Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ксенон на авто: что грозит за установку и как избежать наказания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля
В какие фары можно ставить ксенон, мы разобрались, но как отличить ксеноновую фару от обычной? Кроме того, даже фары для ксенона могут различаться по типу используемых ламп. Разобраться в этом вопросе несложно: достаточно знать международную маркировку, которая проставляется прямо на корпусе светового прибора:
- С — для ближнего света, R — для дальнего света, СR — двухрежимного (ближний/дальний) с обычными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- HС — для ближнего света, HR — для дальнего света, HСR — двухрежимного (ближний/дальний) с галогенными лампами (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- DС — для ближнего света, DR — для дальнего света, DСR — двухрежимного (ближний/дальний) с газоразрядными источниками света, включая биксенон (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Таким образом, для ксеноновых ламп пригодны лишь фары с маркировкой DC, DR и DCR. Причем ксеноновые лампы ближнего света можно устанавливать только в приборы с маркировкой DC DCR, а дальнего – с DR и DCR. Вполне очевидно, что ксенон нельзя использовать в фонарях с маркировкой HC (С), HR (R) и HCR (CR): они предназначены для ламп накаливания (в том числе галогенных) и оснащены абсолютно другой оптической системой.
Возможно ли легально установить ксенон в 2019, если стояли галогенные лампы
Предположим, мы решили оснастить свой автомобиль, на котором штатно стояли галогенные лампы, ксеноновым светом. Насколько реально это сделать без конфликтов с законом и, если реально, что конкретно придется для этого предпринять?
Прежде всего необходимо получить разрешение на замену галогенных фар ксеноновыми. Сделать это в 2019 году вполне реально. Отправляемся в экспертную службу ГИБДД, проходим экспертизу и получаем заключение о том, кто конкретно наше ТС может быть переоборудовано под ксенон.
Теперь с разрешением в ГИБДД. Точнее, в их подразделение технического надзора. Предъявляем заключение, пишем заявление на переоборудование ТС. Машину повторно осматривают и пишут еще одно заключение.
Получив разрешение, мы имеем право заменить штатные галогенные фары на специально предназначенные для работы с газоразрядными источниками света. Тут необходимо выполнение сразу нескольких условий:
- световые приборы должны соответствовать типу света, с которым они будут использоваться: дальний, ближний или дальний/ближний (см. раздел «Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля»);
- оптика фар должна соответствовать типу ламп, которые будут в них использоваться: рефлекторная или линзованная);
- фонари в обязательном порядке должны иметь омыватель фар и корректор светового пучка. И то и другое необходимо для исключения ослепления водителей встречного транспорта (без омывателя стекло быстро покрывается пылью и грязью, что сильно влияет на светотеневую границу);
- световые приборы должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в стране, где будет эксплуатироваться автомобиль;
- фары должны быть правильно установлены и отрегулированы согласно ГОСТу.
Установить ксенон проще всего в лицензированном сервисном центре, который по окончании работ документально заручится в том, что все оборудование и проделанные работы соответствуют требованиям нормативных документов. Проще, но стоит это будет соответственно.
Технические требования для установки ксенона в 2023 году
Узнать, предназначен ли конкретный автомобиль для ксеноновых световых приборов несложно.
- Информацию можно найти в инструкции к транспортному средству.
- Уточнить у производителя.
- Проверить самостоятельно маркировку фар.
Напомним, что на совместимость с ксеноном указывает буква D, написанная на фарах. Существует несколько вариантов ее упоминания, в зависимости от того, где разрешен ксенон.
- Если указана маркировка DC – разрешена установка на приборы ближнего света.
- DR — на приборы дальнего света.
- DCR – на фары ближнего и дальнего света.
В каких случаях ксенон разрешен
Согласно правилам ЕЭК ООН № 99 и ГОСТ Р 41.99-99, использование газоразрядных ламп разрешено только в фарах с маркировкой DC, DR, DCR. Если они идут в заводской комплектации автомобиля, это также является нормой. Допускается применение ксенона в фонарях, которые оснащены корректором пучка света, выделяемого лампами, а также омывателем.
Ограничения связаны с тем, что при самостоятельной установке ламп свет от них ослепляет участников движения. Это, в свою очередь, может повлечь опасные последствия. Завод-производитель либо дилер авто всегда сможет дать разъяснения о допустимости установки ксенона.
Маркировка |
Возможность установки ксенона |
DR и DC |
На автомобиле имеются фары ближнего и дальнего света. Устанавливать ксенон можно в любую либо в обе. |
DCR |
В авто используется двухконтактная лампа для фонарей освещения. Установка ксеноновой лампы возможна. |
HR и DC |
Лампа ближнего света может быть ксеноновой, лампа дальнего – нет. |
HR и HC |
Данная маркировка на японском авто означает разрешение на установку ксенона. Другие государства-производители запрещают ксенон при такой маркировке фар. |
HC и HR |
Возможна установка только галогеновых ламп. |
HCR |
Количество ламп в фаре – 1, установка ксенона запрещена. |
CR |
В осветительных приборах автомобиля можно установить только лампу накаливания. |
Разрешен ли ксенон в России
Если ксенон на транспортном средстве легальный, то претензий со стороны ГИБДД предъявлено в таком случае быть не может.
Определить легальность установленных фар можно самостоятельно. Автомобиль должен относиться к одному из вариантов:
- Ксенон встроен в линзы автомобиля на этапе производства;
- Газоразрядные лампы не установлены на заводе, но допустимы конструкцией;
- Производителем установка ксенона не предусмотрена, но автомобиль был переоборудован и подготовлен к процедуре.
С 2020 года ксеноновые фары можно легализовать, для этого необходимо пройти прописанную в законодательстве процедуру.
- Купить сертифицированное заводское оборудование: комплект фар, линз, омыватель, автокорректор. Это оборудование должно быть оригинальным и пройти техосмотр.
- Все планируемые изменения и комплект оборудования предварительно проверяет специальная испытательная лаборатория, которая должна выдать положительное заключение на планируемые изменения. Обратите внимание, что первое заключение необходимо получить до установки.
- С этим заключением необходимо приехать в инспекцию, получить от них подтверждение и разрешение на выполнение запланированных работ.
- После получения этих разрешений можно приступать к выполнению работ, но учтите, что выполнение стоит поручить сертифицированному СТО, которое при необходимости сможет документально подтвердить, что все работы выполнялись качественно, компетентными сотрудниками.
- Пройдите техосмотр, где будет проверена работа оборудования, внесены необходимые для эксплуатации корректировки.
- Вернитесь в испытательную лабораторию для проверки внесенных изменений и получения еще одного положительного заключения.
- Покажите пакет документов и новое оборудование в ГИБДД для внесения изменений в ПТС и свидетельство о регистрации. Теперь можно легально ездить.
Какой штраф за установку ксеноновых ламп?
Практикой установлено за данное нарушение применять часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ.
12.5.3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Однако, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ дано разъяснение по применению части 3 статьи 12.5 КоАП РФ.
В каких законах говорится о световых приборах авто
Утверждая, что штраф и лишение документов, разрешающих управление ТС, являются незаконными, многие водители ссылаются на отсутствие упоминания ксенона в действующем законодательстве. И действительно, если разобраться, то ни в ПДД, ни в КоАП об этом ничего не написано.
В ГИБДД было принято соответствующее разъяснение по спорному вопросу, и как нетрудно догадаться, далеко не в пользу любителей ярких ксеноновых фар.
Согласно этому разъяснительному документу, принятому еще в 2010 году запрещена езда не только со световыми приборами, несоответствующими ПТС и Правилам ЕЭК ООН, но и лампами и светоотражателями красного цвета. Во всех этих случаях водителю вменяется часть 3 ст. 12.15 с предусмотренным в этом документе наказанием от 6 до 12 месяцев. Это значит, что ставить ксенон можно только на авто, которое изначально поставлялось в такой штатной комплектации.
Устанавливать ли на машине ксеноновые лампочки, биксенон или светодиоды, каждый решает сам. Необходимо учесть, что преимущества газоразрядных источников в некоторых ситуациях превращаются в недостатки. Только теоретически большая яркость лампочек устраняется правильной регулировкой. На практике за приборами необходимо постоянно следить, что не всегда удобно.
Целесообразно менять галогенное освещение на ксеноновое только в том случае, если владелец авто часто совершает длительные поездки по ночам. В любом другом случае погоня за снижением потребления энергии и длительным сроком эксплуатации может привести к лишним затратам и неприятностям (штрафам). Не стоит думать только о том, сколько придется заплатить за нарушение. Более важно уважение к участникам движения, стремление не подвергать себя и других опасности.
Светодиоды можно ставить в габариты и в салон. В головных приборах они не способны сфокусировать свет, поэтому дорога освещается плохо, основная часть луча ослепляет водителей встречных машин. Стоит так же учесть, что даже при покупке светодиодной лампочки именитого производителя (например, от Cree или Philips) нет гарантии, что она подойдет для отражателя конкретного транспортного средства.
Ознакомиться с судебной практикой по использованию ксеноновых ламп можно в интернете: решения легко найти в свободном доступе.
В качестве примера рассмотрим реальное дело, в результате которого водитель за нелегальную установку ксеноновых ламп избежал лишения прав.
Мировой судья г. Челябинска вынес положительное для водителя постановление и ограничился только штрафом размером 500 рублей.
- В отношении Б. был выписан протокол о привлечении к ответственности по 12.5.3 КоАП РФ.
- Инспектор ГИБДД дал разъяснения относительно нарушения: сообщил, что Б. незаконно установил в фары своей машины газоразрядные лампы в нарушение Основных положений по допуску транспорта к эксплуатации.
- Б. в ходе судебного заседания сообщил о несогласии с данным протоколом. Основные доводы опирались на п. 3.6 Положений, указывающий, что ТС не допускается к эксплуатации, если в передних световых приборах установлены огни любого света, за исключением белого, желтого или оранжевого.
- Цвет ламп на автомобиле, принадлежащем Б., соответствует техническим требованиям и не противоречит закону.
- Б. удалось убедить судью, что квалификация правонарушения осуществлялась неправильно; в данной ситуации должны применяться нормы 12.5.1 КоАП РФ.
- Дело об административном правонарушении Б. было возвращено мировым судьей в отдел ГИБДД.
- Подразделение переквалифицировало нарушение и обязало Б. к административному штрафу по ч.1 ст. 12.5 КоАП.
- Постановлением мирового судьи города Шахты вынесено постановление о лишении З. права управления ТС сроком на 6 месяцев.
- Автомобиль был остановлен инспектором ГИБДД в 2021 году после визуальной оценки несоответствия света фар требованиям ПДД. При досмотре установлен факт оснащения передних фар машины газоразрядными лампами.
- З. пытался аргументировать позицию защиты, сообщая, что ТС 2 месяца назад прошло техосмотр, а световое оборудование устанавливалось в официальном автосервисе. З. возражал, что у работников ГИБДД, потребовавших открыть капот после остановки машины, нет полномочий для проведения технического осмотра.
- Изучив материалы дела, мировой судья определил, что действия инспекторов по исследованию подкапотного пространства невозможно отнести к техническому осмотру: исправность автомобиля не проверялась.
- При досмотре ТС представителями ГИБДД выявлено отсутствие автоматического корректора фар, необходимого для соответствия фар с газоразрядными лампами ГОСТу.
- На основании информации в протоколе, вещественных доказательств (изъятых ксеноновых ламп и блока розжига), и ст. 12.5.3 Административного кодекса, было вынесено решение о лишении З. прав на 6 месяцев.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Можно ли поменять простую галогеновую лампу на ксенон? | Нельзя. |
Какая ответственность грозит за нелегальный ксенон в 2021 году? | Лишение права управления ТС на срок 6-12 месяцев. |
За ксеноновые фары всегда полагается наказание? | Нет. Административное воздействие не применяется, если ксенон установлен изготовителем автомобиля, или легализован при согласованной модернизации ТС. |
За незаконный ксенон в 2021 году предусмотрено только лишение прав? | Отстранение водителя от управления ТС за незаконный ксенон – самая популярная судебная мера. Но при аргументированной защите можно добиться квалификации правонарушения по ст. 12.5.1 КоАП, предусматривающей , максимум, штраф в размере 500 рублей. |
Как выглядит маркировка ламп ксенона на фаре в 2021 году? | DC – ближний, DR — дальний, DCR — двухрежимный свет. |
Предназначение и особенности использования?
Ксеноновые лампы могут устанавливаться в автомобильные фары дальнего и ближнего света. Второй способ является наиболее распространенным, так как ближний свет используется водителями гораздо чаще. Также существует возможность установки биксенона, когда газоразрядные лампы применяются одновременно в обоих типах фар.
Однако любое использование ксенона в автомобиле допустимо лишь в том случае, если возможность установки такого оборудования предусмотрена заводом-производителем
Заводские ксеноновые фары оснащены линзами с переменным фокусом и специальными механизмами, изменяющими направление светового потока при поворотах и изгибах дороги, что крайне важно для обеспечения безопасности других участников дорожного движения
Самостоятельная установка ксеноновых фар в непредназначенные для этого автомобили представляет опасность для других участников дорожного движения: из-за своего яркого света фары могут ослеплять автомобилистов и провоцировать возникновение опасных ситуаций на дороге.
Кроме того, неприспособленность ксенона к электросети, рассчитанной на галогенные лампы, вызывает негативный эффект мерцающего света. Срок службы ламп при этом значительно сокращается, а постоянное мерцание быстро утомляет глаза водителя.
Лишение (аннулирование) регистрации ТС за ксенон
Наблюдательному автомобилисту заметно, что в пунктах 12.4.1 и 12.5.3 КоАП РФ прямого «запрета на ксенон» нет. Это не ксеноновые статьи! И привлечь к ответственности по ним можно только тонко их интерпретировав.
Такое положение вещей, впрочем, дает поводы для сотрудников ГИБДД изобретать новые необычные способы наказания водителей, допустивших установку нестандартных ламп в свои фары.
Относительно новый способ изобрели дорожные полицейские Москвы.
Впервые остановленного водителя с ксеноном ГИБДДшники и сотрудникиГостехнадзора проверяют на наличие странностей в конструкции, устройств, не предусмотренных производителем с завода. Это может быть что угодно, от ксенона до кенгурятника. Есть случаи, когда нестандартным устройством выступает даже фаркоп (крюк для прицепа).
Затем сотрудник ГИБДД проверяет есть ли в техпаспорте на автомобиль отметки о внесении конкретных изменений в конструкцию. Так как их в 99% случаев нет, сотрудник ГИБДД выписывает штраф за тот же ксенон в 500 р. по статье 12.5.1 – «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениямипо допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена».
И вроде бы легко отделались, ан нет, вместе со штрафом сотрудник ГИБДД вручает водителю «нестандартного» автомобиля «предписание о приведении автомобиля в стандартное состояние в течении определенного срока». Информация попадает в базу ГИБДД и если при следующей проверке у автомобиля вновь будут выявлены нестандартные доработки машину снимут с регистрации – аннулируют регистрацию транспортного средства. После такой процедуры машина превращается из средства передвижения в металлолом, на колесах который невозможно продать или вновь зарегистрировать. Все чаще по этой схеме поступают в случае с ксеноном.
Как наказывают за установку ксенона?
В законодательстве вообще ни разу не встречается слово «ксенон». Так есть ли штраф за ксенон? Чтобы выяснить это, следует обратиться к документу с длинным названием «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». Главой 3 этого документа установлено, что наличие ламп, не соответствующих конструкции фар – неисправность, а ездить на неисправном автомобиле запрещено.
Статья 12 КоАП также утверждает, что установка на передней части ТС световых приборов, цвет и режим работы которых не соответствует Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации, является правонарушением.
Та же статья Административного Кодекса устанавливает две формы наказания.
- Штраф за установку ксенона – 3 тыс. рублей плюс изъятие световых приборов. Какой штраф за ксенон для должностных и юридических лиц? Им придётся заплатить куда больше – первым до 20 тыс. рублей, вторым – до 500 тыс.
- За управление авто с ксеноновыми фарами – лишение прав на полгода плюс изъятие световых приборов.
То есть водителю вообще не стоит задумываться, сколько штраф за ксенон. Ему лучше готовиться к худшему развитию событий (которое более вероятно) – к конфискации водительских прав.
Технические требования
Совет! Чтобы ксенон не создавал опасности на дорогах, он должен устанавливаться в соответствии с требованиями ГОСТа.
А требования простые — лампы должны соответствовать типу фар, куда они будут устанавливаться. Для этого автомобильные фары имеют соответствующую маркировку:
- Метки «C», «R» и «CR» обозначают то, что в фарах автомобиля должны стоять именно лампы накаливания.
- Обозначения «HC», «HR» и «HCR» указывают на возможность установки галогеновых ламп.
- И только надписи «DC», «DR» и «DCR» позволяют устанавливать ксенон в фары.
Если ксеноновые лампы будут установлены по этому правилу, то освещение от фар автомобиля будет падать правильно и польза от более интенсивной яркости этих ламп будет иметь значение.
И тем самым никоим образом не поспособствует созданию аварийной ситуации на дороге. А владелец авто с ксеноновыми лампами не будет создавать проблем другим участникам движения.