Операции, не подлежащие налогообложению ндс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Операции, не подлежащие налогообложению ндс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.

Налоговый кредит и налоговое обязательство

Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.

Купили мы всё-таки джинсов на 120 000 рублей. Из которых 20 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС — 100 000 рублей, сумма НДС — 20 000 рублей, а общая стоимость — 120 000 рублей.

Далее, цифру НДС при расчётах мы отложили и запомнили как налоговый кредит.

Налоговый кредит — эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства — то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будем оплатить в бюджет и есть — налоговое обязательство.

Смотрим дальше на джинсы.

В реальности мы будем из суммы в 120 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей.

Допустим, включив все остальные факторы себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство — то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.

От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 33 333 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 20 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 20 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 33 тысяч можем вычесть 20 уже выплаченных. Итого получим 13 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).

В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 13 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 13 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.

При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.

Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).

Правила подтверждения нулевой ставки НДС

Важно! Компания не может торговать на экспорт по нулевой ставке припасами, относящимися к категории товаров, имеющих для России особое значение, в частности ресурсы. Допускается это, если представляются документы подтверждающие ставку НДС 0%:

  • контракт между вверенными лицами и налогоплательщиками, подтверждающий ведение торговли за пределами РФ;
  • таможенная декларация, служащая подтверждением того, что товар был проверен и отправлен за границу страны через официальный контрольный пункт;
  • сопроводительные и транспортные документы с таможенными отметками, разрешающими отправку конкретного вида товара.

Если товар планируется продавать через посредников, то придётся составить договор на данное лицо с подписанием его обеими сторонами и указанием сведений обо всех гражданах, участвующих в сделке и описанием самой продукции. Надо соблюсти сроки подтверждения 0 ставки НДС при экспорте, которые составляют 180 дней, после того, как была оформлена таможенная декларация.

Внимание! Камеральная проверка предоставленных документов будет выполняться в течение 3-х месяцев.

Налоговая служба проверяет документы на предмет выявления ошибок и достоверности предоставленных сведений. Если возникают подозрения, связанные с несоответствием предоставленных данных, то органы ФНС требуют от налогоплательщика дополнительные документы, служащие подтверждением его правоты. Если документы, подтверждающие 0 ставку НДС при экспорте, не будут предоставлены по требованию сотрудников ФНС, то налоговики принимают решение о несоответствии предоставленных сведений.

Предлагаем ознакомиться: Образец (скачать пример): Иск о взыскании ущерба при ДТП со страховой компании и виновника ДТП

Когда бумаги высылаются в ФНС, но позже установленного срока, а именно 180 дней, то на продукцию, экспортируемую за рубеж, накладывают НДС в размере 10 или 18%, в зависимости от категории продукции. Если налогоплательщиком была допущена серьёзная просрочка при подаче документов, то он дополнительно уплачивает пеню.

Особенно внимательно надо относиться предпринимателям к просрочкам при подаче документов для подтверждения нулевой ставки. Если юридические лица не укладываются в отведённые 180 дней с момента помещения продукции под экспортную таможенную процедуру, проводимую в соответствии с п. 9 ст. 165 НК, то ФНС принимает решение об исчислении налога на добавленную стоимость по ставке 18% или 10%.

Делается это в соответствии с положениями, указанными в третьем абзаце ст. 165 п. 9, а налоговая база, при этом, исчисляется со дня отгрузки из-за чего, юридические лица вынуждены сделать подтверждение 0 ставки НДС посредством уточнённой декларации, включающей период отгрузки в соответствии с требованиями, указанными в статьях 81 и 167 НК.

Платить пени, в соответствии с требованием ВАС РФ, надо в случае, если НДС не уплатили по истечению 181 дня, руководствуясь положением № 15326/05, принятым в мае 2006 года. Несмотря на то, что нижестоящие судебные инстанции становятся на сторону плательщиков налогов, что следует из постановления № А65-20208/2010, изданного для ФАС на Поволжье в июле 2011 года.

Интересный факт! Данный момент практически не регулируется точными законодательными нормами, поэтому если налогоплательщик не желает выяснять отношения с налоговой территориальной инспекцией в суде, то лучше рассчитывать пени со дня отгрузки.

Если допущена просрочка, то подтверждение нулевой ставки НДС осуществляется по следующему алгоритму:

  • подача уточнённой декларации с учётом периода отгрузки;
  • обязательно заполните в декларации раздел № 6;
  • перечислите в бюджет пени и налог по определённой инспекцией ставке НДС;
  • подайте уточнённую декларацию за I квартал, вписав необходимую информацию в раздел IV;
  • отразите НДС по строке 040 раздела IV, указав сумму, внесённую в связи с неподтверждённым экспортом.

Указанная сумма снизит налоговый сбор, который надо внести в соответствии с поданной декларацией.

Какие товары относятся к сырьевым?

В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.

Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).

Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 20%?

Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Дополнительные шифры — 2021

Несколько новых кодов, предназначаемых для учетных регистров, возникли в письме ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@. В нем приведены такие шифры:

  • для журнала учета счетов-фактур:
    • 33 — по документам (в т. ч. корректировочным), выставляемым при поступлении от налогового агента предоплаты в счет будущей поставки сырых шкур (лома);
    • 34 — по документам (в т. ч. корректировочным), выставляемым (получаемым) комиссионером (агентом) в связи с отгрузкой налоговому агенту сырых шкур (лома);
  • для книги покупок, заполняемой налоговым агентом:
    • 41 — по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при перечислении предоплаты;
    • 42 — по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при отгрузке товара, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
    • 43 — по вычету как у продавца суммы НДС с предоплаты при отгрузке;
    • 44 — по вычету как у продавца суммы НДС при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения;
  • для книги покупок обычного налогоплательщика-продавца:
    • 34 — при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения;
  • для книги продаж обычного налогоплательщика-продавца:
    • 33 — по предоплате в счет будущей поставки сырых шкур (лома);
    • 34 — по отгрузке сырых шкур (лома), в т. ч. в счет предоплаты, а также при изменении стоимости отгрузки в сторону увеличения;
  • для книги продаж, заполняемой налоговым агентом:
    • 41 — по НДС с предоплаты как у продавца;
    • 42 — по НДС с отгрузки как у продавца, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
    • 43 — по НДС, восстанавливаемому как у покупателя при перечислении им предоплаты;
    • 44 — по НДС, восстанавливаемому как у покупателя при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения.

Письмо содержит оговорки о том, что приведенные в нем коды являются рекомендуемыми и применяются до внесения изменений в соответствующий базовый регистр.

Кроме этого письмом ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/532@ дополнительно введены коды 37-40 — для операций, предусмотренных п. 7 ст. 164 НК РФ.

Комментарии к ст. 149 НК РФ

При применении статьи 149 НК РФ, прежде всего, следует учитывать два момента.

Первый заключается в том, что перечень освобождаемых от налогообложения НДС операций является исчерпывающим.

Второй момент связан с тем, что при отсутствии соответствующей лицензии налогоплательщики не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной статьей 149 НК РФ.

Данная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-05/04, от 18.10.2004 N 03-04-11/169, письмах Управления ФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478, от 06.02.2007 N 19-11/10261, от 24.01.2007 N 19-11/00557, от 22.03.2006 N 19-11/22544, от 06.05.2005 N 19-11/32602.

Рассмотрим пример соотносимости права на применение положений статьи 149 НК РФ и наличия у налогоплательщика лицензии.

Минфин России в письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81 разъяснил, что операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом финансовое ведомство основывалось на норме пункта 2 Положения об образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, согласно которой не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Следует отметить, что в настоящее время данное Постановление утратило силу. С 01.07.2009 вступило в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.

Новое Положение содержит аналогичную приведенной норму (подпункт а пункта 2 Положения), согласно которой не подлежат лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Следовательно, изложенные выводы Минфина России применимы и в настоящее время.

Однако суды в некоторых случаях указывают, что правомерность применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ льготы не зависит от того, выдаются ли после оказания образовательных услуг документы об образовании или квалификации.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.07.2007 N Ф09-5525/07-С2 пришел к выводу, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования при выполнении следующих условий: оказывающая услуги организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации; реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования, оказываемым при проведении учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса; на оказание услуг в сфере образования организация должна иметь соответствующую лицензию.

Следовательно, право на освобождение от налогообложения не ставится в зависимость от выдачи образовательным учреждением лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документов о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.

Также следует отметить, что некоторые суды не принимают доводы налоговых органов о том, что льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, может быть применена лишь при наличии лицензии (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09 и ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А72-14840/05-6/826).

В то же время ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.01.2008 N А56-21648/2006, сделав вывод о правомерности вывода налогового органа об отсутствии у налогоплательщика оснований для применения освобождения, установленного подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, руководствовался, в частности, тем, что образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит. Данные выводы сформированы судом в отношении осуществления таких видов деятельности, как услуги по занятиям шейпингом и занятиям в тренажерном зале, осуществление которых не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. В то же время данные выводы суда следует учитывать и применительно к решению вопроса о применении НДС образовательными учреждениями в отношении подготовительных курсов, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Таким образом, если подготовительные курсы сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то в отношении таких образовательных услуг применяется льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Если же подготовительные курсы организованы без выдачи документов о соответствующем образовании и (или) квалификации, то, исходя из позиции Минфина России и отсутствия единообразия в судебной практике, льгота по НДС не применяется. Правомерность применения освобождения от НДС в отношении подготовительных курсов, если документы о соответствующем образовании и (или) квалификации не выдаются, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Кроме того, очень важно обращать внимание, в каком пункте — 2 или 3 — упомянуты осуществляемые налогоплательщиком операции, не подлежащие налогообложению. Если они упомянуты в пункте 3 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

Какие не облагаемые НДС операции можно причислить к льготам

В связи с тем, что налогоплательщики при проведении некоторых хозяйственных операций, перечисленных в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ, не уплачивают НДС, многие считают, что это своего рода льготы. Но это не совсем так, ведь льготами обычно могут пользоваться лишь определенные категории предпринимателей, а совершать освобожденные от НДС операции может кто угодно, лишь бы в наличии были необходимые разрешительные документы.

Тем не менее, пользуясь результатами анализа Пленума ВАС РФ, изложенными в постановлении от 30.05.2014 № 33, можно выделить отдельные операции из ст. 149 НК РФ, которые можно причислить к разряду льгот. Речь идет о передаче товаров (услуг), указанных в подп. 5 п. 2, а также хозоперациях, перечисленных в подп. 1, 2, 14 п. 3 этой статьи НК РФ.

Образец заполнения отчета об операциях с прослеживаемыми товарами

ИП в 2020 году для предпринимательской деятельности приобрел импортные товары — монитор, холодильник и стиральную машину. После 8 июля на все три вида товаров были направлены уведомления об остатках. А также в 2021 году с ними совершены следующие операции:

  • 1 сентября 2021 года — холодильник передан в качестве вклада в уставный капитал ООО «Альфа», что подтверждает УПД № 12 от 01.09.2021. Данная операция попадет в отчет с КВО 13.
  • 5 сентября 2021 года — монитор передан в производство, что подтверждает акт приема-передачи № 64 от 05.09.2021. В ходе производства монитор изменил свои первоначальные свойства и стал неотделимой частью POS- системы, поэтому данная операция будет отражена в отчете с КВО 01. В строках 7, 8 и 9 ИП укажет свои реквизиты, так как контрагента в данном случае нет (пп. ж п. 10 порядка заполнения отчета об операциях).
  • 15 сентября 2021 года — стиральная машина утилизирована в связи с выявленными дефектами не подлежащими ремонту. Первичный документ — акт утилизации № 27 от 15.09.2021. Для данной операции предусмотрен КВО 02.

ИП в данном случае может применять любую систему налогообложения, эти операции в любом случае попадут в отчет.

Режимы налогообложения в РФ 2021

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) — это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы «за себя»;
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% — от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.
  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка — до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 — подробности далее).

Операции, не облагаемые НДС: полный список

Не облагаемые НДС операции и товары для реализации (или использования для собственных нужд) собраны в список, который является исчерпывающим и не подлежит расширению. Перечень отображен в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ:

I. Деятельность по передаче помещений в аренду нерезидентам (физлицам и юрлицам), получившим аккредитацию в России (п. 1 ст. 149 НК РФ). Список иностранных государств, в отношении граждан и/или организаций которых может применяться освобождение от НДС, перечислен в общем приказе МИД и Минфина России от 08.05.2007 № 6498/40н.

При этом к деятельности такого типа можно отнести и эксплуатационное (коммунальное) обслуживание сдаваемых в аренду помещений на условиях, указанных выше, если такой вид услуг указан в договоре аренды (постановление ФАС Московского округа от 22.04.2010 № КА-А40/2596-10).

II. Продажа товаров, оказание услуг, в том числе и для собственных нужд, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ, также не облагается НДС. Перечень довольно объемный — он состоит из более чем 30 позиций, но стоит упомянуть их все. Большинство из перечисленных в данном пункте позиций имеет явную социально ориентированную направленность:

Что нужно представить в ИФНС, чтобы получить освобождение по НДС в отношении медицинских изделий, смотрите по ссылке.

Когда образовательные услуги облагаются НДС, а когда нет, узнайте из этой публикации.

14.1. Услуги по социальному обслуживанию и связанные с ними.

16.1. Услуги в рамках арбитража, оплачиваемые через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение.

III. Хозяйственные операции, не облагаемые НДС, указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ:

Итак, исчерпывающий перечень хозяйственных операций, которые освобождены от НДС, содержится в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ. Использовать право на освобождение от налогообложения, в соответствии с этой статьей, могут все налогоплательщики, у которых есть необходимые разрешительные документы. При этом лицензия обязательна лишь при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию.

Существуют ограничения при выполнении посреднической деятельности: в большинстве случаев посредники лишены права воспользоваться освобождением от НДС (подробнее сказано в п. 7 ст. 149 НК РФ).

В случае если налогоплательщик посчитает, что ему невыгодно пользоваться освобождением от НДС (например, когда принятый к вычету НДС превышает размер уплачиваемого налога), он может отказаться от своего права на срок более года на основании п. 5 ст. 149 НК РФ.

Какие не облагаемые НДС операции можно причислить к льготам

В связи с тем, что налогоплательщики при проведении некоторых хозяйственных операций, перечисленных в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ, не уплачивают НДС, многие считают, что это своего рода льготы. Но это не совсем так, ведь льготами обычно могут пользоваться лишь определенные категории предпринимателей, а совершать освобожденные от НДС операции может кто угодно, лишь бы в наличии были необходимые разрешительные документы.

Тем не менее, пользуясь результатами анализа Пленума ВАС РФ, изложенными в постановлении от 30.05.2014 № 33, можно выделить отдельные операции из ст. 149 НК РФ, которые можно причислить к разряду льгот. Речь идет о передаче товаров (услуг), указанных в подп. 5 п. 2, а также хозоперациях, перечисленных в подп. 1, 2, 14 п. 3 этой статьи НК РФ.

По мнению Минфина, к льготируемым операциям можно отнести передачу (использование в своих целях) товаров или услуг, указанных в подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ (письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

Как отразить применение льготы в декларации по НДС, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в готовое решение.

Посредники и освобожденные от НДС операции

В соответствии с п. 7 ст. 149 НК РФ право воспользоваться освобождением от НДС при осуществлении перечисленных в пп. 1–3 этой статьи операций не распространяется на посредников. То есть если лицо выполняет такую деятельность в чьих-то интересах, то оно обязано уплачивать полную ставку НДС с размера своего вознаграждения (письма Минфина России от 31.03.2010 № 03-07-05/15 и УФНС Москвы от 19.07.2010 № 16-15/075620).

При этом исключение составляют операции по продаже товаров или оказанию услуг, которые освобождены от НДС на основании п. 1, подп. 1 и 8 п. 2, подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (основание — п. 2 ст. 156 НК РФ).

Подробнее об этом см. в материале «Какие услуги посредника не облагаются НДС».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *