Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый старый кодекс или чем КАС отличается от ГПК?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), принятие которого обусловлено необходимостью повышения уровня доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
В силу общего правила, изложенного в ч. 1 ст. 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
До 15.09.2015 при наличии спора о праве гражданском, когда частным лицом ошибочно вместо иска предъявляемые требования оформлялись в форме заявления по правилам гражданского процессуального законодательства, регулирующим рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, такому лицу не могло быть отказано в принятии требований к рассмотрению в суде. То есть ошибка в выборе вида судопроизводства не влекла за собой отказ в доступе к суду. Однако после указанной даты ситуация изменилась.
В настоящее время ошибочное обращение в суд с административным исковым заявлением за разрешением частноправового спора является основанием для отказа в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При этом и неправильное предъявление искового заявления вместо административного искового заявления также служит препятствием в доступе к суду, поскольку в этом случае суд отказывает в принятии заявления к своему производству по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Ошибка в выборе процедур рассмотрения дел между КАС РФ и ГПК РФ, выявленная на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, влечет за собой прекращение производства по делу, а если она установлена в суде апелляционной инстанции, то решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.
В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы указанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.
Разграничение административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции
В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.
В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.
В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».
Принятие искового заявления к производству
Вопрос о принятии искового заявления к производству решается судом в пятидневный срок. На стадии возбуждения административного дела судья имеет право вынести одно из трех определений:
Условия подачи встречного иска обозначены в статье 131 КАС РФ, данная норма законодателем создана по аналогии со статьей 137 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 17 КАС РФ административные дела, которые связаны с защитой нарушенных законных прав, свобод, и интересов, а также контролем законности и обоснованности выполнения публичных полномочий, подведомственны судьями мировых судов, районных и Верховного суда Российской Федерации.
Стоит обратить внимание, что большая часть административных дел слушается в районных судах (статья 19 КАС РФ).
КАС РФ расширил меры процессуального принуждения
КАС РФ предусматривает и меры процессуального принуждения, такие как обязательство о явке и привод (ст. 116 КАС РФ). Однако в отличие от ГПК РФ (где привод может применяться только к надлежаще извещенному свидетелю, который повторно не явился на заседание), нормы КАС РФ можно оценить как более строгие и жесткие. Так, он регламентирует применение привода не только в отношении свидетелей, но и в отношении сторон административного разбирательства (ст. 120 КАС РФ).
Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.
Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).
Введен механизм замены упраздненных органов
Статья КАС РФ о процессуальном правопреемстве вводит механизм замены упраздненных органов (ст. 44 КАС РФ). В таких случаях суд привлекает к участию орган или организацию, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
В заключение отметим, что пока сложно сделать однозначные выводы о том, нужен ли был КАС РФ российской судебной системе и как его новеллы повлияют на разрешение административных дел. Однако совершенно ясно одно: новшества практически не коснутся предпринимательства, так как его дела по-прежнему будут рассматриваться в соответствии с ГПК РФ.
Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.
В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.
Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.
Сроки и решения в административном судопроизводстве
При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:
- О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
- Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
- Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
- О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.
Гражданское и административное судопроизводство отличия
Впервые признанное законом понятие административного иска, появляется со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Под административным иском понимается спорное требование административного истца к административному ответчику, которое вытекает из материального правового юридического факта и предъявляется в суд для разрешения в конкретном порядке, закрепленном в КАС РФ.
Административное исковое заявление необходимо отличать от административного иска.
Административное исковое заявление, содержащие несколько оснований, на которых базируется его одно материальное правовое требование либо несколько требований, может заключаться в одном административном иске. Элементы административного иска могут меняться и сам административный иск может измениться, тогда как административное исковое заявление постоянно.
Административный иск характеризуется рядом особенностей:
- зачастую предметом административного судопроизводства является законность нормативного правового акта, публичный правопорядок, субъектное право;
- формируется на основании спорных административных правовых отношений;
- указывает на возникновение противоречий между сторонами с различными юридическими интересами;
- условиями требований являются юридические факты, содержащие факты противодействия в области публичного управления, факты административного, процессуального характера, а также процессуальные нормы, которые содержат право лиц на судебную защиту, регулируют процесс данного права, путем применения специальных методов и способов разрешения спора, складывающихся в административном исковом заявлении;
- является требованием о защите права, связанным с административным правовым спором;
- предполагает главной целью защиту притесненного субъективного публичного права либо нарушенного правопорядка указанным в законе способом (восстановление нарушенного права либо возложение определенной обязанности).
В зависимости от процессуальной цели административные иски делят на:
- административные иски о признании, которые в свою очередь делятся на положительные и отрицательные;
- административные иски о присуждении;
- административные иски о преобразовании, которые подразделяют на правопорождающие, правоизменяющиеся, правопрекращающиеся.
С того момента, когда принят административный иск к производству, а также возбуждено производство по делу, начинается подготовка к судебному разбирательству и судья выносит определение.
Обязательной стадией рассмотрения административного дела является стадия подготовки к судебному разбирательству, которая обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение дела.
Задачи стадии подготовки не обозначены законодателем в Кодексе административного судопроизводства. Исходя из анализа главы 13 КАС РФ можно выделить следующие задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству:
- Обозначение характера оспариваемого правоотношения, а также подходящего законодательства для применения.
- Определение обстоятельств, которые имеют значение для правильного рассмотрения административного дела.
- Разрешения вопроса о составе лиц, участвующих в деле, других участников административного судопроизводства.
- Оказание содействия лицам, которые участвуют в деле в предоставлении существенных доказательств.
- Примирение сторон.
На данной стадии судья действует единолично, производя несколько действий, иногда разделенных на взаимосвязанные группы. Сочетание процессуальных действий, осуществляемых на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, формируются из действий судьи и лиц, которые участвуют в деле.
Отмечают четыре группы действий, которые юридически значимы для подготовки административного дела к судебному разбирательству. Они включают в себя:
- закрепление действий лиц, участвующих в деле, которые юридически значимые для подготовки административного дела к судебному разбирательству;
- сбор доказательственной базы;
- управление процессами течения административного дела;
- разрешения дела без перехода на стадию судебного разбирательства.
Законодатель не устанавливает определенный временной отрезок для проведения подготовки к судебному разбирательству. Судья самостоятельно должен установить срок для подготовки административного дела к судебному разбирательству, учитывая обстоятельства, принадлежащие конкретному делу, и процессуальных действий, которые необходимо осуществить. При этом необходимо обратить внимание на то, что срок не должен превышать двух месяцев со дня поступления административного дела, если другие сроки рассмотрения и разрешения административного дела не установлены КАС. Например, иной срок установлен для рассматриваемых административных дел Верховным Судом Российской Федерации – до трех месяцев.
При подготовке дела к судебному разбирательству судья имеет право провести предварительное заседание, которое назначается при появлении необходимости конкретизации обстоятельств, обладающих значимостью для должного рассмотрения и разрешения административного дела. Предварительное заседание проводится также для определения полноты доказательств по рассматриваемому делу, установления фактов пропуска срока на обращение с административным иском в суд, рассмотрения возможности урегулирования спора до перехода в стадию судебного разбирательства.
В случае ненадлежащего исполнения указаний суда (например, непредставление в установленный срок административным ответчиком письменного отзыва на исковое заявление), судья имеет право наложить судебный штраф на одну из виновных сторон.
При наличии установленных законом условий, на стадии подготовки судом разрешается вопрос об объедении административных дел или о выделении административных исковых требований, если признает данное действие целесообразным. Когда происходит объединение или выделение, судья выносит определение, судебное разбирательство начинается заново.
Итогом некачественной подготовки к судебному разбирательству является отложение судебного разбирательства либо отмена судебного акта в связи с неверным сопоставлением обстоятельств, которые обладают значимостью для административного дела.
На сегодняшний день реальная проблема существует при разграничении рассмотрения дел в порядке КАС РФ или ГПК РФ. Законодатель дал лишь абстрактные разъяснения по данному вопросу, что делает еще более проблематичную ситуацию. Так, чаще всего можно встретить в имущественных или земельных отношениях однотипные разрешения дел по различным нормативным правовым актам.
Например, согласно решению по делу № 2 А-753/2017 Талдомского районного суда Московской области по исковому заявлению Петровой В.А к администрации Талдомского района Московской области о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и обязании ответчика направить в ее адрес проект договора аренды земельного участка в установленном законом порядке, данный спор рассматривался в порядке КАС РФ. Аналогичное дело также разрешено в порядке КАС РФ Советским районным судом города Улан-Удэ Республики Бурятия по исковому заявлению ДНТ «ВСГТУ» к Управлению Росреестра по РБ.
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в 2017 году вынес решение по иску Балина Н.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании отказа незаконным и обязании заключить договор аренды земельного участка, согласно нормам и положениям ГПК РФ.
Еще одним из примеров является рассмотрение дел об обжаловании действий (бездействий) Пенсионного фонда.
Например, решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по делу № 2-8191/2017 по исковому заявлению Шитова В.Д. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ о признании его решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии незаконным, вынесено по правилам ст. 194-198 ГПК.
Согласно решению Центрального районного суда города Хабаровска по делу № 2 А-6458/2016 о признании незаконными бездействия Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю, Управления Пенсионного фонда РФ в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабароского края, дело рассмотрено в порядке КАС РФ.
Таким образом, эти примеры отражают существование противоречивой судебной практики.
К сожалению, специфику рассмотрения административных дел не приняли для себя гражданские и арбитражные суды. Видна необходимость создания административных судов.
Самое первое новшество касается наименования сторон и суда. По логике вещей они будут именоваться административными, то есть административный истец, ответчик и пр.
Кодекс предусматривает новый институт соучастия, согласно которому смогут подаваться коллективные иски граждан в защиту права группы лиц, которые будут носить административный характер. Иск будет принят к производству, если его требование будут заявлять не менее 20 лиц одновременно.
Новшества коснулись и процессуальных сроков:
- В суде будет рассматриваться большое количество дел, срок которых является сокращенным.
- На обжалование определенных категорий дел предусмотрен срок в десять дней (ст. 298 КАС РФ).
Кодекс предусматривает некоторые ограничения для лиц, которые могут выступать в процессе в качестве представителей:
- К рассмотрению дела допускается представитель в суде, имеющий только высшее образование по специальности юрист.
- При подаче иска необходимо приложить документы подтверждающие образование. Их отсутствие может повлечь оставление иска без движения.
Такое новшество вызвало большое негодование в юридическом обществе. Многие специалисты посчитали, что такие нововведения являются первыми шагами к ограничению круга лиц, выступающих представителями в судах любых инстанций и направлений. Тем более уже давно ходит слух о том, что в скором времени к судопроизводству будут допускаться представители, имеющие статус адвоката. Если такое правило действительно будет введено, многие юристы смогут заниматься только консультированием своих клиентов, потеряв большую часть заработка.
КАС РФ предусматривает меры принуждения, такие как обязательная явка и привод. Такие меры оцениваются как более строгие по сравнению с мерами, предусмотренными ГПК РФ. Привод в процесс будет осуществляться не только свидетелей, но других сторон разбирательства. Например, если суд посчитает, что рассмотреть дело невозможно без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал суда путем привода. Такая мера не совсем приятная и больше схожа с уголовным процессом.
Еще одной мерой является ограничение или даже лишение участника процесса права слова в ходе судебного процесса. В некоторых случаях он может быть удален из зала суда, либо на него будет наложен штраф.
К рассмотрению дела могут привлекаться различные организации, имеющие в своей компетенции право участвовать в правоотношениях той же сферы, что и рассматриваются в ходе судебного процесса. Допускается участие таких организаций для защиты нарушенных прав и интересов истца по делу.
На данный момент довольно сложно судить о том, как новый КАС РФ будет работать на практике, и вообще нуждается ли российская судебная система в принятии таких новшеств. В любом случае и судам, и участникам судопроизводства придется подстраиваться под нормы кодекса, смиряться с его требованиями и работать дальше. Возможно, в процессе применения КАС РФ будут приняты новые поправки и исправлены имеющиеся недочеты. Остается ждать, когда по такого рода делам сформируется первая судебная практика, на которую смогут ориентироваться участники процесса.
вернуться к списку
Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.
При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:
- О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
- Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
- Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
- О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.
В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.
Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.
Проблемы разграничения административных дел от гражданских
Конституционное судопроизводство находиться в компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, занимающего особое место не только среди ветвей судебной системы в целом, но и среди всех иных государственных органов.
Его основной задачей является контроль за соответствием Конституции РФ актов, решений и действий определенных субъектов права.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Более того, в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.
Основные требования к конституционному судопроизводству установлены
Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”
Уголовное судопроизводство по значимости не уступает конституционному. Оно призвано разрешать вопросы в сфере наиболее значимых и опасных в обществе правонарушений, именуемых преступлениями. Уголовное судопроизводство в Российской Федерации регламентируется исключительно Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Это объясняется и повышенной степенью опасности правонарушений, признаваемых преступлениями, и применением к нарушителю наиболее жестких санкций, как правило направленных на личность (ограничение, лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Правда есть одно маленькое исключение.
Согласно части 3 статьи 1 УПК РФ
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора
Административное судопроизводство в большинстве своем регулирует решения тех вопросов правонарушения, которые не вошли в область уголовного.
Как было сказано выше, правонарушения делятся на две большие группы: общественно-опасные (преступления) и общественно-вредные (административные проступки). Правда это деление весьма условное и довольно зыбкое.
Те правонарушения, которые государство признает сегодня как административные проступки, завтра может отнести к преступлениям и наоборот. Такое уже не раз случалось.
Пожалуй самый обширный и разношерстный пласт нормативных актов, регулирующих эту сферу правоотношений, содержит гражданское судопроизводство.
Если административное и уголовное право стоит над публичными правоотношениями, то гражданское это сфера частного права.
Здесь и трудовые правоотношения и семейное право, договорные и иные обязательства, права на интеллектуальную собственность и многое, многое другое, основанное на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Нормативные акты, регулирующие гражданское судопроизводство, также многочисленны как и сферы которые оно охватывает. Основными из них являются:
- Гражданский процессуальный кодекс РФ
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ
- Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”
- Федеральный конституционный закон “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации”
- Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”
- Федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации”
Исходя из сферы правоотношений, подпадающих под гражданское судопроизводство, дела будут рассматриваться или в арбитражных судах, или в федеральных судах общей юрисдикции, или в мировом суде. Точную подсудность и подведомственность, а соответственно и правила гражданского судопроизводства определяют по ГПК РФ и АПК РФ.
Подведем итоги.
Судопроизводство – это установленный законом порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел. Вид судопроизводства определяет статус, а также объем прав и обязанностей его участников.
Согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством
- Конституционного судопроизводства
- Гражданского судопроизводства
- Административного судопроизводства
- Уголовного судопроизводства
Библиографический список
- Боннер А.Т. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1966 // Боннер А.Т. Избранные труды по гражданскому процессу. СПб.: Издательский дом СПб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета СПб. гос. ун-та, 2005.
- Боннер А.Т. Применение нормативных актов в гражданском процессе: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 1980.
- Бутнев В.В. Механизм защиты субъективных прав // Lex russica. 2014. N 3.
- Бутнев В.В., Тарусина Н.Н. Очерки по теории гражданского процесса. М.: Проспект, 2015.
- Громошина Н.А. Дифференциация и унификация в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2010.
- Ильин А.В. К вопросу о возможности существования административного судопроизводства как отдельной процессуальной формы // Закон. 2013. N 4.
- Сахнова Т.В. Достижимо ли единство цивилистического процесса? (в контексте Концепции единого ГПК РФ и Кодекса административного судопроизводства) // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 4.
- Треушников М.К. Развитие гражданского процессуального права России // Заметки о современном гражданском и арбитражном праве / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец, 2004.
- Уксусова Е.Е. Гражданское судопроизводство как процессуальная форма и потенциал возможностей с позиций специализации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. N 9.
- Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: ИГП РАН, 1999.
- Шерстюк В.М. Новые положения третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М.: МЦФЭР, 2003.
- Шерстюк В.М. О концепции нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // Законодательство. 2015. N 2.
Принципы административного процесса. Отличия административного от других видов юридического процесса Критерий Административний процесс Уголовный и гражданский процессы
Отличия административного от других видов юридического процесса
Критерий | Административний процесс | Уголовный и гражданский процессы |
Рассматривает вопрос | Как конфликтного, так и неконфликтного (позитивного) характера | Лишь конфликтного характера |
Реализуется способом | Как судопроизводства, так и исполнительно-распорядительной деятельности органов публичной администрации | Лишь судопроизводства |
Приоритетные задания | Защита прав, свобод и законных интересов лиц | Быстрое и полное раскрытие преступлений, разоблачения виновных и обеспечение привлечения к ответственности (уголовный процесс). Защита нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов лиц (гражданский процесс) |
Говоря о принципах административного процесса, целесообразно руководствоваться необходимостью их деления на две группы: 1) общие; 2) специальные.
К общим принципам административного процесса необходимо отнести такие.
1. Законность – реализация материальных норм административного права должна осуществляться в четком соответствии с требованиями закона. Скажем, когда речь идет о юрисдикционном производстве, важно гарантировать обеспечение законности для всех участников процесса, в частности и для правонарушителя. В случае неюрисдикционного производства (позитивного характера) требования соблюдения законности в первую очередь выдвигаются к должностным лицам, деятельность которых лежит в основе отмеченного элемента административного процесса. В целом же необходимо отметить, что принцип законности эффективно действует тогда, когда положения действующего законодательства являются четкими, понятными, реалистичными. В сочетании с созданием адекватного механизма воплощения в жизнь предписаний норм права (это — очень важная часть процессуальной деятельности, прежде всего для граждан, которые получают определенные разрешения, лицензии и тому подобное), существует имеющаяся возможность обеспечения принципа законности в административном процессе.
КАС РФ: отличия от Гражданского процессуального кодекса РФ
С того момента, когда принят административный иск к производству, а также возбуждено производство по делу, начинается подготовка к судебному разбирательству и судья выносит определение.
Обязательной стадией рассмотрения административного дела является стадия подготовки к судебному разбирательству, которая обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение дела.
Задачи стадии подготовки не обозначены законодателем в Кодексе административного судопроизводства. Исходя из анализа главы 13 КАС РФ можно выделить следующие задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству:
- Обозначение характера оспариваемого правоотношения, а также подходящего законодательства для применения.
- Определение обстоятельств, которые имеют значение для правильного рассмотрения административного дела.
- Разрешения вопроса о составе лиц, участвующих в деле, других участников административного судопроизводства.
- Оказание содействия лицам, которые участвуют в деле в предоставлении существенных доказательств.
- Примирение сторон.
На данной стадии судья действует единолично, производя несколько действий, иногда разделенных на взаимосвязанные группы. Сочетание процессуальных действий, осуществляемых на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, формируются из действий судьи и лиц, которые участвуют в деле.
Отмечают четыре группы действий, которые юридически значимы для подготовки административного дела к судебному разбирательству. Они включают в себя:
- закрепление действий лиц, участвующих в деле, которые юридически значимые для подготовки административного дела к судебному разбирательству;
- сбор доказательственной базы;
- управление процессами течения административного дела;
- разрешения дела без перехода на стадию судебного разбирательства.
Законодатель не устанавливает определенный временной отрезок для проведения подготовки к судебному разбирательству. Судья самостоятельно должен установить срок для подготовки административного дела к судебному разбирательству, учитывая обстоятельства, принадлежащие конкретному делу, и процессуальных действий, которые необходимо осуществить. При этом необходимо обратить внимание на то, что срок не должен превышать двух месяцев со дня поступления административного дела, если другие сроки рассмотрения и разрешения административного дела не установлены КАС. Например, иной срок установлен для рассматриваемых административных дел Верховным Судом Российской Федерации – до трех месяцев.
При подготовке дела к судебному разбирательству судья имеет право провести предварительное заседание, которое назначается при появлении необходимости конкретизации обстоятельств, обладающих значимостью для должного рассмотрения и разрешения административного дела. Предварительное заседание проводится также для определения полноты доказательств по рассматриваемому делу, установления фактов пропуска срока на обращение с административным иском в суд, рассмотрения возможности урегулирования спора до перехода в стадию судебного разбирательства.
В случае ненадлежащего исполнения указаний суда (например, непредставление в установленный срок административным ответчиком письменного отзыва на исковое заявление), судья имеет право наложить судебный штраф на одну из виновных сторон.
Новый старый кодекс или чем КАС отличается от ГПК?
Понятие источников судебного административного процессуального права. Источники права — это правовые акты, которые содержат нормы данной отрасли права. Источники права по общему правилу подразделяются по следующим критериям:
- законы и подзаконные нормативные акты;
- нормативные и судебные;
- национальные и международные.
Законы. Согласно ст. 2 КАС порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией РФ, Законами о судебной системе, о военных судах, о судах общей юрисдикции, а также КАС и другими федеральными законами.
Здесь определена традиционная иерархия источников: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, КАС и другие федеральные законы. Важно также отметить, что основным источником судебного административного процессуального права является закон.
Следует обратить внимание на следующее обстоятельство при характеристике КАС как источника законодательства об административном судопроизводстве. В ч. 1 ст. 1 ГПК и ч. 2 ст. 3 АПК при выстраивании иерархии источников гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства приоритет среди федеральных законов отдается соответственно ГПК и АПК, поскольку другие федеральные законы, регулирующие порядок гражданского судопроизводства по ГПК и порядок судопроизводства по АПК, могут приниматься только в соответствии с названными Кодексами.
В ст. 2 КАС нормы о таком приоритете по вопросам осуществления административного судопроизводства судами общей юрисдикции и ВС РФ по делам, отнесенным КАС к их подведомственности, не содержится. Означает ли это, что КАС не является основным источником правил административного судопроизводства для судов среди других федеральных законов, которые также могут регламентировать данные вопросы? Полагаем, что и применительно к КАС приоритет принадлежит его нормам, если другие федеральные законы не будут соответствовать ему и будут приняты не в соответствии с КАС. Основанием для такого ответа является ч. 3 ст. 2 КАС, допускающая аналогию закона. Поэтому в данном случае при выборе источников законодательства для рассмотрения дел по КАС возможно применение по аналогии ч. 1 ст. 1 ГПК, определяющей приоритет процессуальных норм ГПК (в нашем случае КАС) перед процессуальными нормами в других законах.
При характеристике КАС важно отметить, что КАС является в целом «слепком» ГПК и в определенной степени АПК. Такой подход следует оценить положительно, поскольку он служит развитию судебной власти в сфере административного судопроизводства. В самом деле, зачем придумывать что-то новое при наличии исторически сложившейся и эффективной системы разрешения конфликтов, отраженной в нормах ГПК и АПК? Поэтому не случайно, что в КАС многие нормы ГПК и АПК дублируются, поскольку законодатель просто добавлял к сложившимся процессуальным понятиям слово «административный» (административный иск, административные истец и ответчик и т.д.). Вместе с тем следует отметить некоторую «тяжесть» и многословность понятий и терминологии КАС. Например, заявление по ст. 42 КАС называется «коллективное административное исковое заявление».
К источникам законодательства об административном судопроизводстве относится также АПК, поскольку в соответствии с данным Кодексом осуществляется административное судопроизводство арбитражными судами. Хотя из ГПК исключены положения об административном судопроизводстве, данный Кодекс также является источником судебного административного процессуального права в силу генетических взаимосвязей с гражданским процессуальным правом и необходимости толкования многих положений КАС на основе ГПК.
К иным федеральным законам относятся также федеральные законы, применяемые при рассмотрении отдельных категорий дел административного судопроизводства, например: НК, КоАП, Закон об исполнительном производстве, законы, регулирующие порядок выборов, и т.д.
Из числа подзаконных актов как источников законодательства об административном судопроизводстве можно отметить Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации», изданное во исполнение положений ч. 4 ст. 109, ч. 2 ст. 110, ч. 4 ст. 114 КАС.
Международные источники. Согласно ч. 2 ст. 2 КАС если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные КАС, то применяются правила международного договора. В частности, возможно применение международных договоров и конвенций, регулирующих отдельные вопросы судопроизводства. Например, по вопросам судебных извещений допустимо применение в отношении иностранных участников процесса Конвенции о вручении за границей судебных и несудебных документов, поскольку «ничто не мешает государствам-участникам применять конвенции в их отношениях друг с другом к делам, относящимся к сфере публичного права…».
Судопроизводство в РФ регламентируется следующими основными федеральными законами:
-
главой 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ;
-
Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 25.10.2019) «О Верховном Суде Российской Федерации»;
-
Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
-
Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации»;
-
Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 01.09.2019) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
-
Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
-
Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации»;
-
Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) «О военных судах Российской Федерации»;
-
Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 25.10.2019) «О статусе судей в Российской Федерации»;
-
Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
Судопроизводство — это установленный законом порядок действия судов по возбуждению, рассмотрению и разрешению судебных дел по защите прав.
Рассмотрение в судах любых судебных дел всегда осуществляется по строго определенным правилам, которые устанавливаются различными процессуальными кодексами, в частности:
-
Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ),
-
Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ),
-
Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).
Конституционное судопроизводство находиться в компетенции Конституционного Суда РФ, занимающего особое место не только среди ветвей судебной системы в целом, но и среди всех иных государственных органов.
Основной задачей Конституционного Суда является:
-
контроль за соответствием Конституции РФ актов, решений и действий определенных субъектов права;
-
решения Конституционного Суда являются окончательными и не подлежащими обжалованию,
-
действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
В том случае, если:
-
решением Конституционного Суда какой-либо нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично
-
либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании,
государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт:
- рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и/или дополнений в нормативный акт, признанный несоответствующим Конституции РФ в отдельной его части.
Основные требования к конституционному судопроизводству установлены:
- Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Возможность создания субъектами РФ конституционных (уставных) судов предусмотрена Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»:
- по состоянию на 2020 год в 15 субъектах РФ действуют свои конституционные (уставные) суды.
Конституционные суды республик:
- Конституционный суд Республики Адыгея
- Конституционный суд Республики Башкортостан
- Конституционный суд Республики Дагестан
- Конституционный суд Республики Ингушетия
- Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики
- Конституционный суд Республики Карелия
- Конституционный суд Республики Коми
- Конституционный суд Республики Марий Эл
- Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
- Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания
- Конституционный суд Республики Татарстан
- Конституционный суд Чеченской Республики
Уставные суды краев и областей:
- Уставный суд Калининградской области
- Уставный суд Свердловской области
Уставные суды городов федерального значения:
- Уставный суд города Санкт-Петербурга.
Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.
Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.
Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
Перед судебным заседанием по гражданскому делу
После подачи документов в суд по правилам подсудности и назначения состава суда, принимается процессуальное решение – о принятии иска, оставлении без движения, возвращения иска, отказе в принятии иска. Если документы в порядке, осуществляется подготовка гражданского дела и назначается предварительное судебное заседание.
До основного судебного заседания истцу стоит проверить, не изменился ли размер исковых требований, основания или предмет иска. Ознакомиться с отзывом на иск или встречным исковым заявлением, поступившим в его адрес. Возможно, подготовить свои письменные возражения на указанные документы. Ответчик, в свою очередь, готовит свои доказательства и обосновывает свою правовую позицию.
В судебное заседание по гражданскому делу стоит явиться заранее. При себе необходимо иметь паспорт. Представителю – доверенность на представление интересов в суде.
В случае удовлетворения ходатайства о вызове свидетелей, их явку обеспечивает заявитель. То есть указанные лица также являются в здание суда, но в судебное заседание вместе со сторонами не запускаются.
Их пригласит секретарь судебного заседания в свое время.
Административный или гражданский процесс ? Дело о том, как судьи «правильно» определяют вид процесса (или еще один «шедевр» юридической мысли).
- ЛУЧШЕ ХОРОШИЙ СВИДЕТЕЛЬ, ЧЕМ ПЛОХОЙ ОБВИНЯЕМЫЙ. История о том, как выйти из воды сухим, ну…или чуть-чуть … Статьи, 16 Октября 2015, 12:02
- Дело о том, как истцы хотели подключиться к соседскому газопроводу часть 2 и 3 Судебная практика, 19 Марта 2011, 00:00
- Адвокат из Гатчины получил оправдательный приговор. «Адвокат обвинитель» VS «адвокат защитник» или дело … Судебная практика, 30 Марта 2018, 23:50
- Осторожно! Недобросовестный продавец! или Дело о том, как попытка признать договор купли-продажи квартиры … Судебная практика, 14 Ноября 2018, 10:07
- Дело о том, как истцы хотели подключиться к соседскому газопроводу Персональные, 30 Июня 2011, 13:40
- Дело о том, как потерпевший признался в оговоре, но потерпевшим быть не перестал… Судебная практика, 10 Декабря 2011, 19:18
- Дело о том, как истцы хотели подключиться к соседскому газопроводу. Судебная практика, 13 Мая 2010, 22:32
- Другое дело о том, как суд признал право сироты на внеочередное предоставление жилья Судебная практика, 15 Марта 2017, 11:59
- Раздел имущества супругов, или Дело о том, как ответчик сам себя наказал. Судебная практика, 01 Июля, 13:20
- Дело о том, как недобросовестный работник, получил судимость за хищение вверенных ему работодателем денежных … Судебная практика, 01 Января 2009, 00:00