2.2.7. Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.2.7. Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В 2022 году все фирмы, которые занимаются перевозками грузов или пассажиров, должны организовывать проведение медицинских осмотров водителей. Это важно для обеспечения безопасности дорожного движения. Процедура позволяет определить, можно ли шоферу доверить жизни людей.

Под предрейсовым осмотром принято подразумевать медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу. Такое действие распространяется на всех шоферов, которые работают по найму.

Об обязанности прохождения предрейсового осмотра говорится в действующих нормативно-правовых актах. Если водитель придет на работу в состоянии алкогольного опьянения или с симптомами какого-либо заболевания, то его не допустят к рейсу.

Внимание! Шофера, у которого будут выявлены нежелательные состояния или болезни, необходимо отправить на дальнейшее обследование в медицинское учреждение.

Особенности предрейсовых медицинских осмотров:

  1. Проводятся перед началом рабочей смены, чтобы определить, можно ли допустить водителя к управлению транспортным средством.
  2. Организуются и оплачиваются работодателем.
  3. Могут проводиться исключительно медиками, которые имеют необходимую квалификацию.

Кому не требуется медосмотр

Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

Результаты медосмотра

Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:

  • допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
  • или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.

Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Причем делать это должны медицинские работники.

Если компании занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то контроль должен быть не только предрейсовый, но и послерейсовый (п. 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Иногда организации, для которых перевозка не является видом коммерческой деятельности и которые используют автотранспорт только для передвижения своих сотрудников, пытаются доказать, что предрейсовые медосмотры они проводить не обязаны. Однако действующая судебная практика подтверждает необходимость таких осмотров для любых организаций, эксплуатирующих автотранспорт (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009, ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № Ф09-8630/11).

В то же время существуют и противоположные решения, хотя и принятые в более ранний период. Например, ФАС Центрального округа в постановлении от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009 указал, что действие ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» распространяется только на организации и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.

Возможно, наличие такой позиции судей поможет компании отстоять свои интересы, если она по каким-либо причинам не проводила предрейсовых осмотров. Однако руководствоваться данным решением и, основываясь на нем, не проводить осмотры вообще все же не стоит. Ведь их цель – определение противопоказаний к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Именно поэтому проводить осмотры необходимо всем, раз уж законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.

Кроме того, следует учитывать и требования ч. 3 ст. 213 ТК РФ, которая указывает, что выполнение работодателем требований нормативных актов о проведении обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников в течение рабочего дня является обязательным.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Какие штрафы предусмотрены за нарушения при проведении предрейсовых осмотров?

Согласно действующему законодательству, за нарушение правил о прохождении предрейсовых и послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность (ч.2, ст.12.31 КоАП).

  • Водитель, который вышел на работу без отметки о допуске в путевом листе, несет административную ответственность (штраф 3 тысячи рублей).
  • Медработник несет уголовную ответственность за работу без сертификата и лицензии. А также дисциплинарную и административную ответственность за качество проведенного обследования и вынесения решения о допуске к работе (штраф 5 тысяч рублей).
  • Руководители предприятия (компании) несут административную ответственность, если осмотры (пред- и послерейсовые) организованы с нарушениями (штраф 30 тысяч рублей*).

Предрейсовый медицинский осмотр водителей — важная процедура. Ее преимущества очевидны для всех. Руководители предприятий могут быть уверены в добросовестных и ответственных работниках. А водители будут более ответственно относиться к своему самочувствию, от которого зависит не только их карьера, но и безопасность на дорогах.

*Суммы актуальны на февраль 2020 г.

Медицинское освидетельствование

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей ТС (кандидатов в водители ТС) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС (п. 6 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения). В отличие от медосмотров, данные мероприятия проводятся за счет средств водителей ТС (кандидатов в водители ТС) (п. 2 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Рассматриваемая процедура осуществляется лишь в нескольких случаях: перед тем, как стать водителем ТС (для кандидатов в водители), и после того, как водитель получил водительское удостоверение, — когда срок его действия истек, в связи с чем нужна замена, или же удостоверение нужно вернуть после истечения срока лишения права на управление ТС. Еще одна причина проведения медицинского освидетельствования — внеочередное обследование в связи с выявленными при периодическом медосмотре признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению ТС (п. 1 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. При этом обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя ТС (кандидата в водители).
Это основное, что следует знать организации о медицинском освидетельствовании водителей ТС (кандидатов в водители). О проведении процедуры в отношении иных работников сказано в ст. 65 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. Она имеет общий характер по отношению к вышеозвученным специальным нормам, введенным в Закон о безопасности дорожного движения.
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей ТС (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС. Медицинскими противопоказаниями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного вождения ТС и при которых гражданину запрещено управлять автомобилем. Медицинскими ограничениями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления ТС определенных категории, назначения и конструктивных характеристик. Конкретные перечни противопоказаний и ограничений по управлению ТС устанавливаются Правительством РФ.
Выявление противопоказаний или ограничений является одним из оснований прекращения действия права управления ТС. Также авто с водителем будет не допущено к участию в дорожном движении по истечении срока действия водительского удостоверения или же в случае лишения права на управление ТС. Это следует из новой редакции п. 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения.

Единый налог при применении УСНО

У организаций, применяющих спецрежим — «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», расходы на оплату медосмотра персонала не включены в перечень расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. В то же время материальные затраты «упрощенца» (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) принимаются согласно порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций (ст. 254 НК РФ). В силу пп. 6 п. 1 данной статьи затраты на оплату работ, услуг производственного характера (в частности, на обеспечение безопасных условий труда) могут быть отнесены к материальным расходам. Поэтому расходы на проведение медосмотра работников, связанные с участием персонала в основной деятельности организации, уменьшают полученные доходы при расчете единого налога. Главное, чтобы проведение медицинских осмотров было обязательным в силу законодательства, в чем транспортным компаниям и их водителям сомневаться не приходится.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Здоровье и хорошее состояние водителя спасает человеческие жизни. А для бизнеса — это еще и гарантия того, что автотранспорт предприятия останется в сохранности, задачи будут выполнены, грузы и люди доставлены по назначению. Проведение предрейсовых медосмотров водителей призвано следить за этим вопросом. Разберем, как правильно организовать этот процесс в своей компании.

Проведение и прохождение осмотров перед рейсом — это не право, а обязанность, которая закреплена 10.12.1995 Федеральным законом № 196-ФЗ за работодателями и водителями.

Не следует путать это с медицинским освидетельствованием на право управления транспортным средством (форма № 003-В/у) и с регулярными медосмотрами на предприятии — первого работодатель вообще не имеет права требовать, даже в случае работы сотрудником водителем.

А вторую регламентирует статья 214 ТК РФ, но те осмотры, которые проходят не только водители, но и все работники связанные с определенными видами труда.

Предрейсовый же осмотр — это обязательное медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу в рейс. Положение о них прописано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения (статья 23). Причем распространяется действие этого закона на всех водителей, работающих по найму, в том числе на машинистов поездов, метро и трамваев.

Особых нововведений осуществления предрейсовых медосмотров водителей в 2019 году не появилось. Сейчас не нужен штамп о допуске в путевой лист — врач может просто поставить подпись и обязательно ее расшифровать.

Задача осмотра — не допустить к управлению транспортным средством человека, который по состоянию здоровья не в состоянии это делать.

При этом освидетельствование проводят не один раз в начале дня, а в течение всего времени работы водителей на предприятии — если в ходе рабочей смены человек выезжает в рейс по разным путевым листам несколько раз, он ровно столько раз встречается с медицинским работником.

Проводит эту процедуру специалист или лечебное учреждение, имеющие лицензию на такую деятельность. Если в компании много водителей, рационально иметь медицинского работника в штате. Правда тогда придется получать лицензию на такой вид деятельности для своего кабинета, при этом можно оказывать подобную услугу другим организациям.

В штате может быть не обязательно врач — осмотр вправе проводить медработник со средним образованием, прошедший обучение по программе подготовки кадров, проводящих предрейсовые осмотры.

Когда наличие медработника в штате экономически нецелесообразно, компания заключает договор на проведение таких действий с лечебным учреждением, и клиника выделяет специалиста в нужное время.

Медицинские освидетельствования

Кроме тех медицинских осмотров и обследований, которые обязан организовать работодатель, водители должны проходить обязательное медицинское освидетельствование:

  • в связи с заменой водительского удостоверения либо в связи с его возвратом после истечения срока лишения права на управление транспортным средством;
  • в случае, когда при проведении обязательного периодического медицинского осмотра выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.

1.1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации, с целью выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.

1.2. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.3. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским работником, имеющим соответствующий сертификат.

1.4. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].

1.5. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам должен знать:

— постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей;

— порядок и правила обращения с инструментами, предназначенными для измерения артериального давления, пульса, температуры тела, определения реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе;

— методы проведения предрейсовых осмотров водителей;

— правила внутреннего трудового распорядка организации;

— основы организации труда;

— правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.6. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

Положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организации – образец

Порядок проведения медосмотров водителей установлен методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Согласно данному документу, работодатель может утвердить отдельный локальный правовой акт о медосмотре водителей — положение об организации соответствующих осмотров. Оно состоит из двух больших блоков:

  • Общие положения. По сути, это краткое изложение норм законодательства, обязывающих водителей проходить медосмотр.
  • Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров. В этом блоке документа должно быть точно расписано, как именно проходит медосмотр. Должны быть регламентированы все действия врачей: сбор анамнеза, измерение давления и пульса и так далее.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ

При подготовке выбранного помещения необходимо учитывать, что лицензию и техническую документацию на оборудование в дальнейшем придется подтверждать. Поэтому все сведения о закупаемом оборудовании, материалах и прочем необходимо хранить, предоставляя во время проведения проверки объекта.

Сам стандарт оснащения кабинета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров выглядит следующим образом:

  • Минимальные размеры помещения составляют 12 м2, его высота должна быть не менее 2,6 м, обязательно наличие лаборатории и санузла.
  • Присутствие комбинированного способа освещения: сочетание естественного солнечного света с искусственным, регламентированным правилами КЕО.
  • Наличие гладких стен и полов, которые будут легко отмываться.
  • Присутствие в комнате мебели в виде кушетки, столов, стульев, телефона, лампочек и т.д.

Нормативные требования СанПин добавляют к этому еще ряд положений, уточняющих правила оснащения кабинета предрейсового и послерейсового осмотра:

  • Необходимо использовать жалюзи, помогающие предотвратить проникновение яркого света в помещение.
  • Все поверхности в кабинете должны быть гладкими без выступов и шероховатостей. Это должно обеспечивать возможность быстрого проведения влажной уборки и дезинфекцию помещения.
  • Рекомендуется наличие отдельного входа с улицы, позволяющего быстро попасть в комнату ожидания.
  • Покрытие пола должно плотно состыковываться с основанием, стыки линолеума нужно сделать запаянными.
  • При установке раковин нужно использовать керамическую плитку, отличающуюся высокими влагостойкими свойствами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *