Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платит работодатель за иностранного работника в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Появится новый документ — РВПО
С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно будет вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).
В целях получения образования, иностранцы-студенты смогут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.
Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.
При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).
Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
РВПО будет выдаваться по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.
Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ
В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).
Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Обязательные отчисления / удержания
Подоходный налог
Обязательные отчисления – это, в первую очередь, налоги. Налоги перечисляются в государственный бюджет в обязательном порядке и на безвозмездной основе. Из зарплаты удерживается подоходный налог по ставке 13%. Нанятый работник не занимается самостоятельно уплатой этого налога. Вся ответственность за расчет, удержание и перечисление в госбюджет ложится на плечи предприятия, а именно бухгалтерии. Основанием является законодательная норма, указанная в ст. 175 и ст. 23 Налогового Кодекса РБ.
Страховые взносы
Обязательные страховые взносы не являются налогами. Это особый обязательный вид страхования, при котором договор с Фондом социальной защиты населения (ФСЗН) заключается в силу законных обязательств. Основанием является ст. 1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Страховой взнос в ФСЗН непосредственно от работника составляет 1% от дохода вне зависимости от категории работодателя. Плюс из начисленной зарплаты за счет средств работодателя удерживается еще 34% (из них 28% на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование). Эти взносы не начисляются на зарплаты работников с инвалидностью 1-2 групп. Нанятый работник тоже не занимается уплатой взносов. Все сопряженные действия выполняет наниматель.
Профсоюзные взносы
Если работник является членом профсоюза или другой организации, связанной с профессиональной деятельностью, где условие участия – это обязательный взнос, тогда из заработной платы будет удерживаться ещё и этот платеж. Обычно это 1% от дохода. Предприятием эти отчисления производятся только, если работник написал письменное заявление с просьбой производить эти отчисления из заработной платы. В ином случае он делает это самостоятельно.
Как работодатель и налоговая узнают, что сотрудник — нерезидент
Работодатель должен узнать от работника. Всё держится на честном слове. В законе нигде не написано, что сотрудник должен сообщать об изменении налогового статуса своему начальнику. Если условный Марат и раньше вёл соцсети для ООО «Дружище» на удалёнке, а потом переехал в Казахстан, работодатель может только догадываться о его местонахождении.
Возможно, обязанность сообщить о смене адреса есть в трудовом договоре. Тогда Марат должен написать заявление и прислать копию загранпаспорта с отметкой погранслужбы. Но даже на это стороны, бывает, закрывают глаза и делают вид, что ничего не изменилось.
Налоговая должна узнать от работодателя. К концу года компания сдаст в ФНС отчёт по форме 6-НДФЛ, и в ней будет указан налоговый статус сотрудника. Если там не написано, что работник — нерезидент, инспекция об этом не узнает.
Какой-то обязанности сообщать в налоговую о переезде в законе нет. Как нет и общих реестров с погранслужбой, откуда инспектор мог бы узнать, где Марат и когда он уехал. Поэтому никакого контроля за налоговым статусом, по сути, не существует.
Если работник не сообщил о переезде, то и что-то менять в налогах не нужно. А мы будем говорить о ситуации, когда работник поступил порядочно, предупредил компанию и прислал скан паспорта со штампом о выезде.
Оплата труда работников в сфере культуры
С 1 января 2023 г. в новой редакции будет действовать Инструкция о размерах и порядке осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству культуры, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства культуры, утв. постановлением Минкультуры от 13.06.2019 № 32.
Уточнены категории работников бюджетных организаций, которым устанавливаются надбавки за характер труда, а также размеры надбавок за характер труда руководителям и специалистам.
Например, надбавка за характер труда рабочим бюджетных организаций сферы культуры составит 40% от их окладов (вместо действующих 15%).
С этой же даты из перечня компенсирующих выплат исключается базовая доплата до МЗП для рабочих бюджетных организаций сферы культуры, с которыми не заключен контракт.
С 21 апреля 2023 г. вступит в силу новая редакция Закона от 30.11.2010 № 197-З «О донорстве крови и ее компонентов».
Увеличивается возраст доноров с 60 до 65 лет.
В новом перечне обязанностей нанимателя появятся две новые:
– запрет допуска работника к работе в день сдачи крови, ее компонентов, если его работа связана с вредными и (или) опасными условиями труда, а также к ночным и сверхурочным работам;
– выдача необходимых справок по просьбе работника.
Донорам предоставили новые права:
– знакомиться с результатами медосмотра;
– получать полную и объективную информацию о состоянии своего здоровья и последствиях, которые могут наступить в связи с выполнением донорской функции;
– на освобождение от работы на время прохождения медосмотра;
– приступить к работе в день сдачи крови, ее компонентов, за исключением случаев работы с вредными и (или) опасными условиями труда, ночных и сверхурочных работ.
Обязанности донора не изменились, за исключением установления обязанности уважительно относиться к работникам здравоохранения.
Важно: из списка гарантий и компенсаций, предоставляемых донору, исключена гарантия по предоставлению дней отдыха на основании ст.ст. 31 и 30-1 Закона № 197-З. Соответственно, после 21 апреля 2023 г. доноры, сдавшие кровь, ее компоненты до 21 апреля 2023 г., утрачивают право на дни отдыха, предоставляемые исходя из ст.ст. 31 и 31-1 Закона № 197-З. Поэтому у доноров срок реализации гарантии в виде дней отдыха в связи со сдачей крови, ее компонентов (возмездно или безвозмездно) истекает 20 апреля 2023 г. |
Налоги и страховые взносы с белорусских граждан
Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Важно
При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.
В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).
Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.
Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.
Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.
Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Опасный момент
Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.
Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).
Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.
Особые правила
Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).
Что будет, если не заплатить налоги и взносы?
Это нарушение налогового законодательства, и за него предусмотрены штрафы. Самое серьезное наказание грозит за просрочку НДФЛ. Если работодатель выплатил зарплату и не перечислил налог на доходы на следующий рабочий день, то компания получит штраф — 20% от суммы налога.
За просрочку взносов санкции не такие существенные. Каждый день идут пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка. Это впервые 30 календарных дней, затем пени увеличиваются до 1/150 ставки.
Поэтому НДФЛ платят сразу, а взносы иногда задерживают. Потому что пени меньше, чем кредит в банке. Если у компании в данный момент нет денег, то взносы она оплачивает позже.
Государство штрафует и за просрочку отчетов. Если не сдать СЗВ-М, то придется заплатить 500 рублей за каждого сотрудника. То есть если в отчете будет 10 сотрудников — это уже пять тысяч. Согласитесь, немало. Поэтому иногда Пенсионный фонд даже обзванивает и предупреждает, что нужно сдать отчет. Другие нарушения караются не так жестко — штраф обычно составляет не более тысячи рублей за весь отчет.
Что в 2023 году не будет облагаться налогом
Дарение денег, выплаты в виде материальной помощи или на основании страхового договора, пожертвования — все эти виды дохода в 2023 году не будут облагаться налогом. Но если в дар принимается недвижимость или переходит к новому владельцу на основании договора ренты, то гражданину Беларуси предстоит уплатить налог на прибыль в размере 13%, но не более 9338 рублей. Ранее планка составляла 8078 рублей.
А вот те, кто не работает последние 5 лет и, которым родственники в дар предоставили деньги, обязаны платить налог на доход. Но только если сумма дарения составляет более 100 базовых величин. В 2023 году размер базовой составляет 37 рублей, налоговая ставка — 10%.
Подарки, призы, путевки и деньги на их покупку от работодателя налогом не облагаются, если не превышают 2821 рубль. Так было и в прошлом году, но только допустимая сумма была ниже — 381 рубль.
Министерство Беларуси в новом году отменила налоговые льготы:
- Пониженный коэффициент (0,9) на экологический налог отменяется. Ранее такой коэффициент применялся к ставке налога для плательщиков, которые получили экологический сертификат соответствия.
- В отношении прибыли, полученной ИП от продажи выращенных им и его родственниками товарами растениеводства и животноводства.
В современном НК РФ установлены объекты налогообложения и плательщики, то есть резиденты и соответственно, нерезиденты. Это говорит о том, что уровень ответственности за нарушение правил касается всех, получающих прибыль от имущества.
Важно! Нарушение подобных правил выражается в несоблюдении установленных сроков и в отказе от перечисления налогов.
По той причине, что нанявший иностранца руководитель предприятия, выступает его налоговым агентом, он должен выполнять положенные функции. Осуществляется перечисление налогов с полученных доходов. Соответственно погашаются назначенные штрафы за нарушения в данной области.
Если гражданин, который считается нерезидентом, не зарегистрировал свои доходы и не перечислил их в казну, на него будет возложена финансовая и административная ответственность. В особо серьезных случаях будет положена уголовная ответственность. Попытка избежать наказания через выезд из России не принесет нужного результата.
Долги по налоговым отчислениям строго проверяются и регулируются законодательством. У России заключено множество официальных соглашений с иными государствами. Они направлены на содействие в международных фискальных, а также стандартных административных разбирательствах. Подобные договора и соглашения регулируют вопросы, напрямую связанные с двойными отчислениями налогов.
Как перейти с ремесленного сбора на НПД и обратно
Перед тем, как перейти на налог на профессиональный доход, стоит подумать, выгодно ли это. Он действительно станет оптимальным выходом, если выручка сильно колеблется. Но бывает так, что ремесленничество из-за низких касс переходит в разряд хобби, гражданин параллельно устраивается на работу по найму. В таких случаях выгодней остаться на прежней системе налогов и платить ежегодный сбор, без обязательных отчислений – ими занимается работодатель, так что пенсионный стаж не пропадает. Зато в НПД взносы в ФСЗН включены, как и стаж для пенсии.
Придется учитывать даты. Ремесленники оплачивают сбор ежегодно до 28 декабря. До этого момента гражданину нужно принять решение. Уведомить о нем налоговые органы можно традиционным письменным способом или через личный кабинет. Тот же способ будет действовать в случае, если плательщик решает перейти с НПД на ремесленный сбор. То есть, определяться, на какую систему переходить в будущем году и стоит ли это вообще делать, нужно до конца текущего года.
Стоит также обращать внимание на соотношение доходов и расходов по отношению к виду деятельности, который заявлен как основной. Если налоговая служба обнаружит, что женщина, к примеру, занимающаяся изготовлением брелоков, тратит заметно больше, чем зарабатывает – скорее всего последует камеральная проверка.
Ожидается, что применение налога на профессиональный доход быстро подтвердит свою выгоду и уже с 2023 года ремесленникам предложат на выбор, что платить: НПД или ремесленный сбор.
Какие налоги платит работодатель за иностранного работника в 2021 году
Иностранный гражданин–нерезидент начинает свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешения. К нему применима ставка НДФЛ в размере 30% от заработной платы, т.к. суммарное количество дней пребывания в России менее 183 дней. Ставка НДФЛ для нерезидентов, работающих на основании патента, составляет 13%.
Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п.1 ст. 207 НК РФ). Работодатель является налоговым агентом, который исчисляет и удерживает НДФЛ в бюджет. Для определения размера ставки НДФЛ необходимо разобраться, является ли он налоговым резидентом, т.е. нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев.
Работник из белоруссии 2021 налоги и взносы
Алгоритм действий при приеме на работу белорусов крайне прост. Трудоустройство укладывается всего в три шага и не займет много времени:
№ | Этап | Порядок действий при трудоустройстве гражданина Белоруссии у российского работодателя |
1 | Этап 1 | Получение работодателем пакета документов от будущего работника. Перечень необходимых бумаг приведен выше. Он не отличается от документов, которые потребуются от гражданина России. Единственным важным моментом является то, что при необходимости нужно сделать перевод документов и заверить его у нотариуса. |
2 | Этап 2 | Собственно, трудоустройство. На этом этапе происходит заключение трудового договора с работником и составление других необходимых кадровых документов. Запись в трудовую книжку вносится в соответствии с правилами, принятыми в нашей стране. |
3 | Этап 3 | Уведомление миграционной службы. В законе четко прописано, что оповестить службу нужно в течение трех дней после трудоустройства иностранца. Это делается посредством передачи в миграционный орган специального уведомления. Существует решение суда (имел место прецедент), касающееся именно трудоустройства белорусских граждан, где говорится, что такое уведомление не обязательно. Однако, это ситуация спорная, и во избежание неприятностей лучше предоставить уведомление о приеме мигранта. Сделать это можно лично, обратившись в соответствующий орган, а также отослать по почте или переслать в электронном виде. Самым надежным способом предоставления уведомления остается все-таки личная его подача. |
Процесс трудоустройства значительно упрощается, поскольку не нужно получать разрешение на найм иностранцев. Сам же работник не заполняет миграционную карту и не получает дополнительных разрешений на работу.
Для пересечения границы с Россией не требуется виза, границу РФ можно пересечь даже при наличии только национального паспорта РБ. Граждане Белоруссии практически приравнены в правах к гражданам России.
Все эти преимущества дает членство в Евразийском союзе.
Какие налоги платит работодатель за иностранного работника в 2021 году
Иностранный гражданин–нерезидент начинает свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешения. К нему применима ставка НДФЛ в размере 30% от заработной платы, т.к. суммарное количество дней пребывания в России менее 183 дней. Ставка НДФЛ для нерезидентов, работающих на основании патента, составляет 13%.
Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п.1 ст. 207 НК РФ). Работодатель является налоговым агентом, который исчисляет и удерживает НДФЛ в бюджет. Для определения размера ставки НДФЛ необходимо разобраться, является ли он налоговым резидентом, т.е. нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев.
Поскольку именно работодатель платит за своих работников страховые взносы, а также выступает налоговым агентом физлица по подоходному налогу, важно знать необходимые ставки, которые не всегда бывает просто найти в их многообразии. Рассмотрим все возможные варианты.
Прием на работу белоруса в 2021 году: основные правила
Договоры с иностранными государствами предусматривают различные налоговые преференции, а также правила социального страхования иностранных граждан. Рассмотрим особенности трудовых отношений с гражданами Белоруссии, которые не являются резидентами РФ.Основные понятия и трудовые отношения с иностранцамиКто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г.
— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).
Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.
2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:
- Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
- Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
- Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.
Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.
1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).
2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.
Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).
Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.
Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.
Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.
Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.
Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).
Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.
В результате внесены следующие изменения:
- Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
- Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
- Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
- Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
- Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
- Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
- Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
- Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
- С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.
1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.
2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.