Результат трасологии – не повод для отказа в страховой выплате

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Результат трасологии – не повод для отказа в страховой выплате». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для начала необходимо отправить в страховую компанию досудебную претензию, а далее уже составляется исковое заявление в суд и уже в суде в первую очередь оспаривается отказ о принятии заключения трасологической экспертизы в качестве доказательства правоты и позиции страховой компании, как полученное зависимому от страховщика экспертам или с отклонениями от установленного регламента проведения расследования по административным правонарушениям и в связи с этим неприменимо.

Отказ в страховой выплате по ОСАГО по трасологии

Юридическая практика знает множество примеров, когда страховые компании (страховщики) и их клиенты вступают в споры, причиной которых служит отказ выплатить страховое возмещение (страховку) по причине заключения, данного полученного в результате трасологической экспертизы, заказанной страховщиком.

Данная статья написана в целях разъяснения понятия трасология, для оценки того, возможно ли применять результаты трасологических экспертиз для обоснования своей позиции в случае конфликта со страховщиком, кроме того, в ней проводится анализ практики урегулирования конфликтов, связанных с невыплатой страхового возмещения со ссылкой на результаты трасологического исследования, в судебном порядке.

«Трасология», – появившийся в ХХ веке прикладной раздел криминалистики, изучающий возможность идентифицировать преступника или предметы, которые он использовал, чтобы совершить противоправное деяние, изучая следы, которые остались на месте, где было совершено преступление.

По этой причине в термине «трасология» одна буква «с», поскольку он является производным от латинского «trace», что переводится как «след», а не две, как в слове «трасса» или немецком «trasse», которые служат обозначением пути или направления.

Как и во всех прикладных науках, в трасологии существуют подразделы, среди которых находится и «транспортная» трасология, которая занимается исследованием следов, которые оставляют движущиеся или самодвижущиеся (в данном случае – автомобили) средства, а кроме того, следов, оставляемых на них.

Действия со стороны страховщика

Проведение данной процедуры говорит о том, что страховщик засомневался в достоверности предоставленных показаний и, скорее всего, собирается отказать в выплате. Причем официальной причиной будет названо несоблюдение условий контракта, касающихся извещения о случившемся происшествии, количестве повреждений и другое. Каждая страховая фирма приводит свои варианты отказа от обязательств.

Важно знать, что на развитие подобных отношений между участниками страхового спора оказывает влияние сомнительность ситуации. К примеру, заказчик обратился в организацию с заявлением о многочисленных повреждениях авто в его отсутствие. Причем дополнением к письму идет определение соответствующей инстанции о невозможности выявления виновников случившегося. То есть причиной могут быть хулиганские действия либо наезд неизвестного транспортного средства. Данное обстоятельство дает возможность страховой компании уклониться от уплаты компенсации.

Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.

Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.

Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком

Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.

Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.

Отказ от ремонта по ОСАГО

В соответствии с правилами поврежденный автомобиль должен восстанавливаться в сервисе, выбранном страховой компанией. Однако в законе предусмотрены случаи, когда автовладелец может отказаться от ремонта и получить материальную компенсацию. К ним относятся следующие ситуации:

  • машина имеет значительные повреждения и не может быть восстановлена;
  • смерть страхователя;
  • инвалидность страхователя;
  • стоимость ремонта больше максимально установленного лимита в 400 тыс. рублей;
  • получение тяжелого или среднего вреда здоровью;
  • страховщик не имеет возможности провести восстановление авто в техцентре, с которым подписан договор (например, невозможно обеспечить доставку машины в сервис);
  • регулятор ограничил страховую в праве направлять на ремонт машины по причине неоднократного нарушения с ее стороны правил натурального возмещения (в этом случае восстановление выполняется только с согласия клиента).

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.

Как можно отменить решение по трасологии

Данная статья написана в целях разъяснения понятия трасология, для оценки того, возможно ли применять результаты трасологических экспертиз для обоснования своей позиции в случае конфликта со страховщиком, кроме того, в ней проводится анализ практики урегулирования конфликтов, связанных с невыплатой страхового возмещения со ссылкой на результаты трасологического исследования, в судебном порядке. «Трасология», – появившийся в ХХ веке прикладной раздел криминалистики, изучающий возможность идентифицировать преступника или предметы, которые он использовал, чтобы совершить противоправное деяние, изучая следы, которые остались на месте, где было совершено преступление.
В юридической практике нередки случаи споров, возникающих между страховой компанией (страховщиком) и её клиентом (страхователем), обусловленные отказами в выплате или занижением суммы страхового возмещения (страховки) на основании результатов, проведенной по заказу страховщика, трасологической экспертизы. В данной статье мы попытаемся разъяснить, что такое трасология, оценить возможности применения выводов трасологических исследований в качестве доказательства права в спорах со страховой компанией, а также постараемся проанализировать порядок судебного разрешения споров, связанных с отказом выплаты страховки на основании трасологической экспертизы. «Трасология», — сформировавшееся в двадцатом веке прикладное криминалистическое учение, об идентификации злоумышленника или использованных им средств совершения противоправных действий по следам, оставленным на месте преступления.

Обычно в данном случае для обоснования своей позиции, страховщики заявляют о том, что не был соблюден срок, в течение которого его должны были известить о наступлении страхового события, количестве повреждений, которые нельзя привязать к одному из страховых случаев или конкретных страховых рисков. Не исключено, что для того, чтобы обосновать отказ в выплате, страховщики приведут и иные доводы, основанные на условиях, прописанных в страховом договоре, составленном именно этой страховой компанией. Необходимо обратить внимание, что таким образом правоотношения между автолюбителями и страховщиками, как правило, начинают развиваться в тех случаях, когда собственник машины обращается к страховой компании с заявлением об ущербе, который был нанесен авто в то время, когда он отсутствовал ( в ночное время, во время длительного отсутствия и т.

Стоит ли обращаться к автоюристу?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Но с большой долей вероятности стоит. Дело в том, что судебный и досудебный процессы всегда содержат большое число процессуальных действий, ошибки в которых стоят отсутствия тех или иных доказательств. А страховые компании имеют своих юристов.

Тем не менее, порядок действий при отказе страховой в выплате или ремонте не так сложен. Просто ситуации бывают нестандартные в виде непопулярных оснований отказов (например, неявный третий участник ДТП, неочевидная виновность лица).

Ваш представитель всегда оценит прогноз по делу перед тем, как приступить к нему и брать с Вас оплату.

Вы можете задать вопрос автоюристу абсолютно бесплатно, и он сможет проконсультировать Вас конкретно по Вашему страховому случаю!

Важно! Не получили ответа на ваш вопрос? Для вас работают наши юристы-эксперты.

  • Только практикующие и опытные автоюристы в сфере обжалования постановлений, ОСАГО и ДТП.
  • Анонимно
  • Бесплатно

Основные факты по ОСАГО

ОСАГО – это договор о гражданской ответственности, направленый на возмещение ущерба третьим лицам, пострадавшим в результате ДТП, возникшего по вине владельца полиса. В зависимости от количества потерпевших, общая сумма страховой выплаты может колебаться от 120 до 160 тысяч рублей.

Чтобы получить средства на ремонт изувеченной машины, автомобилисту необходимо соблюдать следующие условия:

  • В ситуации дорожно-транспортного происшествия нужно незамедлительно вызвать представителей СК, чтоб они могли зафиксировать полученные повреждения (если нет времени на ожидание сотрудников страховой фирмы, то фиксацию причиненного вреда разрешено производить на фото или делать самостоятельную видеосъемку, а после предъявлять собранный материал);
  • После ознакомления страховщиков с поломками транспортного средства, водитель должен получить соответствующее заключение, по которому и производится дальнейшая выплата;
  • До получения компенсации нельзя ремонтировать ТЗ;
  • На момент аварии гражданин, признанный виновной стороной, не может находится в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • Дорожно-транспортное происшествие должно произойти по неосторожности клиента СК (намеренное нанесение вреда здоровью или имуществу граждан оплачиваться не будет).

Если все вышеперечисленные пункты соблюдены, но страховая насчитала мало средств, или же вовсе отказала клиенту в компенсации, то действовать придется уже по нестандартному алгоритму. Но перед тем, как подавать жалобу о доплате, нужно также убедиться в том, у организации нет весомых причин для подобного решения.

В каких случаях страховая направляет на ремонт?

Право выбора в 2020 году принадлежит страховой компании. Увы, но это так. Такое правило действует с 28 марта далёкого уже сейчас 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон №49-ФЗ о внесении изменений в закон об ОСАГО.
С тех пор при ДТП страховой организации предоставлено право конечного выбора. Но первоначального голоса и собственников автомобилей не лишили. А работает это на сегодняшний день следующим образом:

  1. при подаче заявления о страховом возмещении вы вправе выбрать выплату деньгами или направление на ремонт (подпункт «ж» части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»),
  2. страховщик рассматривает заявление и принимает конечное решение при выборе из этих двух видов возмещения.

В каких случаях не действует ОСАГО? Причины отказа

В самом начале придется немного погрузиться в дебри юридических аспектов, но постараемся не углубляться в профессиональную терминологию, чтобы суть сказанного была понятна широкому кругу лиц.

Практически нет норм законодательства, прямо указывающих на случаи правомочного отказа страховой компании в выплате ОСАГО, пожалуй, кроме п.25 ст.12 ФЗ №40 (Об ОСАГО), который в очень общих чертах заявляет, что отказать страховая может по причинам, предусмотренным законами или договором.

Однако и в данной статье, и в массе иных законодательных актах, существуют четкие требования, предъявляемые к признанию случая страховым, оформлению ДТП, оценке ущерба и т.п. Несоблюдение этих условий и даст законное основание страховой компании отказать в выплатах по ОСАГО.

Например, закон требует определенного списка необходимых документов о ДТП, но страхователь его не предоставляет (хоть и имеет такую возможность) – страховая имеет право отказать.

Отказ после проведения трасологической экспертизы

Отказ по результатам трасологии в любом случае можно попробовать оспорить. Зачастую такие экспертизы проводятся с нарушением правил, экспертами являются заинтересованные лица, или не имеющие полномочий на ее проведение.

Поэтому в судебном процессе, особенно если есть документальные подтверждения о ДТП из ГАИ и т.п., часто признают такую «независимую» экспертизу недействительным. Подавать иск надо с просьбой отказать принять трасологическую экспертизу, проведенную страховщиком, как обоснование отказа, так как проведена она была с нарушениями и, следовательно, недействительна.

Если суд не нашел выводы экспертизы не соответствующими действительности, надо подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. В большинстве случаев ее результат опровергает заключение экспертного заключения страховой компании, и суд обязывает СК оплачивать вам ущерб.

Страховщика не уведомили в срок

В правилах четко прописано, что виновная сторона обязательно должна уведомить страховщика о наступлении страхового события в течение 5 рабочих дней (по европротоколу). Если ДТП было зафиксировано сотрудниками ГИБДД, то обратиться можно в любой удобный для себя день, поскольку срок исковой давности в этом случае равен 3 годам.

Не всегда компания обязана отказать пострадавшему, если он обратился спустя 5 дней за выплатой, и нет официального подтверждения от сотрудников ГИБДД. В такой ситуации страховщик обязан:

  • запросить бланк договора ОСАГО;
  • европротокол;
  • заявление, в котором прописана причина, согласно которой виновная сторона не смогла своевременно обратиться.

Только после принятия заявления страховая должна озвучить решение. В случае признания дела страховым, направить пострадавшего к независимому эксперту для оценки ущерба. При отказе следует подготовить официальный документ и направить клиенту заказным письмом или вручить лично под роспись.

Отказ может быть законным

Правилами ОСАГО предусмотрены случаи, при наступлении которых страховая не возмещает причиненный вред:

  • страховой случай произошел из-за злого умысла пострадавшей стороны;
  • авария случилась из-за действия непреодолимой силы – землетрясения, урагана и т.д.;
  • ДТП произошло в результате военных действий или иных общественных беспорядков.

Помимо таких редких случаев, существуют более вероятные основания для отказа в выплате по ОСАГО:

  • транспортное средство виновника не застраховано;
  • потерпевший совершил над автотранспортным средством действия, не позволяющие оценить ущерб;
  • несвоевременное уведомление СК о произошедшем страховом случае;
  • не предоставлен полный пакет документов для оформления возмещения;
  • не нанесен вред автотранспорту, а причинен только моральный ущерб;
  • ДТП случилось при обучении вождению на специализированном автомобиле.

Судебная практика по возражениям при страховых случаях

Вот несколько примеров практики, связанной с непредоставлением, по словам страховщиков, машины для проверки:

  1. Постановление Верховного Суда РФ № 18-KГ20-9 о несогласии в страховом возмещении.
  2. Определение ВС РФ № 19-КГ20-13-К5.
  3. 4КСОЮ по делу № 88-28530 / 2020.

Непредоставление полного пакета документов:

  1. Судебная практика Верховного Суда России по делу № 18-КГ17-188.
  2. Дело Мосгорсуда № 33-16855 / 2020.
  3. Верховный суд Республики Башкортостан рассмотрел дело № 33-1062 / 2020.

Непредоставление автомобиля в мастерскую:

  1. Санкт-Петербургский городской суд по делу № 33-7315 / 2020.
  2. Дело Санкт-Петербургского городского суда № 33-2698 / 2020.

Случаи обоснованного отказа в выплате компенсации

Прежде всего, нужно тщательно ознакомиться с договором страхования и указанными в нем условиями для выплаты, после чего можно начинать изучать обоснования для отказа в возмещении в конкретном случае. Только после подробного изучения самого договора, автовладелец может решить, что делать при получении отказа в возмещении по ОСАГО со стороны страховой компании.

По закону причинами для отказа в выплате являются ситуации:

  • Если при ДТП пострадал автомобиль, на застрахованный по договору обязательного страхования автогражданской ответственности;
  • Когда причиной для требования к выплате является причинение морального ущерба;
  • Когда обращение за выплатой поступило в страховую компанию позднее необходимых сроков;
  • Если в ДТП попал автомобиль из автошколы во время практического занятия, во время соревнований или при прохождении теста;
  • Если ущерб автомобилю причинен перевозимым грузом;
  • Если возмещение запрашивается на имя сотрудника предприятия, который попал в ДТП при исполнении своих непосредственных обязанностей, на которые уже распространяется действие социального страхования;
  • Когда необходимо возмещение ущерба объектам архитектурного или культурного фонда, предметам антиквариата.

В данных случаях возмещение ущерба по ОСАГО не производится согласно договору страхования, поэтому отказ в покрытии будет обоснованным, и все последующие действия, предпринятые автовладельцем, не будут иметь никакого смысла.

Однако это не полный перечень причин для отказа в страховом покрытии.

СК может также отказать в выплате по договору, если:

  • Был предоставлен неполный комплект документов (если же комплект документов был дополнен необходимыми, то СК продолжает их рассмотрение для принятия решения);
  • Пропущен срок по договору, в течение которого автовладелец должен был обратиться в СК;
  • Идёт процедура банкротства страховой компании, дальнейшая работа по получению возмещения идёт с РСА;
  • Полис страхования был подделан (здесь уже будут разбираться полиция и РСА);
  • Были выявлены и доказаны мошеннические действия.

Если вы будете знать все возможные причины для отказа в выплате по ОСАГО, то сможете предусмотреть заранее свои дальнейшие шаги для получения компенсации, сэкономив при этом кучу нервов, сил и времени.

Однако разные страховые компании стараются, по возможности, уклониться от покрытия ущерба разными способами, и тут в ход идут, как законные, так и незаконные основания для отказа.

Наиболее частыми причинами для незаконного отказа в выплате компенсации после ДТП являются случаи:

  • Если в полисе ОСАГО отсутствует имя водителя, то пострадавший получает выплату, но потом СК часто может подать ответный иск на виновную сторону аварии для получения компенсации своих потерь;
  • Если был выявлен факт управления транспортным средством виновной стороны в нетрезвом виде. Опять же СК обязана выплатить компенсацию, но потом снова в ответ обратится с иском против виновника Аварии для снижения своих издержек;
  • Если виновник аварии скрылся с места ДТП, но в данном случае страховщик независимо от этого факта должен произвести выплату пострадавшей стороне;
  • Если виновная сторона не согласна с определением ее вины и обратилась с жалобой в суд. В данном случае страхователь имеет право на получение возмещения, пока не будет доказана его вина;
  • Если к страховщику обратился не владелец автомобиля. Здесь закон не вводит ограничения на перечень лиц, которые имеют право обратиться в СК, но в этом случае у представителя на руках обязательно должна быть доверенность, выданная ему владельцем транспортного средства;
  • Если у автовладельца нет диагностической карты с экспертизы после ДТП, а не техосмотра, проведённого для получения полиса ОСАГО;
  • Если лицо, виновное в аварии, вовсе не явилось в страховую компанию для проведения осмотра автомобиля страховщиком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *