Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минус в плюс: как бизнесу получить налоговый вычет за благотворительность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) при условии ведения раздельного учета таких доходов (расходов). Разъяснения приведены в письме Минфина России от 25.03.2019 № 03-03-06/3/20078.
Ставим реальную финансовую цель
Любая сумма, с которой вы выходите на краудфандинговую платформу должна быть не просто обоснована, но и достижима. Со стороны может казаться, что автор просто придумал классную идею, оформил проект, и деньги спонсоров посыпались, как из рога изобилия. На самом деле за каждым проектом огромная работа, и после запуска кампании она только начинается. Нужно постоянно привлекать внимание к своему проекту, рассказывать о нем, придумывать интересные инфоповоды. Краудфандинговые платформы, конечно, помогает авторам с продвижением, но любой успех – это только совместная работа.
Первый проект – это всегда тест идеи, проверка интереса аудитории. Поэтому главная рекомендация при составлении финансовой цели первого краудфандингового проекта – минимизация бюджета.
Финансовая цель просчитывается по такой формуле: средства, необходимые на реализацию идеи + комиссия платформы и платежных агрегаторов + налоги + затраты на изготовление и доставку наград.
Целевое финансирование
Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.
Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.
А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.
Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.
Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.
Многие НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухотчетность. Список тех, кто не может их применять, указан в статье 6 закона о бухучете.
Не могут вести упрощенный учет НКО, подлежащие обязательному аудиту.
Что такое упрощенный бухучет? Это возможность не применять или применять «в облегченном варианте» многие требования ПБУ.
Например:
- не отражать затраты по уставной некоммерческой деятельности на счетах учета затрат, а сразу списывать их в уменьшение средств полученного целевого финансирования;
- признавать доходы и расходы по коммерческой деятельности кассовым методом: отражать в учете доходы по мере поступления денежных средств, а расходы — после погашения задолженности перед контрагентами. Это может быть оправданно, например, когда НКО ведет учет по простой системе — без применения двойной записи;
- не отражать в бухгалтерском учете объекты, относящиеся к нематериальным активам, не признавать в определенных случаях право пользования активом по договорам аренды, а другие активы оценивать в упрощенном порядке;
- не признавать оценочные обязательства в бухгалтерском учете;
- не отражать в бухгалтерском учете отложенные налоговые активы и обязательства;
- менять учетную политику и исправлять существенные ошибки прошлых лет без ретроспективного пересчета показателей отчетности.
Чем предложения ЦБ могут обернуться для НКО?
Работать станет сложнее. Как минимум — им будут блокировать счета для подтверждения сомнительных операций по 115-му закону (закон о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путём. — Прим. «Секрета»), объясняет Клишин:
«В результате мы получим заблокированные счета и невозможность вести реальную хозяйственную деятельность НКО. Я думаю, это связано в том числе с тем же фондом Навального. А он финансируется в большинстве своём из-за рубежа. Таким образом, они лишили его возможности получения денег и ведения хозяйственной деятельности через НКО».
Мария Годлевская подтверждает, что НКО и так непросто работать: «У нас и так много регалий. Можно стать НКО — иностранным агентом, можно стать физическим лицом — иностранным агентом. Сейчас создают всё больше препон к тому, чтобы у нас были связаны руки. Мы каждый раз будем вынуждены спрашивать у нашего государства: „А эту работу мы можем делать? А вот эту?“ Хотя мы должны отталкиваться от потребностей наших клиентов. Это немного пугающая практика».
Что такое конкурс субсидий НКО?
В большинстве случаев средства в рамках субсидий выделяются некоммерческим организациям в 2023 году, на конкурсной основе. Местный муниципалитет, преследующий достижение определенных социальных или общественных целей, проводит отбор НКО, которые могут лучше других организаций справиться с поставленной задачей.
Сведения о предстоящем конкурсном отборе размещаются на официальном сайте государственного органа, с указанием:
- ссылки на нормативный акт, предполагающий выделение субсидии некоммерческой организации;
- сроков подачи заявок;
- времени и месте принятия заявлений участников;
- телефонного номера для проведения консультаций по поводу участия.
Отдельно взятой НКО разрешается подавать запрос на включение в состав отбора один раз, с правом отказа от указанного намерения не позже начала мероприятия.
Пожертвование в пользу НКО
По договору пожертвования в пользу НКО жертвователь дарит такой структуре какое-либо имущественное благо, обременяя его конкретным целевым назначением, имеющим общеполезный характер. Такое общеполезное назначение обязательно должно соответствовать целям, для которых организация создавалась. Именно в его рамках, согласно п. 3 ст. 582 ГК, одаряемый обязан использовать переданное имущество.
Однако следует помнить, что некоммерческая организация является юр. лицом, ввиду чего определение такого назначения, согласно вышеуказанной норме, является правом, а не обязанностью жертвователя. Это связано с тем, что деятельность НКО, согласно п. 2 ст. 2 ФЗ № 7 от 12.01.96 г., изначально имеет конкретную общеполезную направленность, в рамках которой осуществляется ее деятельность. Таким образом, даже при отсутствии целевого назначения предполагается, что полученное такой организацией имущество однозначно будет использовано в общеполезных целях, являющихся побуждающим мотивом жертвователя.
Общая вводная и актуальная информация по теме
Постоянные читатели нашего сайта «Юридическая скорая помощь» наверняка помнят, что, исходя из информации, изложенной в 582 статье Гражданского кодекса Российской Федерации, пожертвованием признаётся любая сделка безвозмездной передачи имущества, прав или обязанностей в общедоступных целях.
При этом, за организациями-благополучателями, при использовании ими подарка, ведётся «двойной контроль» осуществляемый:
- Самим благотворителем, который, согласно условиям договора пожертвования, имеет законное право изъять переданные им блага, если он обнаружит нарушение соглашения или благополучатель откажется предоставлять ему соответствующий отчёт о фактическом использовании дара;
- налоговым органом, в который одаряемая сторона (НКО) обязана регулярно предоставлять информацию о доходах, принятыми ею в качестве пожертвований.
Согласно действующему законодательству, состоянием на лето 2021 года – к некоммерческим организациям законодатель относит:
- союзы и ассоциации;
- различного рода фонды;
- потребительский кооператив;
- учреждения;
- религиозные, а также общественные организации.
В свою очередь, к источникам через которые НКО может быть профинансирована – относятся:
- пожертвования;
- взносы членов и учредителей;
- доходы от ценных бумаг;
- доходы от реализации услуг и товаров;
- другие поступления, которые не запрещены действующим законодательством РФ.
Сразу отметим, что договор пожертвования с НКО или же некоммерческой организацией – рекомендуется заключать в простой письменной форме. Это даёт жертвователю возможность осуществлять контроль за использованием его дара по назначению.
Сам же договор должен содержать следующую информацию:
- наименование документа (договор добровольного пожертвования НКО);
- описание предмета соглашения;
- место, а также точная дата составления документа;
- список обязанностей и прав каждой из сторон;
- срок, способ предоставления дара, а также его использования;
- принцип отчётности;
- перечень иных условий (к примеру, в договор можно включить список оснований для расторжения соглашения, его изменения и порядок урегулирования споров);
- реквизиты сторон;
- подписи благополучателя и благотворителя.
Учет в некоммерческих организациях
Некоммерческие организации (НКО). Казалось бы, что там учитывать? Разве что отразить взносы учредителей и получение целевого финансирования. Однако на этом деятельность НКО только начинается. Особенности учета и отчетность будут зависеть от формы НКО: коллегия адвокатов, благотворительный фонд, ТСЖ, учреждение или общество охотников и рыболовов.
Коммерческие организации — это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Особенности форм некоммерческих организаций установлены в гл. 4 Гражданского кодекса.
Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
НКО. Учет и отчетность
НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.
НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.
При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:
- отчет об изменениях капитала (форма N 3);
- отчет о движении денежных средств (форма N 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
- пояснительную записку.
Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.
К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.
Источник № 1 — госструктуры
Это возможности, которые прописаны в программах поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций. Речь идет о субсидиях как федерального, так и регионального, и муниципального уровней. То есть деньги выделяются из государственного бюджета. Конкурсы субсидий на федеральном уровне проводят комитеты и министерства, например — Министерство культуры, Министерство здравоохранения и т.п. Важно, что на уровне регионов это могут быть не только конкурсы субсидий на поддержку проектов, но и субсидии на создание социальной рекламы, на компенсацию коммунальных расходов или на обучение… Помимо субсидирования есть и другие формы поддержки от государства. Это может быть как денежная, так и методическая, организационная или инфраструктурная помощь. Все, что прописано в 31-й статье («Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций…») ФЗ „О некоммерческих организациях“. Иногда подобные программы поддержки предусмотрены даже на уровне муниципалитета.
На федеральном уровне серийное создание государственных НКО началось в 2012 году, когда правительством были учреждены три подобные организации. Потом еще две — в 2013 году, еще четыре — в 2014-м и так далее. Рекорд был поставлен в 2019 году, когда было создано не менее восьми подобных структур, как правило, в виде автономных некоммерческих организаций (АНО): АНО «Центр развития культурных инициатив», АНО «Организационный комитет по подготовке и проведению в 2022 году чемпионата мира по волейболу ФИВБ», Российский фонд развития информационных технологий, АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», АНО по защите интересов граждан и организаций в сфере ЖКХ и благоустройства территорий, АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023», АНО «Национальные приоритеты». И это не говоря про НКО, создаваемые разного рода бюджетными учреждениями и госкорпорациями.
Похожая ситуация с регистрацией НКО на уровне субъектов Федерации. Из предварительно найденных нами 326 НКО, напрямую учрежденных региональными правительствами, 99 (30%) были созданы в 2019 году.
Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством. Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета. А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.
Свободное финансирование
С 2015 по 2019 год правительство выделило почти 250 млрд руб. субсидий только на поддержку автономных некоммерческих организаций. А в 2019 году субсидии на НКО в целом составили примерно 152 млрд руб., среди крупнейших получателей — Российский научный фонд и АНО «ТВ Новости» (Russia Today). Почему примерно? Потому что не всех получателей субсидий можно считать НКО в классическом их понимании. Например, к некоммерческим организациям формально относятся политические партии, получающие бюджетное финансирование.
Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации. Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний. Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.
Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.
Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством. Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п., то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.
Общество всегда меняется. И сейчас в сознании очень многих людей появляется желание помочь. Отношение к фондам и другим НКО изменилось. Люди видят, как такие же, как они добиваются успеха в своих благородных начинаниях и тоже берутся за дело. Уровень социальной ответственности за последние 5 лет значительно вырос. И популярность НКО просто зеркало этого процесса.
Заключение.
Важно напомнить, что заработок в НКО является вторичным следствием. Прежде всего, некоммерческая организация должна ясно и прозрачно выполнять свои социально-ориентированные цели. Суть всего мною написанного следующая. Если Ваша организация успешна, значит и ее руководитель тоже достиг успеха. А успешные люди не бывают бедными.
А вот что не следует делать в НКО. Я опишу в следующей статье.