Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор аренды транспорта с экипажем: как составить и что предусмотреть». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
По новой редакции закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, расчетом считается получение и выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги (абз. 20 ст. 1.1 закона 54-ФЗ), и применение ККТ при осуществлении расчетов обязательно всеми организациями и ИП (п. 1 ст. 1.2 закона 54-ФЗ). Таким образом, при перечислении денежных средств сотруднику в счет внесения арендной платы по договору аренды ТС организация должна пробить кассовый чек.
Применение онлайн-касс при аренде авто
Исключение, действовавшее до 01.07.2019, — если оплата произведена в банке через кассира-операциониста (п. 4 ст. 4 закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ). Однако стоит сделать ремарку о том, что трактовка положений закона 54-ФЗ разнообразна. До сих пор эксперты и специалисты ФНС и Минфина не пришли к единому мнению о необходимости пробивать чек по договорам ГПХ. На данный момент безопаснее пробить чек, особенно если предприятие уже применяет онлайн-кассы.
Бухгалтерский учет операций при аренде автомобиля
Чтобы отразить в бухучете средства, которые связаны со взятием автомобиля в аренду, нужно первичное документальное основание. Таковым признан приемочный акт – документ, свидетельствующий о передаче ТС в пользование арендатора. В нем обязательно значатся:
- марка и модель автомашины;
- ее пробег на момент передачи;
- стоимость данного актива;
- данные технического осмотра;
- номер подписанного сторонами договора аренды.
Арендованный автомобиль регистрируется бухгалтером на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», с него он будет списываться по окончании срока аренды и возвращаться назад владельцу. На баланс по счету 01 «Основные средства» его ставить нельзя, поскольку он не приобретается в собственность. По этой же причине не начисляется амортизация.
Финансы, которые сопровождают процесс аренды, будут отражаться на счетах, касающихся деятельности, которую ведет организация, по дебету счетов:
- 20 «Основное производство»;
- 23 «Вспомогательные производства»;
- 25 «Общепроизводственные расходы»;
- 26 «Общехозяйственные расходы»;
- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- 44 «Расходы на продажу».
Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.
Чаще всего договор фрахтования заключается при перевозках воздушным или водным транспортом, но возможен и при перевозке груза автотранспортом (при условии, что груз перевозится в сопровождении представителя собственника груза, а учет перевозимых товарно-материальных ценностей не ведется).
В отличие от договора аренды транспорта фрахтователь не получает права временного владения и пользования транспортом, даже если зафрахтовано все судно или самолет. Фрахтовщик обязуется подать транспорт в оговоренное время в место погрузки груза и доставить его в место назначения. Погрузкой-выгрузкой груза занимается фрахтователь.
Транспортное средство (на примере водного транспорта) может быть зафрахтовано на определенное время и вместе с экипажем, так называемый тайм-чартер. Судно можно зафрахтовать и без экипажа (бербоут-чартер).
Налог на добавленную стоимость
Реализация услуг на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС (п.1 ст.146 НК РФ). Кто оказывает услуги — иностранный или российский арендодатель, значения не имеет. Если перевозки осуществляются только по территории России, определить объект налогообложения не составляет труда. Напомним, что ст.149 НК РФ освобождает от обложения НДС часть услуг, оказываемых по договору аренды транспортного средства с экипажем. А именно:
- услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (пп.22 п.2);
- работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах и лоцманская проводка (пп.23 п.2).
Бывает так, что начальный или конечный пункт находятся за пределами РФ или часть маршрута пролегает по территории, не относящейся к России. До внесения поправок Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ нередко возникали споры, как в этих случаях определять места реализации услуг.
Теперь в целях исчисления НДС местом осуществления деятельности не признается территория РФ, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории РФ. Но это относится только к арендодателям воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания по договору аренды с экипажем (п.2 ст.148 НК РФ).
Следовательно, услуги по предоставлению в аренду железнодорожного и автомобильного транспорта считаются осуществленными на территории Российской Федерации, даже если один из пунктов — отправления или назначения — находится за пределами РФ.
Аренда авто с водителем
Если автомобиль арендуется вместе с экипажем, т.е. если владелец авто намерен оказывать свои услуги в качестве водителя и слесаря, следящего за исправным состоянием транспортного средства, тогда ситуация с удержанием страховых взносов иная. Условия передачи авто в аренду с сопутствующими услугами такого рода регламентируются ст. 632–641 Гражданского кодекса.
В связи с тем, что владелец автомобиля вместе с передачей имущества в аренду предлагает еще и свои услуги по гражданско-правовому договору, то с этих услуг обязательно следует удержать взносы. Речь идет о той части уплачиваемой физлицу суммы по договору аренды машины с экипажем, которая идет в счет оплаты за его труд.
Целесообразнее будет в договоре аренды транспортных средств услуги по аренде непосредственно автомобиля и «трудовую повинность» его владельца разделить путем выделения этих двух сумм. Такое разделение услуг по аренде авто с экипажем на 2 части не регламентировано гражданским законодательством, но так желательно поступить, чтобы избежать возникновения споров с проверяющими.
Поскольку в таком договоре аренды есть доходы за труд физлица, то проверяющие будут считать сумму взносов со всей суммы договора, если только сумма оплаты за труд водителя авто, который также является его арендодателем, не окажется выделенной отдельно.
Если не разделить в договоре эти 2 суммы, а начисления сделать от суммы меньшего объема, чем арендная плата, предусмотренная договором, то при проверке с высокой долей вероятности будет произведено доначисление страховых взносов.
Для разрешения конфликта с проверяющими придется обращаться в суд. При этом следует учитывать, что подавляющее большинство судебных инстанций соглашается с налогоплательщиками, что доначисление взносов незаконно, а требование проверяющих о разделении этих 2 сумм в договоре необоснованно, поскольку такого требования нет в ГК РФ. Примером тому могут служить следующие постановления судов: 3 арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 № 03АП-121/12, ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 № Ф06-10012/12.
Что касается того, какие страховые платежи начисляются при заключении такого договора, то здесь все довольно просто. Так, с дохода арендодателя, который также оказывает услуги по управлению транспортным средством и следит за его техническим состоянием, будут в обязательном порядке начислены взносы на ОПС и ОМС.
О существующих тарифах страховых взносов читайте в материале «Каковы размеры ставок по страховым взносам на 2017-2018 годы?».
А вот взносы на соцстрахование на случай наступления несчастных случаев будут удерживаться только тогда, когда в договоре аренды транспортных средств будет прописано условие об их удержании (п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Страховка на транспортное средство
Обязанность по страхованию автоответственности перед третьими лицами за вред, который может быть причинен в связи с эксплуатацией автомобиля (ОСАГО), лежит на арендодателе. Это условие прописано в ст. 637 ГК РФ с поправкой на то, что иной порядок может быть указан в договоре аренды.
Это означает, что по умолчанию затраты на страхование автомобиля, передаваемого в аренду, несет владелец авто, выступающий арендодателем в этой сделке. В свою очередь, если страховка будет оплачена арендатором по условиям договора, то это позволит ему снизить налогооблагаемую прибыль в соответствии со ст. 263 НК РФ.
О том, в каком объеме затраты на страхование авто будут приняты в расходы, читайте в статье «Нормативы, предусмотренные НК РФ».
Обе стороны, физические они или юридические, должны выполнять свои обязанности. Именно они являются важнейшим условием соглашения. Информация о них должна быть прописана внутри документа. Если указанные условия не соблюдаются одной из сторон, то вторая вправе потребовать компенсацию и расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Типовой договор на аренду автомобиля с водителем содержит следующие обязанности для арендодателя:
- Поддерживать работоспособность транспортного средства, своевременно производить необходимый ремонт;
- Управлять машиной по требованию второй стороны, производить ее техническое обслуживание;
- Осуществлять страхование автомобиля, оплачивать все финансовые затраты в процессе своей работы.
Что нужно принять во внимание бухгалтеру при аренде автотранспорта без экипажа?
Согласно ГК РФ, ст. 644 и 646 при арендовании автомобиля без экипажа расходы по ремонту, страхованию, ГСМ, берет на себя арендатор. Он же оплачивает аренду, стоянку и парковку. Арендная плата, затраты, связанные с ремонтом и эксплуатацией авто (покупка бензина, приобретение, замена масляного фильтра и т. п.), страховка причисляются к прочим расходам и учитываются при налогообложении на доходы. Этот момент имеет непосредственное отношение к ситуациям, когда арендодатель — физическое либо юридическое лицо. Наймодатель (он же владелец автомобиля) оплачивает лишь прохождение техосмотра. Все описанные понесенные расходы должны быть доказательными и подкрепленными подтверждающими документами. Только тогда они могут учитываться в налогообложении и фиксироваться бухгалтерией.
При арендовании транспортного средства с экипажем у физического или юридического лица производятся следующие отчисления, которые отражаются в бухучете:
- НДС засчитывается по арендному платежу, если наймодатель — юрлицо либо ИП;
- НДФЛ удерживается налоговым агентом (организацией), если машина арендована у физлица;
- НДФЛ высчитывается, если наймодатель — ИП и у него регистрационное свидетельство не подразумевает сдачу в аренду имущества.
ЕСН с арендной платы, когда наймодатель — физическое лицо либо ИП (НК РФ, ст.236), не взимается.
Факт передачи ТС арендатор и арендодатель обычно фиксируют отдельным актом приема-передачи. Он составляется по следующей схеме:
1. Преамбула (как в договоре).
2. Информация о том, кто, что и кому передает, в т. ч. индивидуальные характеристики ТС, как в договоре (номер, цвет, марка и т. п.).
3. Состояние объекта (исправен или нет, имеются ли повреждения, дефекты и т. п.).
4. Сведения о передаче документов, оборудования, ключей (если что-то из этого передается).
5. Данные о количестве составленных экземпляров акта.
6. Подписи участников сделки.
Перед тем как подписать акт, стороны должны осмотреть ТС на предмет соответствия информации, изложенной в документе, фактическим обстоятельствам. Если найдены поломки и другие недочеты, это обязательно должно быть отражено в акте.
Обычно дата подписания акта является началом отсчета срока начисления арендной платы.
Ответственность сторон
Со стороны арендодателя нарушение обязательств может выражаться, например, в несоблюдении сроков передачи транспортного средства, нарушении порядка его технической эксплуатации. А арендатор может нести ответственность за нарушение сроков либо порядка перечисления арендной платы, за нецелевое использование арендованного транспорта, за просрочку возврата его в связи с окончанием срока аренды. Вид ответственности (неустойка или штраф) и ее размер стороны должны оговорить в договоре, а также определить соотношения убытков и неустойки в различных ситуациях. Конструктор договоров поможет с формулировками.
Статьями и предусматриваются случаи, когда ответственность наступает за повреждение транспортного средства, переданного в аренду, а также за вред, причиненный транспортным средством. В силу особого статуса объекта аренды – источник повышенной опасности – закон установил, что ответственность за причиненный транспортом вред третьим лицам ложится на арендодателя с правом предъявления в дальнейшем регрессных требований к виновному арендатору.
Заключительные положения, касающиеся порядка расторжения договора, подсудности, срока действия договора и др., не отличаются от иных типов договоров.
Варианты найма у физлица
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, следует разделять несколько вариантов аренды транспортного средства у физического лица. В зависимости от условий заключенного договора можно определить и сторону, несущую ответственность за уплату установленных сборов, а значит, вид и размер налоговых ставок:
- Первый вариант – это договор аренды автомобиля между физическим лицом и организацией, где налоги ложатся на организацию, а физлицо действует без образования ИП. В этом случае организация выступает в качестве налогового агента:
- берет на себя обязательства по удержанию налоговых вычетов из доходов, причитающихся физическому лицу за аренду ТС;
- предоставляет отчетность в налоговый орган по месту своей регистрации о суммах, перечисленных за аренду, и произведенных вычетах по форме 2-НДФЛ.
- Второй вариант – договор заключается между организацией и физическим лицом, являющимся предпринимателем. В этом случае арендатору достаточно предоставить свидетельство о регистрации ИП и документы, подтверждающие, что он стоит на учете в налоговой инспекции. В рамках данной сделки все обязанности платить налоги ложатся на индивидуального предпринимателя, который будет это делать в соответствии с выбранной им формой налогообложения.
- Третий вариант – договор аренды между физическими лицами. В этом случае, следуя указаниям 23 главы Налогового кодекса (п.1 ст. 229), физическое лицо-арендодатель обязано предоставить декларацию за истекший год в фискальный орган по месту проживания, в срок до 30 апреля.
Сдача в аренду грузовика
Предпринимательская деятельность, осуществляемая по договорам перевозки, независимо от вида транспортного средства (легкового или грузового) и условий оплаты услуги может быть переведена на уплату ЕНВД (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Но не все владельцы ТС работают на условиях договора перевозки, и порой выгодный заказ найти непросто. Иногда имеет смысл сдать грузовой автомобиль в аренду, причем с экипажем, имеющим права и навыки управления ТС. Предоставление такой услуги регулируется нормами гл. 34 «Аренда» ГК РФ.
По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование ТС и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную сумму (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Разница в приведенных формулировках позволяет чиновникам утверждать, что передача в аренду грузового автомобиля с экипажем независимо от вида транспортного средства не относится к предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов, в отношении которой организации и предприниматели могут признаваться плательщиками ЕНВД. Налогообложение данного вида деятельности должно осуществляться в рамках иных режимов налогообложения (Письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74). Позиция в некоторой степени формальна, но с ней трудно не согласиться, так как переданные в аренду авто могут использоваться арендатором для оказания транспортных услуг в рамках договора перевозки, что дает право арендатору, а не арендодателю перейти на уплату ЕНВД. Применение же данного спецрежима обоими участниками арендных отношений по одним и тем же арендованным (переданным в аренду) ТС, но в части разных видов деятельности нарушает правила гл. 26.3 НК РФ и приводит к двойному налогообложению ТС по договору аренды.
ЕНВД при совмещении аренды и перевозок
Итак, услуги по передаче автотранспорта во временное владение и пользование не подлежат переводу на «вмененку». При этом сам арендодатель может оказывать услуги перевозки теми ТС, которые не переданы в аренду. Возникает вопрос: нужно ли при расчете ЕНВД учитывать сданные в аренду автомобили? Логичный ответ — нет. Финансовое ведомство соглашается с этим в Письме от 09.06.2011 N 03-11-06/3/65. При исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по перевозке грузов используется физический показатель «количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов». Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) ТС следует понимать количество авто (не более 20 ед.), предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, арендованных в том числе по договору лизинга и субаренды. Таким образом, транспортные средства, переданные в аренду сторонней организации, не учитываются при расчете суммы ЕНВД в сфере оказания услуг по перевозке грузов. В расчет единого налога включаются только те ТС, которые фактически используются для оказания услуг по перевозке грузов. Разъяснение следует взять на вооружение, оно будет полезно транспортным компаниям, занимающимся несколькими видами деятельности и заинтересованным в правильном (раздельном) учете ТС.
Срок использования машины
Для налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).
Срок использования машины определяется фирмой самостоятельно на дату ее ввода в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ). В соответствии с Классификацией легковые автомобили (за исключением машин, отнесенных к иным группам) принадлежат к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ)).
Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).
Как было сказано выше, для отражения расходов в налоговом учете необходимо оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства.
Расходы на аренду, если иное не предусмотрено договором, можно отражать на основании только договора. Также может быть предусмотрено составление ежемесячного акта на аренду транспортным средством.
Расходы на услуги управления транспортным средством могут быть приняты в налоговом учете на основании оформленных актов на услуги по управлению, составленных согласно требованиям законодательства.
Расходы на ГСМ для налогового учета подтверждаются корректно заполненными путевыми листами.
Рассмотрим подробнее требования к оформлению данного документа и изменений в его форме, вступивших в силу в 2017 году.
Унифицированная форма документа утверждена Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Данная форма предусмотрена для автотранспортных организаций. Если компания таковой не является, то она может руководствоваться в качестве основы данной формой документа и разработать собственную форму путевого листа. Если организация примет решение составлять документ по самостоятельно разработанной форме, то необходимо закрепить данную форму в учетной политике и проверить соответствие документа требованиям 402-ФЗ к реквизитам первичного документа.