Безработный гражданин: статус, права и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безработный гражданин: статус, права и обязанности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Правовой статус безработного — трудовое право

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.

Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.

Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.

Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице

Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.

Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.

С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.

Обязанности и ответственность

Аналогично правам, обязанности формируются исходя из аксиомы активного поиска работы вместо желания длительного бездействия.

К обязанностям относятся:

  1. Перерегистрация, проводимая каждые две недели. Процедура включает:
    • предоставление своеобразного отчёта гражданином о предпринятых попытках поиска в виде сдачи направлений с указаниями мотивации отказа;
    • анализ сотрудником биржи причин сложности трудоустройства и предложений обучения или переобучения;
    • предложения новых направлений на образовавшиеся вакансии;
    • приобщение к общественным работам;
    • начисление пособия за истекший период с момента предыдущей перерегистрации.
  1. Обязательность явки на перерегистрацию в предварительно назначенное время:
    • в трезвом виде;
    • в случае болезни оправдательным документом для неявки служит листок нетрудоспособности.
  1. Посещение работодателей по направлениям, выданным центром занятости в течение 3-х рабочих дней с момента выдачи. Отказ со стороны безработного от 2-х подходящих мест работы приостанавливает выплату пособия.
  2. Предоставление достоверных сведений. Если гражданин имеет скрытый доход, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем коммерческой фирмы, то он лишается права на получение пособия. Сокрытие информации считается мошенничеством с вытекающими правовыми последствиями.

Какие социальные гарантии предоставляются безработным

Социальные гарантии – это определенные материальные условия, обеспечиваемые гражданину обществом и государством в ситуации, когда он потерял рабочее место или страдает от безработицы в регионе или стране в целом.

Размеры социальных гарантий напрямую связаны с финансовой ситуацией в стране в настоящее время.

Социальная поддержка со стороны государства в отношении безработных граждан оправданна – каждый человек имеет право на то, чтобы зарабатывать деньги своим трудом и обеспечивать себя и свою семью, а государство признает право жителей страны на улучшение уровня жизни – значит, при возникновении у граждан проблем с трудоустройством власти должны поддерживать и защищать попавших в трудную ситуацию людей.

На законодательном уровне определены следующие социальные гарантии, на которые имеют право безработные граждане:

  • материальная поддержка иждивенцам безработного гражданина и лицам, утратившим право на выплату по безработице из-за окончания периода выплат (такого рода поддержка не является социальной гарантией, поскольку она оказывается по решению органа социальной защиты населения);
  • пособие по временной нетрудоспособности (в сумме положенного гражданину пособия по безработице);
  • компенсация расходов на переезд в другой населенный пункт или регион, если безработный принимает предложение Центра занятости о переезде с целью трудоустройства по подходящей вакансии;
  • возможность осуществления общественных работ и получения оплаты за свой труд, которые проводятся Центром занятости;
  • стипендия, выплачиваемая в течение всего периода прохождения переподготовки, профессионального обучения или курсов повышения квалификации по направлению специалиста Центра занятости;
  • пособие по безработице с момента постановки на учет в Службе занятости;
  • компенсация и гарантии при увольнении из-за ликвидации компании, сокращения штата или численности сотрудников (в том числе для уволенного директора предприятия, его заместителя и главного бухгалтера).

На что безработный имеет право?

Безработные, получившие соответствующий статус, получают возможность на:

  • консультативную поддержку;
  • предоставление направления на выбранную работу;
  • всестороннюю помощь в трудоустройстве в т. ч. на переквалификацию профобучение;
  • психологическую поддержку;
  • помощь в переезде в иной субъект РФ;
  • выплаты (пособие).

Чтобы получать соответствующие преференции заинтересованное лицо должно выполнять ряд условий.

К таковым относятся:

  • регулярное посещение ЦЗН в установленное время или по вызову;
  • обязательная явка к работодателю по направлениям, выданным центром занятости;
  • сообщение о поиске места занятости поступлении на курсы, регистрации в качестве ИП;
  • изучение всех возможных вариантов трудоустройства.

Правовой статус безработного

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16летнего возраста;
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Кто может являться безработным?

Многие считают, что статус безработного автоматически возникает у лиц, которые на данный момент времени не имеют официального места трудоустройства. Однако такое мнение является ошибочным. Дело в том, что присвоение данного статуса осуществляется в установленном порядке и только уполномоченной инстанцией. Такими инстанциями являются центры занятости, отделения которых имеются во всех регионах нашей страны.

Присвоение статуса безработного проводится исключительно по инициативе самого заинтересованного клиента. Для этого ему необходимо обратиться в местное отделение службы занятости. На первом же приеме посетитель составляет письменное заявление, в котором указываются намерения относительно официальной постановки на учет в данной инстанции. Помимо этого, в прямые обязанности посетителя будет входить и предоставление необходимых документов, точный перечень которых устанавливается на законодательном уровне. К основным бумагам можно отнести следующие:

  1. Паспорт физического лица – для подтверждения личности гражданина.
  2. Трудовую книжку посетителя. В данном документе присутствует вся важная информация относительно профессиональной деятельности гражданина за всю его жизнь. Более того, в книжке всегда можно найти сведения относительно последнего места официального трудоустройства физического лица, включая непосредственные причины увольнения и т.д.
  3. Документы об образовании гражданина. Одной из задач центра занятости является оказание активного содействия в поисках подходящего места трудоустройства. Для того чтобы можно было быстрее найти такую работу, центр занятости должен обладать всей важной информацией относительно образования соискателя, имеющихся у него профессиональных навыков и т.д.
  4. Справку, в которой присутствует информация относительно среднего размера заработка гражданина по последнему месту его трудоустройства. Данная информация обязательно потребуется специалистам для установления точного размера причитающегося клиенту пособия по безработице.
  5. Различные дополнительные документы, которые могут содержать в себе ценную информацию относительно здоровья гражданина, имеющейся у него группы инвалидности, а также иные важные сведения.

Следует отметить, что одного обращения в органы занятости иногда будет недостаточно. В частности, современными положениями был разработан перечень особых категорий граждан, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны безработными лицами. Сюда можно отнести:

  • лиц, текущий возраст которых не достиг минимальной отметки в 16 лет. Дело в том, что право заниматься профессиональной деятельностью у граждан нашего государства появляется именно в этом возрасте. Следовательно, до момента его достижения физическое лицо просто не может быть признано безработным;
  • граждан, которым были назначены предусмотренные государством пенсионные выплаты. Как известно, установление таких начислений может быть связано с самыми различными обстоятельствами. Наиболее распространенным из них, безусловно, является достижение физическим лицом установленного в стране возраста. Однако пенсия также может быть назначена и по причине получения инвалидности, потери единственного кормильца, а также по иным основаниям. Их полный перечень устанавливается на законодательном уровне;
  • лиц, которые ранее пребывали на официальном учете в центре занятости, однако, по каким-либо основаниям, их статус безработного был аннулирован. К таким основаниям можно отнести, например, невыполнение возложенных на них обязательств, игнорирование действующих правил пребывания на учете и т.д.

Права и обязанности безработного

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного.11 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006 с. 88

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Обязанности и права безработных

5) право граждан обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Но не только Законом РФ «О занятости населения в РФ», но и Декларацией прав и свобод человека Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина», «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 26.12.1991, N 52, ст. 1865 и Конституцией РФ закреплена возможность граждан на судебную защиту их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов местного самоуправления;

Рекомендуем прочесть: Можно ли записаться в детский сад не по прописке

Закон о занятости населения закрепляет широкий круг прав граждан, признанных в установленном порядке безработными. Условно права безработных граждан можно подразделить на две группы. Первая группа — это правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. И вторая группа — права на получение материальной поддержки в период безработицы.

Обязанности безработных

Их необходимо четко соблюдать. В противном случае человек может лишиться статуса безработного, а следовательно, всех прав, которыми он наделяется.

  1. Человек обязан приходить в Центр Занятости в назначенный день и время. Там он проходит перерегистрацию. На руках должны быть документы. Процедура проходит дважды в месяц.
  2. Активно искать работу. Эти действия заключаются в требованиях рассмотрения каждой вакансии, предложенной Центром Занятости. Отказ от нее должен быть мотивированным.
  3. В случае заболевания нужно оформлять больничный лист.
  4. Своевременно информировать сотрудников уполномоченного органа об обстоятельствах, которые лишают соискателя права на получение пособия. Например, это может быть переезд в другое место. А также выход на заслуженный отдых, самостоятельное устройство на работу.
  5. Приходить на переговоры с работодателем, если Служба Занятости выдаст свободные вакансии. На это отводится три дня. Если соискатель не придет на собеседование, это может быть рассмотрено в качестве нарушения.

Все правила, в полном соответствии с которыми может быть присвоен статус человека безработного, описаны в 1032-1 статье закона РФ от апреля 91-го года.

Чтобы официально стать безработным человеку необходимо:

  1. Оставаться трудоспособным гражданином своей страны, который в конкретный период времени остался без трудовой деятельности и ее оплаты.
  2. Пройти регистрационную процедуру в службе трудовой занятости своего города с целью поиска нового места трудовой деятельности, искать его самостоятельно и быть готовым в любой момент вступить в новую должность.

ППБ выплачивается:

  1. Лицам, достигшим 16-летнего возраста.
  2. Впервые трудоустраиваемым гражданам.
  3. Студентам, отчисленным из учебных заведений, куда были направлены службой занятости.
  4. Проработавшим меньше 12 месяцев на месте, куда были направлены центром занятости.
  5. Людям с перерывом в стаже более 1 года.
  6. Людям со стажем деятельности за год меньше 26 рабочих недель.
  7. Уволенным по какой-либо статье.
  8. Трудоспособным лицам в заданный момент по определенным причинам, лишенным постоянного заработка.

Перечень необходимых документов

Чтобы пройти регистрацию в ЦЗН необходимо представить сотруднику данной службы следующий пакет необходимых документов:

  1. Трудовой документ или книга только в той ситуации, если человек ранее работал на должности официально.
  2. Личный паспорт или документ, который его заменяет.
  3. Аттестаты, дипломы и иные документы, свидетельствующие о полученном образовании или получении специальных навыков. Если гражданин получал образование в иных странах, то следует сделать нотариально заверенный перевод соответствующих документов.
  4. Удостоверение пенсионера.
  5. Свидетельство ИНН, выданное налоговым инспектором.
  6. Справка с последнего места работы об уровне среднего месячного заработка. Данная справка должна быть заполнена бухгалтером организации, где трудился гражданин, в течение 3 суток с момента подачи прошения на ее получение в письменном виде. Также она должна быть оформлена на фирменном бланке организации, содержать реквизиты и угловой штамп. Также в справке должна быть отражена информация о количестве отработанных часов за последний год на предприятии. Предоставление данной справки не требуется людям, которые еще не были официально трудоустроены.

Паспорт, трудовая книжка и документы об образовании необходимо предоставлять только в подлинном виде. При отсутствии какого-либо из перечисленных документов, постановка на учет не будет произведена, а значит, и на пособие рассчитывать не следует.

Инвалиды, в дополнение к вышеуказанному перечню документов, предоставляют медицинское заключение, с отметкой врача о том, какими именно видами деятельности может заниматься данный гражданин из-за ограниченности его физических возможностей.

Особенности регистрации и постановки на учет

Если самостоятельные поиски подходящего места работы не принесли должных результатов, лучше не тянуть и как можно скорее обратиться в местное отделение Центра занятости. Для этого заинтересованному лицу необходимо будет составить личное заявление, а также предъявить пакет документов, в соответствии с установленным перечнем. К основным бумагам можно отнести:

  • паспорт, для удостоверения личности заявителя;
  • трудовую книжку, в которой будут указаны все важные сведения о профессиональной деятельности человека;
  • документы, подтверждающие наличие определенного образования и уровня присвоенной квалификации;
  • справку о размере заработной платы за последний расчетный период сотрудника, перед увольнением.

Имеют ли право безработные на субсидию?

Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.

В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.

Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *