии не требуется. Исключение составит решение предприятия заняться, например, самостоятельной переработкой таких ресурсов в подземных хранилищах.
Как получить лицензию на такси юридическому лицу?
Юридическое лицо, которое зарегистрировало таксопарк, как общество с ограниченной ответственностью (ООО), может также подать заявку на получение лицензии онлайн либо посетить одно из представительств государственных органов, оказывающих услугу по выдаче регистраций.
Перед подачей заявления, руководителю ООО, либо доверенному представителю нужно подготовить пакет документов, который включает документы:
- скан-копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
- скан-копия свидетельства о регистрации автомобиля;
- данные ОГРН юридического лица; данные ИНН юридического лица;
- если автомобиль не ваш – скан-копия договора лизинга, договора аренды или копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения автомобилем;
- скан-копия доверенности от юридического лица.
Когда нужные документы собраны, можно переходить к подаче заявления для выдачи разрешения на такси. Подавать заявку от имени юридического лица в 2023 году может непосредственный руководитель организации, либо один из сотрудников. В последнем случае работнику вместе с собранным пакетом уставных и регистрационных документов выдается доверенность, которая дает право на подачу заявки от имени ООО.
Заявление можно самостоятельно заполнить спокойно дома, без очередей. ГИБДД посетить уже с полностью готовым пакетом документов. Заполнение бланка заявления несложное, сначала указать причину снятия с учета, например, «в связи с утилизацией по государственной программе».
Если утилизируется автомобиль полностью, то указать, что номерные знаки прилагаются, а свидетельство на высвободившиеся узлы не требуются. Когда оформляется частичная утилизация, то нужно указать агрегат, на который потребуется свидетельство о высвобождении.
После заполнения бланка заявления можно со всеми документами отправляться в отделение ГИБДД и подавать на оформление.
В бланке обязательно указываются все необходимые сведения о владельце и автомобиле. Оформляя утилизацию через портал Госуслуги, заявление следует заполнять в электронном виде на сайте.
Для выполнения операции по снятию с учета автомобиля в связи с утилизацией понадобится 10 дней. Это если заявление заполнено правильно и все документы соответствуют, а также сотрудники Госавтоинспекции не имеют дополнительных вопросов к автовладельцу.
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Задать вопрос
В том случае, когда допущены ошибки заполнения заявления, то придется переписывать, а вот, если есть нестыковки документов с транспортным средством или сведениями об автовладельце, тут гораздо сложнее. Когда присутствуют неоплаченные штрафы или выявились другие проблемы, связанные с автомобилем, даже изменение паспорта автовладельца, но невнесение этой информации в документы машины грозят проблемами и задержками.
Важно! При любых изменениях узлов транспортного средства их замены или документах автовладельца необходимо регистрировать новые сведения в ГИБДД.