Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение об организации питания в школе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К рассматриваемым правоотношениям применяется новый СанПиН 2022 г. для школьной столовой, а именно: СанПиН 2.3/2.4.3590-20, регламентирующий санитарные требования для всей сферы общепита. Нас интересует раздел 8, касающийся правовых нюансов организации детского питания.
Документальное оформление и учет.
В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:
-
учет продуктов питания;
-
учет готовых блюд;
-
учет платы за питание.
Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н[7] продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н[8] осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе[9]. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).
Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).
При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.
Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).
Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.
Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.
По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.
Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.
Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.
Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н[10].
Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
|||
---|---|---|---|---|---|
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Поступление материалов от поставщика |
|||||
0700 0000000000 000 1 105 32 340 |
0700 0000000000 244 1 302 34 730 |
0700 0000000000 000 0 105 32 340 |
0700 0000000000 244 0 302 34 730 |
0700 0000000000 000 0 105 32 000 |
0700 0000000000 244 0 302 34 000 |
Оплата поставщику стоимости продуктов питания |
|||||
0700 0000000000 244 1 302 34 830 |
0700 0000000000 244 1 304 05 340 |
0700 0000000000 244 0 302 34 830 |
0700 0000000000 000 0 201 11 610 |
0700 0000000000 244 0 302 34 000 |
0700 0000000000 000 0 201 11 000 |
Предварительная оплата поставщику стоимости продуктов питания |
|||||
0700 0000000000 244 1 206 34 560 |
0700 0000000000 244 1 304 05 340 |
0700 0000000000 244 0 206 34 560 |
0700 0000000000 000 0 201 11 610 |
0700 0000000000 244 0 206 34 000 |
0700 0000000000 000 0 201 11 000 |
Зачет предварительной оплаты при расчете с поставщиком |
|||||
0700 0000000000 244 1 302 34 830 |
0700 0000000000 244 1 206 34 560 |
0700 0000000000 244 0 302 34 830 |
0700 0000000000 244 0 206 34 560 |
0700 0000000000 244 0 302 34 000 |
0700 0000000000 244 0 206 34 000 |
Передача продуктов питания для приготовления блюд |
|||||
0700 0000000000 000 1 109 60 272 |
0700 0000000000 000 1 105 32 440 |
0700 0000000000 000 0 109 60 272 |
0700 0000000000 000 0 105 32 440 |
0700 0000000000 000 0 109 60 272 |
0700 0000000000 000 0 105 32 000 |
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213, 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; Российская газета 2008, № 153), направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее – образовательные учреждения).
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
1.4. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.
1.5. В организациях общественного питания образовательных учреждений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может осуществляться приготовление блюд, их хранение и реализация. Использование их в иных целях не допускается.
1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется, в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.
2.1. Питание обучающихся в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.
2.2. Организациями общественного питания образовательных учреждений, для обслуживания обучающихся, могут быть:
- базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
- доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
- столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
- буфеты – раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.
2.3. В базовых организациях школьного питания, столовых образовательных учреждений, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, и сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и ее реализацию.
2.4. В буфетах-раздаточных должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять реализацию блюд, кулинарных изделий, а также приготовление горячих напитков и отдельных блюд (отваривание колбасных изделий, яиц, заправка салатов, нарезка готовых продуктов).
2.5. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных учреждений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающие встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
2.6. Общественное питание обучающихся образовательных учреждений может осуществляться в помещениях, находящихся в основном здании образовательного учреждения, пристроенными к зданию или в отдельно стоящем здании, соединенным с основным зданием образовательного учреждения, отапливаемым переходом.
2.7. При строительстве и реконструкции организаций общественного питания образовательных учреждений рекомендуется учитывать расчетные производственные мощности столовой по количеству вырабатываемых блюд и числу мест в обеденном зале, для обеспечения организации питания всех обучающихся в образовательном учреждении.
В малокомплектных образовательных учреждениях (до 50 учащихся) допускается выделение одного отдельного помещения, предназначенного для хранения пищевых продуктов, раздачи и приема пищи, мытья столовой посуды.
2.8. Для обеспечения посадки всех обучающихся в обеденном зале в течение не более чем в 3 перемены, а для учреждений интернатного типа – не более чем в 2 перемены, раздельно по классам, площадь обеденного зала рекомендуется принимать из расчета не менее 0,7 кв. м. на одно посадочное место.
2.9. При строительстве и реконструкции организаций общественного питания образовательных учреждений, наряду с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил к организациям общественного питания, рекомендуется предусматривать:
- размещение на первом этаже складских помещений для пищевых продуктов, производственных и административно-бытовых помещений;
- два помещения овощного цеха (для первичной и вторичной обработки овощей) в составе производственных помещений;
- загрузочную платформу с высотой, соответствующей используемому автотранспорту, перед входами, используемыми для загрузки (отгрузки) продовольственного сырья, пищевых продуктов и тары;
- навесы над входами и загрузочными платформами;
- воздушно-тепловые завесы над проемами дверей;
- количество посадочных мест в обеденном зале из расчета посадки всех обучающихся образовательного учреждения не более чем в две перемены.
10.1. В образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
10.2. Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.
10.3. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.
10.4. Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.
10.5. При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды, образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами – для сбора использованной посуды одноразового применения.
10.6. При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
10.7. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.
10.8. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.
Процесс организации приема пищи школьников должен организовывать так, чтобы предоставить всем ученикам достаточное количество компонентов, которые требуются для растущего организма, учитывая особенности окружающей среды, национальности и возрастной категории детей.
Количество и набор предоставляемых продуктов варьируется от периодов времени, в которые ребенок пребывает в школе.
Также, законодательством определяется ряд пищевых продуктов, категорически противопоказанных и не допускаемых к употреблению в детское меню. Помимо этого, определены продукты, что рекомендуется не использовать, либо заменить на эквивалентные по составляющим компонентам.
Закон определяет следующие параметры, по которым организовывается процесс питания в школьных столовых.
Процесс приготовления должен происходить в столовой школы | В случае если её организация не представляется возможной, формирую буфет, распределяющий и разогревающий продукты питания, соблюдая выполнение норм. |
Главным критерием оценки является питательность предоставляемого меню | Показатель энергетической ценности должен составлять примерно семьсот калорий. Важно, также соблюдение баланса компонентов: не меньше пятнадцати процентов белков, четверти – жиров, а в остальном должны быть углеводы. Помимо этого, рекомендуется использовать сложные углеводные продукты, а не сахариды, которые могут пагубно воздействовать на организм ребенка. |
Приготовленный рацион питания должен быть идентичен тому, который был утвержден руководством не менее чем за неделю до этого | Составляя школьное питание на неделю, должен присутствовать медицинский сотрудник. |
В случае, когда организовать школьную столовую не представляется возможным – допускается использование полуфабрикатов | Применяются продукты из мяса и птицы высшей категории, а также свежие овощи и рыба (филе). |
Помимо основных, могут быть использованы следующие продукты | Котлеты, печеночные и творожные блюда, разные гарниры (картошка, злаковые, овощи и т.д.), сладкое и хлебобулочные изделия. |
План работ по питанию в школах
Для того чтобы наладить качественное и здоровое питание в образовательных учреждениях, требуется провести следующие мероприятия, указанные в таблице ниже.
Мероприятие | Частота проведения |
---|---|
Родительские собрания по теме организации процесса здорового питания | Дважды в год |
Совещание директора школы и человека, который отвечает за процесс приема пищи | Дважды в год |
Совещания для разъяснения основных вопросов | Преимущественно проводятся в осеннее время |
Классный час с беседами о здоровом питании | Раз в три месяца |
Выкладывание информации о процессе приема пищи на сайте и в «уголках» школы | Раз в три месяца |
Контроль санитарных норм зоны готовки и приёма пищи | Раз в четверть специально сформированной комиссией |
Консультации родителей, касаемо питания | Обычно, единожды в месяц |
Основные пункты положения
1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.
2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.
3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.
4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.
5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.
6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.
7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).
Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.
Требования к организации питания в школе
- В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
- Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
- Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
- Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
- Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
- К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).
Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.
Горячее питание для школьников
О проекте
Подробнее о проекте
В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, все учащиеся младших классов должны быть обеспечены горячим питанием не реже одного раза в день, а в меню должны быть и горячее блюдо, и горячий напиток. Министерством просвещения Российской Федерации проведена соответствующая нормативная работа для того, чтобы эти нормы распространялись на все регионы уже с нового учебного года. Для реализации процесса обеспечения горячим питанием в федеральном бюджете выделено более 108 млрд рублей до 2023 года.
На практике законодательные изменения обязывают школы предоставлять качественное, здоровое и полноценное горячее питание. Оно должно быть сбалансированным, помогать детям восполнить энергию и способствовать их физическому развитию, отвечать всем стандартам и требованиям безопасности.
У регионов также появится возможность и необходимые инструменты, чтобы при разработке меню учитывать запросы детей с ОВЗ, тех, кто нуждается в диетическом питании, а также национальные, конфессиональные и местные особенности питания.
МКОУ «Ново-Дмитриевская СОШ» является муниципальным казенным учреждением, имеющим статус юридического лица. Школа работает в одну смену, количество учащихся 302. Горячим питание обеспеченны учащиеся начальных классов в количестве 151. Для питания учащихся в школьной столовой разработано примерное двухнедельное меню. Меню согласовано с главным врачом территориального Центра Государственного Санитарно-эпидемиологического контроля и утверждено директором школы. Меню составлено с целью обеспечения наиболее полноценного питания школьников разных возрастов при минимальной его стоимости. В меню довольно разнообразный ассортимент блюд.
Оборудование и организация работы школьной столовой.
По характеру производства столовая школы относится к типу-столов образовательного учреждения, работающая на продовольственном сырье и полуфабрикатах, она производит и реализует блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Продукты поставляет ИП Муталипов М.А. Столовая находится в здание школы и включают в себя следующие группы помещений:
Зал приема пищи; ( 70 посадочных мест);
умывальник для посетителей;
В состав производственного помещения столовой входит: заготовочный и доготовочный, моечная для столовой и кухонной посуды.
Для приготовления холодных блюд предусмотрены отдельные столы. Оборудование школьной столовой составляют электроплиты, бытовые холодильники для хранения молочной продукции (сметана, масло сливочное, молоко) и для мясной продукции (колбасы, сосиски, сардельки). Посуду моют ручным способом. В залах для приема пищи размещены столы стандартной облегченной конструкции и умывальники. Рядом с ними установлены электрополотенца и одноразовые полотенца. Штат работников столовой 2 человека: повар (1 чел.), кухонный рабочий (1 чел.).
Рабочий день начинается в 8 часов и заканчивается в 14:00
Контроль за качеством готовой продукции возложен на бракеражную комиссию школы. Повар осуществляет контроль поступившего в школу сырья. Результаты контроля записываются в специальном журнале. Режим технологического оборудования осуществляйся по мере необходимости с подписанием договора.
Организации обслуживания в школьной столовой.
Горячий завтрак школьники получают во время перемен. График питания в школьной столовой разработан на основании расписания занятий, утвержден директором школы. Посуда в столовой фарфора-фаянсовая и сортовая стеклянная.
Периодически члены родительского комитета Тарумовской школы посещают столовую. С их слов, «Наша столовая – это любимое место учеников. В ее обустройстве продумано все: от вкусной, качественной и, главное, полезной пищи до высококлассного сервиса. Здесь можно не только поесть и физически набраться сил к постижению наук, но и обогатиться духовной пищей: пообщаться в спокойной непринужденной обстановке с друзьями и одноклассниками. И, недаром, всех словно магнитом тянет в столовую. Попадая в просторный, красиво и со вкусом декорированный зал столовой, ты словно оказываешься в уютной теплой домашней обстановке, где пахнет ароматным хлебом. Столы и стулья приглашают поудобнее устроиться и отведать необычные блюда.
В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции школы относится организация питания обучающихся.
I. Основные нормативно-правовые и методические документы по организации питания, размещенные на школьных сайтах в сети Интернет:
7. Сан Пин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45);
II. Документация пищеблока школы
На пищеблоке должна быть следующая документация:
— журнал бракеража готовой кулинарной продукции;
— журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
— журнал здоровья (с включением в него данных осмотра на наличие гнойничковых заболеваний, сведений об отсутствии острых кишечных заболеваний, ангин, нахождении сотрудников на листке временной нетрудоспособности);
— санитарный журнал для фиксации результатов внутреннего и общественного контроля;
— перспективное меню, ежедневное меню, технологические карты;
— сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий, предназначенных для общественного питания;
— журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;
— медицинские книжки работников пищеблока с отметкой о прохождении медицинских осмотров, наличии прививок против вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа;
— журнал регистрации вводного инструктажа на рабочем месте, инструкция по технике безопасности по всем видам работы;
— ассортиментный перечень блюд и изделий пищеблока;
— журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
— журнал учета аварийных ситуаций (на системах энергоснабжения, водоснабжения, канализации);
III.Документы по организации питания в школе
— Примерное десятидневное меню для учащихся 1- 4 классов;
-Положение о бракеражной комиссии;
-Приказ о создании бракеражной комиссии в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении;
-Положение о школьной столовой, о порядке и организации горячего питания;
-Приказ об организации питания в школе;
-Приказ о соблюдении санитарных норм в школьной столовой;
-Программа по совершенствованию организации горячего питания обучающихся на 2020- 2021 уч. год;
— Рабочая программа «Здоровое питание» на 2020- 2021 уч. год
— График организации горячего питания;
-Акт проверки готовности пищеблока к началу учебного года;
IV. Основные требования к персоналу пищеблока
-Наличие личной медицинской книжки установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских осмотров, лабораторных исследований, сведения о профилактических прививках (против кори, краснухи, дифтерии, вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа), отметка о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
-Наличие следующих требований:
· к личной гигиене персонала;
· к оборудованию, инвентарю, посуде и таре в столовой.
· к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции;
— Рекомендуемый перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды на предприятиях общественного питания;
-Режим мытья столовой посуды ручным способом;
V. Обязанности медицинского работника по контролю за качеством питания в школе
— Приказ об ответственности медперсонала за соблюдение санитарных норм в пищеблоке школы.
Основные требования к школьному питанию
- Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
- Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
- Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
- Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
- Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
- Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
- Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
- Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
- Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
- Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
- Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
- На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
Перечень нормативных документов по организации питания в школе
Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Основные принципы организации питания детей и подростков в образовательных учреждениях
Федеральный закон от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
Перечень пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами производимые на территории Оренбургской области
Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании»
Санитарные правила и нормативы
– СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» sanpin 2409-08.rar
– Типовой рацион питания для детей и подростков в возрасте от 7-10 лет и от 11-17 лет, обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Оренбургской области
– СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»
Перечень дезинфицирующих средств, разрешенных к применению
– СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
– СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»
Витамины в питании детей и подростков
– СанПиН 2.3.2.1940-05 Организация детского питания»
Обогащенные продукты как одно из решений проблемы нарушений питания детей и подростков
– СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»
Режим питания в детских учреждениях
– СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества»
Методические рекомендации
Пищевые отравления и их профилактика
-
«Ассортимент и условия реализации пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания учащихся образовательных учреждений»
-
«Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов»
-
Методические рекомендации № 0100/8605-07-34 «Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях»
-
Методические рекомендации № 0100/8604-07-34 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет»
-
Методические рекомендации №0100/8606-07-34 «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах»
-
Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР (утв. Главным санитарным врачом СССР 28 мая 1991 г. N 5786-91)
-
Приказ Минздрава РФ от 14 декабря 1999 г. N 444 «О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов»
Письмо Минздрава РФ от 23 июня 2003 г. N 13-16/42 «О направлении информационного письма «Об обеспечении общеобразовательных учреждений йодированной солью и пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами»
-
Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. N 206-ВС
Иные нормативно-правовые акты Перечень основных действующих нормативных и методических документов по гигиене детей и подростков
Постановления и приказы
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31 августа 2006 г. N 30 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях»
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 5 марта 2004 г. N 9 «О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов»
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 сентября 2003 г. N 148 «О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения»
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 5 мая 2003 г. N 91 «О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения»
-
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 февраля 2007 г. N 54 «О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питания в образовательных учреждениях»
Что такое ХАССП в школе?
HACCP (ХАССП) — это система, предназначенная для выявления, анализа, контроля и управления рисками при изготовлении пищевой продукции. ХАССП, как система менеджмента, представляет собой комплекс задокументированных мероприятий, обеспечивающих безопасность пищевой продукции на всем пути к потребителю: от производства до реализации.
Если упростить, то простыми словами, программа ХАССП в школе — это правила для персонала, задокументированные в форме регламентов и инструкций, которые необходимо соблюдать и вести записи в соответствующих журналах. Работа сотрудников по разработанным процедурам позволяет обеспечить безопасность готовой продукции для потребителей.
HACCP — расшифровка аббревиатуры с английского — Hazard Analysis and Critical Control Points. Что означает в переводе на русский — анализ рисков и критические контрольные точки. Кто впервые сталкивается с данным определением, часто могут путать и некорректно указывать обозначение, писать HASSP, HACP, HASP, ХААСП, ХАСП, ХАСПП и прочее. Правильное наименование HACCP латинскими, или ХАССП на русском языке.
ХАССП — это система, объединяющая под собой:
- документы, разработанные индивидуально для школы: приказы, журналы, инструкции, формы, бланки и пр.,
- подготовку помещений и приведение их в соответствии с требованиям государственных стандартов и санитарных норм
- выполнение работниками пищеблока инструкций, процедур и прочих действий, утвержденных и закрепленных в документации ХАССП
- анализ рисков и выявление критических контрольных точек на каждом этапе процесса приготовления блюд
ППУ и ОППУ в программе ХАССП в школе
Программы предварительных условий (ППУ) и операционные программы предварительных условий (ОППУ) — это задачи для работников пищеблока школы, прописанные в документации программы ХАССП. Выполнение этих задач, обеспечивает контроль на каждом этапе технологического процесса при изготовлении пищевой продукции. ППУ и ОППУ нацелены на снижение влияния опасных факторов на готовую продукцию. Работа сотрудников по программам предварительных условий помогает предотвратить нарушения в производственных процессах, а так же снизить риск производства небезопасной пищевой продукции.