2.4. Последствия завершения строительства применительно к правам на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.4. Последствия завершения строительства применительно к правам на землю». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


После завершения строительства нужно составить уведомление о его окончании в течение месяца со дня возведения объекта. В документе должны быть указаны сведения о застройщике, участке, объекте и об оплате госпошлины за регистрацию права собственности. Подать уведомление можно с помощью сайта госуслуг, МФЦ, или лично обратиться в уполномоченный орган.

то уведомление о строительстве не подают,

потому что превышение этажности требует получения разрешения на строительство.

Высота дома не должна превышать 20 м.

Объект ИЖС должен состоять из комнат и вспомогательных помещений, которые предназначены для удовлетворения бытовых и иных нужд людей, связанных с их проживанием.

Объект ИЖС не может быть разделен на самостоятельные объекты недвижимости.

Иными словами, в таком доме нельзя зарегистрировать право собственности на отдельные комнаты и помещения.

Другими словами, объект ИЖС нельзя превратить в многоквартирный дом.

Для справки.

Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в одном значении.

Данное правило действует если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под садовым домом понимается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения людьми бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Количество этажей садового дома также не может превышать 3-х. Высота садового дома не может превышать 20 м.

Иными словами, по своим техническим параметрам (этажность и высота) садовый дом не должен отличаться от объекта ИЖС, то есть жилого дома.

Чтобы оформление жилого или садового дома в собственность после завершения строительства не стало «колом», необходимо пройти несколько простых этапов.

Причины возможного отказа в начале строительства

После рассмотрения заявки администрация может направить уведомление о несоответствии планируемого строительства допустимым нормам.

Возможные причины такого решения:

  • несоответствие параметров дома допустимым нормам (высота — более 20 м, этажность — более 3 этажей)
  • наличие ошибок в документе
  • отсутствие у заявителя прав на земельный участок, на котором планируется строительство
  • намерение строиться в зоне с особыми условиями использования (исторические поселения, природоохранные территории, прибрежные зоны)
  • несоответствие вида разрешённого использования участка (на земле нельзя строить жилой и/или садовый дом)
  1. Обязательно подавайте уведомление о планируемом строительстве с запланированными параметрами дома.

  2. Если вы не приложили какие-либо документы/ не указали информацию, вас попросят исправить несоответствия в течение 3 дней.

  3. Дождитесь ответа по истечении 7 рабочих дней (пока будет вестись проверка).

  4. Право на строительство дает получение уведомления о соответствии либо ненаправление уведомления о несоответствии.

  5. Строить по согласованным параметрам можно в течение 10 лет.

  6. Не позже, чем через месяц после завершения стройки нужно подать уведомление об окончании строительства. В течение 7 рабочих дней дом будет проверен.

  7. При положительном решении дом будет поставлен на кадастровый учет и его можно оформить в собственность.

Перед подачей необходимо собрать все данные, которые будут нужны при заполнении заявления:

  1. ФИО, место жительства и паспортные данные
  2. Информация о земельном участке — кадастровый номер, адрес (или описание местоположения участка, если адрес еще не присвоен)
  3. Сведения о праве застройщика на земельный участок (правоустанавливающие документы/документы-основания, указанные в разделе 2 выписки из ЕГРН)
  4. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка (указывается в выписке из ЕГРН) и объекта строительства
  5. Договор купли-продажи земельного участка
  6. Данные о планируемых параметрах дома (план земельного участка, проект дома)
  7. Геология на земельный участок.
  8. Электронный адрес для обратной связи
  9. Способ направления обратного уведомления

Дополнительный перечень предоставления документов для получения уведомления о соответствии параметров регламентируется градостроительным планом на участок.

Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда

С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.

К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:

  • есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
  • эти сведения с точки зрения методики верны.

Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:

  • о сносе или реконструкции самовольной постройки;
  • признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими;
  • признании объекта движимым имуществом.

Формы уведомлений для индивидуального жилищного строительства утверждены приказом Минстроя от 19.09.2017г.

Форма уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС состоит из трех разделов. Заполняется в письменном виде и содержит следующие данные:

  • о застройщике: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства;
  • о земельном участке: кадастровый номер, точный адрес или описание местонахождения, сведения о правомочиях застройщика в отношении участка;
  • сведения об объекте: данные о разрешенном виде использования, цель обращения (строительство или реконструкция), информация о параметрах (высота, площадь, отступы от границ) и схематическое изображение планируемого объекта.

Обратиться можно как непосредственно в исполнительный орган, так и послать уведомление по почте.

Целью введения закона стала попытка упорядочения индивидуального жилищного строительства. Его поправки устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках:

Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (# 340-ФЗ от 03.08.2018 г.), вступивший в силу с момента его опубликования, обеспечил возможность в очень короткие сроки определить и не допустить строительство при явных и грубых нарушениях законодательства.


РАССМОТРЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства производят следующие действия.

Во-первых, проводят проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, установленным:

  • правилами землепользования и застройки;
  • документацией по планировке территории;
  • обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами.

В случае если предельные параметры объектов капитального строительства изменены после дня поступления уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган также проводит соответствующую проверку указанных в уведомлении об окончании строительства параметров объекта ИЖС вышеуказанным предельным параметрам разрешенного строительства.

В случае если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, органом осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объектов указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.

Во-вторых, проверяет путем осмотра возведенного или реконструированного объекта соответствие его внешнего облика описанию внешнего вида ИЖС, который является приложением к уведомлению о планируемом строительстве при условии, что застройщику не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости его размещения на земельном участке по основанию:

  • от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям ОКС, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения;
  • или от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС в границах исторического поселения федерального или регионального значения.

В-третьих, проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве.

В-четвертых, проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

В-пятых, направляет застройщику уведомление:

  • о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
  • несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

СНОС В ЗОНЕ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Зона с особыми условиями использования территорий определяется законодательством как охранная, санитарно-защитная зона, зона охраны или защитная зона объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее — объекты культурного наследия), водоохранная зона, зона санитарной охраны, зона охраняемого объекта, приаэродромная территория и иная зона, устанавливаемая в соответствии с законодательством РФ.

Самыми распространенными охранными и защитными зонами, с которыми встречаются застройщики объектов ИЖС, являются следующие зоны:

  • придорожные, железнодорожные и приаэродромные территории;
  • трубопроводные зоны (газопровод, водопровод, водоотведение);
  • линии электропередачи, телефонные линии;
  • зоны многоэтажной застройки.

Виды охранных и защитных зон определяются Земельным кодексом РФ, устанавливаются такие зоны в документах территориального планирования административно-территориальных единиц (например, город, сельский округ, субъект РФ, далее — АТЕ), генеральных планах, в правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории АТЕ.

Документом, в котором определены все возможные охранные и защитные зоны применительно к конкретному земельному участку, является Градостроительный план земельного участка. Только нужно иметь в виду, что в сведения ГПЗУ тоже периодически вносятся изменения, это связано с вновь устанавливаемыми охранными и защитными зонами, изменениями в вышеперечисленные документы территориального планирования (Генпланы, ПЗЗ), поэтому неправильно руководствоваться, в том числе при сносе объекта, ранее полученным ГПЗУ.

Объект ИЖС, расположенный в границах зоны с особыми условиями использования территории, подлежит сносу или приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах такой зоны, только в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения такого объекта.

В случае сноса объекта ИЖС (за исключением ОКС, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями) или его приведения в соответствие с ограничениями использования земельного участка, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании решения собственника объекта ИЖС самостоятельно либо на основании соглашения о возмещении убытков, которые причинены ограничением его прав в связи с установлением такой зоны с особыми условиями использования территории.

Указанное соглашение о возмещении убытков заключается собственником объекта ИЖС:

  • с правообладателем здания или сооружения, в связи с размещением которого установлена такая зона;
  • в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого строительства или реконструкции здания или сооружения с застройщиком;
  • при отсутствии указанных правообладателя или застройщика или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением здания или сооружения, с органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.

В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос такого объекта капитального строительства или его приведение в соответствие осуществляется исключительно на основании решения суда.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Конечно, для перехода на новый порядок согласования ввода в эксплуатацию объектов ИЖС законодатель предусмотрел переходный период. В соответствии со ст. 16 ФЗ N 340 в случае, если заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС подано до 3 августа 2018 года, а также разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 3 августа 2018 года, то получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании полученного разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости. Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик уведомляет уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство такого объекта. Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 55 ГрК РФ о выдаче разрешения на ввод (в редакции измененного Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия такого объекта требованиям разрешения на строительство.

Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до 3 августа 2018 года начато строительство или реконструкция жилого объекта, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого объекта. В этом случае будет применяться порядок, предусмотренный положениями статьи 51.1 ГрК РФ о подаче уведомления о планируемом строительстве или реконструкции, а также положениями статьи 55 ГрК РФ о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в редакции измененного Федерального закона). В таком случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Еще раз обращаем внимание, что в случае, если до 3 августа 2018 года начаты работы по сносу объекта ИЖС, не связанные со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства на месте снесенного объекта, разработка проекта организации работ по сносу объекта и направление уведомления о начале таких работ по сносу объекта ИЖС не требуются.

Куда подать уведомление о строительстве и какие документы нужны

Подать уведомление можно тремя способами:

  • через МФЦ (многофункциональный центр);
  • заказным письмом;
  • через Госуслуги (на момент написания статьи функция доступна для жителей Москвы и МО, подробнее).
  • документ, подтверждающий право собственности на землю;
  • паспорт;
  • заполненный бланк (подробнее о бланке далее).

Также можно (но не обязательно) предоставить еще два документа, которые повысят вероятность положительного исхода:

  • ГПЗУ (градостроительный план земельного участка), срок его действия — 3 года;
  • выписку из ПЗЗ (правил землепользования и застройки) вашего района.

Оба документа можно получить у архитектора района, их вам предоставят бесплатно в течение 30 дней после запроса.

Перечень необходимых документов, которые нужно приложить к уведомлению

Как правило, дополнять уведомление какими-либо документами не нужно. Но при определенных обстоятельствах приложения все же потребуются. Ниже подробно разобраны такие ситуации (их всего четыре):

  1. Регистрация прав на участок в ЕГРН (Едином госреестре недвижимости) не проведена. Тогда уведомление нужно сопроводить правоустанавливающими документами на землю. Информация о регистрации прав в ЕГРН доступна в сети интернет – достаточно просто взять выписку на сайте Росреестра;
  2. Подача уведомления не самим застройщиком, а его законным представителем. В этом случае к уведомлению прикладывают документ, подтверждающий, что представитель наделен необходимыми полномочиями. Как правило, в роли такого документа выступает доверенность, заверенная нотариусом;
  3. Подача уведомления застройщиком – юридическим лицом, зарегистрированным в другой стране. Уведомление должно дополняться документами о госрегистрации юрлица в соответствии с законами иностранного государства. Документы должны быть переведены на русский язык и заверены нотариусом;
  4. Расположение участка на исторической территории уровня государства или субъекта Федерации. При этом застройщик не представил в пункте 3.4. информации о типовом архитектурном решении. В качестве приложения подается описание облика будущего жилого или садового дома.

Если ни одного из перечисленных обстоятельств не у застройщика не возникло, приложения к уведомлению не нужно – заполнение можно считать законченным после указания почтового и электронного адреса.

На участке есть как введенные в эксплуатацию, так и строящиеся МКД

Рассмотрим ситуацию, которая нашла свое отражение в Постановлении ФАС ПО от 06.05.2013 по делу N А12-21504/2012, в рамках которого ЗАО (истец) обратилось в суд с иском к ТУ Росимущества (ответчик) о внесении изменения в договор аренды земельного участка.

Между ЗАО и ТУ Росимущества был заключен договор аренды земельного участка, предоставленного ЗАО для строительства нескольких многоквартирных домов. На этом земельном участке ЗАО построило и ввело в эксплуатацию один МКД, продолжая строить остальные. Затем ЗАО провело работы по межеванию земельного участка под построенным домом, в результате чего первоначальный земельный участок был размежеван на два меньших участка: один находился под уже построенным домом, на втором продолжались строительные работы. После этого ЗАО неоднократно обращалось в ТУ с заявлением о внесении изменений в первоначальный договор аренды земельного участка, чтобы исключить из аренды землю, на которой был построен МКД. Поскольку ТУ не изменило договор аренды земельного участка, ЗАО обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования ЗАО и изменил договор аренды земли, а вышестоящие суды согласились с таким решением.

Сославшись на ч. 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 16 Закона N 189-ФЗ и п. п. 66 и 67 Постановления N 10/22 , судьи отметили, что земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участника на объект долевого строительства, соответственно, арендодатель утрачивает право распоряжаться им.

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Постановление Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС МО от 29.08.2012 по делу N А40-50637/11-9-426, где суд рассматривал иск Департамента земельных ресурсов г. Москвы к организации о взыскании задолженности по арендной плате. ЗАО на арендованной у города земле построило восемь МКД, из них на помещения в пяти МКД были зарегистрированы права собственности третьих лиц. Судьи решили, что г. Москва утратил право взимать арендную плату на часть земельного участка, который должен быть сформирован под жилыми домами, в которых расположены помещения, зарегистрированные на праве собственности за третьими лицами.

Собственник оспорил отказ Росреестра в суде.

Он указал, что в силу положений статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», статьи 36 Жилищного кодекса РФ, у него как собственника помещения возникло право общей долевой собственности на участок, а у ответчика на основании Федерального закона о регистрации недвижимости – обязанность погасить запись о государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок и одновременно внести запись о государственной регистрации права общей долевой собственности одного из участников участника долевого строительства в отношении участка.

По мнению заявителя, законом не предусмотрена обязанность застройщика или собственников в жилом доме после сдачи жилых домов, расположенных на одном земельном участке, заново формировать земельный участок под каждый жилой дом и только после этого обращаться в регистрирующий орган с заявлением о выдаче в отношении участка под жилым домом документа, подтверждающего право долевой собственности собственников помещений в доме.

Многоквартирные дома, в одном из которых расположена квартира, образуют единый жилой комплекс, расположенный на одном земельном участке, который является неделимым, поскольку предполагает наличие единого дворового пространства, используемого жителями всех домов по назначению в качестве общего имущества (одной детской площадки, одной площадки для отдыха взрослого населения, одной площадки для занятий физкультурой, одной мусорной контейнерной площадки, одной стоянки для автотранспорта).
Это препятствует разделу земельного участка под каждый многоквартирный дом с соблюдением действующих нормативов после завершения строительства и ввода жилых домов в эксплуатацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *