Каким будет тариф страховых взносов для МСП в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким будет тариф страховых взносов для МСП в 2023 году?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.

Кто не является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), а что относится к такому бизнесу: что это значит, определение

Такие же показатели действительны для индивидуальных предпринимателей для разделения их на разные группы. То есть, с ними происходит все похожим образом, учитывается реальное количество сотрудников и годовая прибыль. Когда у ИП нет наемных работников, то размер будет определяться исключительно по размеру полученной выручки в случае ведения своего дела на патентной системе налогообложения.

Государственный реестр и категории МСП: основные критерии

Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.

Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:

  • Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
  • Полное имя любого ИП или же название юрлица.
  • ИНН налогоплательщика.
  • Место жительства или нахождения.
  • Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.

Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:

  • Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
  • Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
  • Контракты по госзакупкам.
  • Партнерства с государственными заказчиками.

Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.

I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

  • до 15 человек включительно для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.

Чем хорош статус МСП.

Малый и средний бизнес в РФ всячески поддерживается государством — пользуется льготами, утвержденными только для реестра МСП. Государство регулярно продумывает, как снизить налоговую и другие административно-социальные нагрузки для этих организаций/предприятий, конечно, получая при этом рост рабочих мест, увеличение занятости населения, снижение социальной неудовлетворенности общества.

Итак, какие преимущества у предприятий/организаций, входящих в реестр МСП:

  • сниженные налоговые ставки:
    • ОМС -5%
    • отчисления в пенсионный фонд — 10%
    • отчисления в фонд ОСС – обязательного социального страхования — по случаю временной нетрудоспособности (болезни) и в связи с материнством — 0%;
  • упрощенный бухгалтерский учет:
    • использование упрощенных форм бухгалтерского баланса,
    • возможность вести учет по УСН,
    • не проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности;
  • аренда государственного имущества (земли, недвижимости, оборудования) на льготных условиях – по заниженным ставкам или безвозмездно;
  • официальное «предупреждение» вместо штрафа за первое административное нарушение если не было причинено вреда для жизни и не нанесен ущерб безопасности государству (подробнее статьи 4.1.1 и 3.4 КоАП);
  • государственные и муниципальные гарантии (при заключении субъектом МСП кредитного договора госорган может выступать гарантом по кредитному обязательству);
  • бюджетное субсидирование и инвестирование:
    • субсидии на компенсацию затрат на выпуск акций,
    • компенсация части расходов, возникших из-за введения режима нерабочих дней (ст.17 209-ФЗ и ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
  • сокращенные сроки проверок:
    • проверка не должна длиться более 50 часов, вместо обычных 10 рабочих дней,
    • в 2022 году не проводятся прокурорские проверки в сфере лицензионного контроля, образования, здравоохранения, транспорта и др.
  • небольшое количество внутрикадровых документов: микропредприятия имеют возможность не принимать внутренние нормативные акты для сотрудников, а трудовые договоры заключать по типовой форме.

Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.

Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:

  • снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
  • реализации «надзорных каникул»;
  • повышения качества мер поддержки;
  • максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.

Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.

Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:

  • доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
  • доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно. 10 — го августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр. Начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП. Сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр. Условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.

Особенности проведения «спецзакупок» среди СМП и СОНО

№ п/п Условие Правило Норма Закона 44-ФЗ
1 Предмет контракта Перечень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг Ст.30
2 НМЦК Не более 20 млн. руб. П.1 ч.1 ст.30
3 Способ закупки Конкурентные закупки – все способы.Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25 ч.1 ст.93 (несостоявшиеся «спецзакупки»). Ч.4 ст.30
4 Где указываются ограничения В извещении об осуществлении закупки Ч.3 ст.30 Ст.42
5 Как в закупке подтверждается принадлежность к СМП / СОНО Декларация участника закупки, которая представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.Требовать от участника каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП или СОНО, заказчик не вправе. П.7 ч.6 ст.54.4 П.7 ч.5 ст.66 П.4 ч.9 ст.82.3 П.8 ч.9 ст.83.1
6 Срок оплаты Сокращенный срок оплаты – не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке Ч.8 ст.30
7 Обеспечение исполнения контракта — Устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.

— Если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.

— Не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность:– исполнение в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов по Закону 44-ФЗ– без учета правопреемства– контракты из реестра контрактов в ЕИС без неустоек – контракты исполнены– сумма цен таких контрактов ≥ НМЦК в извещении

— Срок возврата обеспечения – не более 15 дней с даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом

Ч.6 ст.96
П.3 ч.6 ст.96
Ч.6 ст.96
Ч.27 ст.34
8 Обеспечение гарантийных обязательств С 01.04.2020 г. – не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность Ч.6 ст.96
9 Антидемпинговые меры Не применяются, если СМП / СОНО подтвердил добросовестность (см. пункт 7) Ч.6 ст.96
10 Неустойка (штрафы, пеня) — Уменьшенный размер штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом:– 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. руб. и не менее 1 тыс. руб.Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.

— Размер пени устанавливается в стандартном порядке – 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

П.4, 11 Правил, утв. ПП 1042.
Ч.7 ст.34 Закона 44-ФЗ

Отчет о закупках у СМП и СОНКО

№ п/п Условие Правило
1 Форма отчета Установлена постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238
Порядок размещения отчета Отчет подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС.Дата составления отчета = дата размещения отчета в ЕИС.Информация, содержащая государственную тайну, не указывается в отчете и не размещается в ЕИС.
2 Срок размещения отчета До 1 апреля года, следующего за отчетным годом (1 апреля в этот период не входит)
3 Надо ли размещать «нулевой» отчет Да, обязательно.
4 Как считается объем закупок, фактически осуществленных у СМП, СОНО По сумме заключенных контрактов в размере оплаты, произведенной в соответствующем году. Контракты, оплата по которым осуществлялась в предыдущем году, включаются в отчет предыдущего года, а по которым оплата осуществлялась в текущем году – в отчет текущего года.С 1 января 2019 года в расчет объема закупок у СМП, СОНО включаются закупки у единственного поставщика, которые осуществлены на основании п. 25 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ по результатам несостоявшейся конкурентной закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО

Какие предприятия считают коммерческими

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:

  • хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) полного товарищества;

б) товарищества на вере;

  • хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:

Государственное финансирование для СМП

Существуют государственные программы по поддержке бизнеса, и вы можете получить:

  • государственные и муниципальные субсидии, как на открытие, так и на развитие вашего бизнеса. Это безвозмездная и безвозвратная финансовая поддержка. Она может быть связана с возмещением части затрат на покупку оборудования, компенсацией процентов по кредитам и лизингам и пр. Виды и размер субсидий напрямую связан с субъектом РФ;
  • Основные условия, чтобы их получить и затем законно израсходовать следующие:

  1. у вас должен быть составлен бизнес-план и в дальнейшем расходовать полученные деньги вы сможете на сырье, материалы, аренду помещения и другие статьи расходов, указанные в бизнес-плане;
  2. со дня регистрации вашего юридического лица прошло не более 2-х лет;
  3. у вас не должно работать более 250 человек и выручка не превышает 1 млрд. рублей;
  4. у вас не должно быть задолженности по налоговым платежам.

Ведь если вы используете субсидии не на развитие своего бизнеса, а на прочие нужны, вы будете обязаны вернуть все взятые средства.

  • займы и кредиты на льготных условиях.

    Микроорганизация – это малый субъект. Это очень широкое понятие. Под ним могут подразумеваться как непосредственно организации, так и индивидуальный предприниматель. Для получения статуса «микро» объект должен соответствовать изложенным в законодательстве параметрам. Так, в нормативно-регулирующих актах предусмотрено, что микроорганизация – это юридическое лицо, которое соответствует определенным показателям. Среди видового разнообразия встречаются кооперативы потребителей, хозяйственные сообщества и партнерства, коммерческие организации. Микроорганизациями не могут быть субъекты государственной, бюджетной, унитарной и муниципальной форм собственности. А вот индивидуальные предприниматели имеют этот статус по умолчанию. Информация о статусе подтверждается наличием регистрационной записи в специальном реестре.

    Банк России определил критерии для отнесения микрофинансовых организаций к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

    Инфраструктура поддержки включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства (микрофинансовые организации предпринимательского финансирования), и иные организации.

    Критерии, которым должны соответствовать микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства, для их признания микрофинансовыми организациями предпринимательского финансирования, определены Указанием Банка России от 20.02.2016 №3964-У «О микрофинансовых организациях предпринимательского финансирования».

    Для получения указанного статуса количество договоров микрозайма, заключенных микрофинансовой организацией с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должно составлять не менее 70% от общего количества заключенных договоров, а объем микрозаймов, выданных хозяйствующим субъектам, не должен быть менее 75% от общего объема выданных микрозаймов.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *