Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международная трудовая миграция: понятие, виды, причины, последствия»». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.
Факторы, сдерживающие миграцию рабочей силы
-
ментальные особенности, различия в языке
-
трудности социальной адаптации за границей
-
трудность приспособления к традициям и нравам другой страны
-
незнание обычаев, законов других стран
-
нехватка информации
-
неразвитость транспорта и транспортные расходы
-
расходы, связанные с устройством на новом месте жительства
-
государственные ограничения миграции
-
проблема легального трудоустройства за рубежом
-
обремененность семьей, собственностью, бизнесом
-
страх потерять основную работу
-
отрыв от привычного уклада жизни, друзей и родственников
Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда
Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.
За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.
В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.
Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.
Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу
Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.
Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.
Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:
- Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
- Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.
Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:
- некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
- страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
- снижение напряженности на рынке труда.
Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:
- Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
- Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
- Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
- Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.
Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.
Социально-экономические и политические преобразования в 1990-е годы способствовали выходу России на международный рынок труда. В середине 90-х годов в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Около 50 тыс. российских трудовых мигрантов направлялось в страны Западной Европы – Германию, Австрию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находила работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии. По данным Федеральной миграционной службы, трудовая миграция из России имеет тенденцию к возрастанию и составляет в последние годы примерно 50 тыс. человек в год. Оценить число россиян в странах дальнего зарубежья сложно, поскольку международная статистика зачастую учитывает их вместе со всеми гражданами бывшего СССР. Максимальная оценка численности – 1,1 млн. человек.
Россия в основном выступает поставщиком квалифицированных кадров в более благополучные страны, отличающиеся более высоким уровнем оплаты труда и возможностями создания соответствующих социально-бытовых условий. Только с 1989 года по 2001 год страну покинули более 100 тыс. ученых – математиков, химиков, физиков, биологов в возрасте 35-45 лет. И уехали они в те страны, которые проводят грамотную миграционную политику по отношению к высококвалифицированным специалистам. По экспертным оценкам, ежегодный материализованный ущерб от «утечки мозгов» за границу в 90-е годы доходил до 50-60 млрд. долларов. Это в свою очередь ведет к обеднению потенциала наукоемких и социально значимых сфер народного хозяйства, еще большему усилению кризисных явлений в наукоемких отраслях российской промышленности.
В то же время экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По некоторым оценкам, каждая тысяча российских граждан выезжающих на работу за границу могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долларов.
Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-х годах значительно большее распространение, чем отъезд россиян за рубеж на заработки. В середине 90-х годов в России ежегодно было занято 250-300 тыс. легальных иностранных рабочих (2003 г. – 380 тыс. человек, 2004 г. – 460 тыс. человек). Для сравнения: в 2005 году определена квота для приема трудовых мигрантов в количестве 300 тыс. человек. При этом по данным Федеральной миграционной службы в стране официально было зарегистрировано 500 тыс. мигрантов. Численность рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья примерно одинакова. Однако официальная статистика весьма серьезно расходится с реальным положением дел.
Между сведениями из официальных источников, регистрирующими трудовых мигрантов, и реальными масштабами такой миграции существует огромный разрыв. Согласно исследованиям ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в России может находиться всего 6-7 млн. иностранных мигрантов, из которых 6-6,5 нелегальных. «Лидируют» страны СНГ (5-5,5 млн. человек), в основном граждане Украины, Молдавии, Азербайджана и Таджикистана. Многие из них вынуждены работать нелегально, способствуя экономическому росту главным образом в теневой сфере. Однако по оценкам ООН, в России проживает около 13 млн. мигрантов. Таким образом, по этому показателю РФ занимает второе место в мире после США.
Россия также не осталась в стороне от популярной в Европе идеи ограничения иммиграции. В 2004 власти приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые максимально ужесточили миграционное законодательство. В частности, была введена норма, по которой за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы повышены штрафы для работодателей, Для граждан они составляют от 10 до 25 МРОТ, должностных лиц – от 25 до 100 МРОТ, а для юридических лиц и вовсе от 50 до 2000 МРОТ. Более того, за нарушение закона в крупных размерах теперь грозит тюремный срок от двух до пяти лет.
Эксперты считают, что такие действия российского руководства подрывают экономический потенциал страны. Непрекращающаяся убыль коренных жителей (снизилась со 148,7 млн. человек в 1992 году до 144, 8 млн. человек в 2001 году) грозит тем, что с 2006 года в России начнется повальное сокращение трудоспособного населения, и к 2050 году оно может оказаться на 45% меньше, чем было в 2000 году. Если во времена СССР дешевой рабочей силой было население деревень и сел, то теперь этот ресурс практически исчерпан. Решить проблему сможет только миграция иностранной рабочей силы, на широкое привлечение которой государство не решается по далеким от экономии политическим, культурным и социальным мотивам.
По оценке Координационного совета объединений работодателей России, при самом благоприятном сценарии для сохранения хотя бы сегодняшней численности населения Россия должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов – в противном случае на отечественных предприятиях будет попросту некому работать. Это касается в первую очередь неквалифицированной рабочей силы.
Несмотря на увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2 % занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской, Белгородской, Тюменской областей, Приморского края).
Рынок труда такого мегаполиса как Москва в 2003 году привлек, по данным ФМС, 106 тыс. человек (30% всех легальных трудовых мигрантов в масштабах России). Реальные масштабы трудовой миграции, конечно, значительно превышают данные официальной статистики. Москва как крупный мегаполис обладает диверсифицированным, емким и самым развитым рынком труда в современной России, с широкими возможностями трудоустройства и высокими заработками, разветвленной транспортной и социально-экономической инфраструктурой. Все это активно привлекает временных мигрантов из различных регионов России, стран СНГ и других государств.
Трудовая миграция породила в России мощный поток денежных переводов, (ремитанс), поступающих родственникам и семьям трудовых мигрантов. Эти денежные суммы могут проходить через официальные каналы (банковскую систему, систему денежных переводов), а также поступать в неучтенном виде через личные и семейные каналы – «частные трансферты» Согласно некоторым данным, из России трудовые мигранты только по официальным каналам переводят и вывозят на родину ежегодно до 15 млрд. долларов. Очевидно, проблема привлечения денежных переводов трудовых мигрантов в официальный финансовый сектор весьма актуальна и для России.
Трудовая миграция в России имеет множество позитивных социально-экономических аспектов. Трудовые мигранты (гастарбайтеры) заполняют многие непрестижные ниши с тяжелыми условиями труда, куда не идут местные жители. Вместе с тем трудовая миграция имеет целый ряд негативных аспектов. Это – стимулирование роста теневой экономики, демпинг уровня заработной платы, трансформация этнического состава населения, рост межнациональной напряженности. Нежелательной тенденцией является формирование обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку. Замкнутость общин усиливает негативное отношение и недоверие к ним со стороны местного населения, обостряет межнациональные отношения и делает невозможной интеграцию мигрантов в новую культурную среду (китайская община, вьетнамская диаспора и др.).
Существует несколько точек зрения на роль трудовой миграции и подходы к ее регулированию среди российских экспертов и политиков. Первый подход – консервативный, связывает трудовую миграцию в Россию исключительно с негативными социально-экономическими последствиями. Их идея сводится к закрытию страны от трудовых мигрантов и усилению контроля на границах.
Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда
Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.
За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.
В РФ на конец 2021 – начало 2021 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2021 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.
Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.
Международная трудовая миграция – сложная и запутанная отрасль, в которой не получится разобраться без специальных знаний и практического опыта работы. Многие путают мигрантов и людей, которые часто ездят за границу в командировочных целях. Таких людей нельзя назвать мигрантами. В данную категорию входят:
- Переселенцы. В эту группу входят иностранцы, которые переезжают за рубеж на ПМЖ. Для них иностранные власти предлагают разные программы переезда, среди них есть и трудовые схемы, но чаще люди пользуются вариантом, направленным на воссоединение с родственниками.
- Низкоквалифицированные кадры. Их еще называют контрактниками. Эта группа не имеет востребованной профессии и чаще получает временную работу не по специальности, заключая сезонный контракт.
- Высококвалифицированные специалисты. Не всегда специалисты высшего уровня могут реализовать свой потенциал на родине, они мигрируют туда, где больше перспектив и возможностей самореализации. Для России утечка таких кадров стала серьезной проблемой.
- Нелегалы. Они создают больше всего проблем в мировом миграционном круговороте. Лица, незаконно пересекающие границы, готовы работать за минимальную оплату, что создает конкуренцию на рынке труда и снижает стоимость работы более квалифицированных кадров. Регулирование вопроса нелегалов сводится к ужесточению миграционного контроля и взыскания с нарушителей.
- Беженцы. Эту группу нельзя назвать полноправными трудовыми мигрантами. Люди вынуждены переехать, чтобы спасти свою жизнь. А на новой территории им приходится искать пути заработка.
Оценка значения трудовой миграции для мировой экономики является спорным вопросом на протяжении многих лет. Некоторые специалисты считают, что трудовые мигранты создают проблемы для трудоустройства местных жителей. Другие эксперты настаивают на мнении, что без привлечения иностранной рабочей силы, регулирование отрасли станет невозможным.
Миграция имеет четкие отличия от других видов перемещения. Например, переезд в пределах одного города или села не относится к миграции. Особенности миграционных процессов в России заключаются в том, что при анализе следует опираться на ряд признаков:
- Территориальные признаки, или еще этот вид миграции называется в виде пересекаемых границ. Их два: внешняя и внутренняя. Внешняя означает выезд из страны, внутренняя означает перемещение населения из одного города в другой в пределах страны. Внешняя миграция подразделяется на два подвида: эмиграция – отток населения — и иммиграция – приток населения из других стран. В мире преобладают страны, в которых эмиграция выше, чем иммиграция. Среди стран, куда предпочитают въезжать и обосноваться новые граждане, можно отметить такие: Германия, Франция, Канада и США.
- Временные длительности, или по временным признакам отличают постоянную, временную, сезонную и маятниковую миграцию. Если с первыми тремя категориями все понятно, то четвертая требует разъяснения: маятниковая миграция – периодическое перемещение группы людей. Обычно это бывает связано с учебой или работой.
- Формы реализации бывают стихийными или организованными. Тенденции миграционных процессов в России показывают, что отечественная иммиграция имеет в основном стихийный характер.
- По видам причин. Причины могут быть самыми разнообразными. Но решиться в один момент покинуть привычный круг и уклад жизни не всегда легко. На то нужны веские причины. Обычно они имеют политический, экономический или социальный характер.
Влияние трудовой миграции
Влияние трудовой миграции в истории можно проследить еще со времен Второй мировой войны, когда наблюдался рост миграции. Если в 1980-х годах число мигрантов, без учета членов их семей, составляло около 21 миллиона человек, то к началу 2000-х годов оно возросло до 70 миллионов. По оценкам МОТ, ежегодно границы пересекают до 1 млн. человек. Более 18 миллионов живут за пределами своей страны. Среди них есть и российские граждане. Однако стоит отметить, что в 1990-е годы в Россию вернулось около 8 миллионов россиян. Это продолжается и по сей день с мигрантами различных национальностей, в том числе иностранцами.
Глобальная трудовая миграция растет, и этому способствуют тенденции развития:
- Иностранные страны, нуждающиеся в квалифицированных работниках, приглашают на работу квалифицированных работников и всячески поощряют их. Происходит отток рабочей силы из России в зарубежные страны и, как следствие, пустая работа на родине;
- Приток низкоквалифицированных рабочих из восточных соседей России. Мигранты в основном заняты на низкооплачиваемых работах, но по-прежнему занимают рабочие места, предназначенные для российских граждан.
Характерной особенностью нынешней трудовой миграции является снижение оттока работников в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку. Страны Южной Европы все чаще привлекают работников вместо того, чтобы делиться ими. Социально-экономические изменения последних лет приводят к новым миграционным потокам в Тихоокеанский регион, Африку и Азию.
Миграция — это феномен перемещения людей из одного региона в другой, который может происходить внутри страны проживания или через ее границы.
Миграция может быть принудительной или добровольной. В некоторых случаях большая группа людей перемещается на большие расстояния. Эксперты предлагают понимать миграцию как любой вид перемещения, независимо от его причин. Человечество развивалось таким образом, что миграция стала неотъемлемой частью человеческого существования. Среди причин перемещения были названы необходимость обеспечения безопасности и поиска продовольствия. Открытие новых континентов привело к образованию колоний и перемещению населения из развитых стран в новые районы. Лишь после Второй мировой войны направление миграции изменилось. Люди начали переезжать в развитые страны для улучшения своего экономического положения. Сначала вернулись граждане этих стран, затем туземцы колоний.
Власти стремятся решать определенные социальные и экономические проблемы за счет миграционных потоков. Например, развитые европейские страны привлекают квалифицированных иностранных специалистов для улучшения демографической ситуации в стареющем обществе. В большинстве случаев люди перемещаются на короткие расстояния, например, из сельской местности в города. Каждый миграционный поток противопоставляется миграционному потоку. Крупные города увеличивают свое население за счет сельских жителей. Основной причиной миграции является экономическая выгода.
На уровне национальной и мировой экономики миграция выполняет следующие функции:
- Влияние на уровень и качество жизни населения.
- Качественное удовлетворение потребностей.
- Консолидация факторов производства и их эффективное перераспределение.
Миграция является частью жизни человека на протяжении всего его существования, так как люди находятся в поиске лучших условий жизни, но иногда миграция может быть вызвана войной, стихийными бедствиями и другими обстоятельствами непреодолимой силы.
Основные направления международной трудовой миграции
Среди направлений международной трудовой миграции можно выделить следующие:
- Переезд из развивающегося государства в экономически развитую страну. В данном вопросе большое значение имеет индустриализация страны, которая обеспечивает более высокий уровень жизни. Это и послужило основной причиной развития миграционных процессов. Не стоит исключать тот факт, что в государствах с развитой экономикой имеются и непрестижные специальности, однако обойтись без них нельзя. Как показывает практика, иностранная рабочая сила как раз и занимает такие места. К примеру, во Франции процент эмигрантов равен 25% от общего количества профессиональных строителей и примерно 32% работников в области автомобилестроения. В Бельгии иностранцы составляют 1/2 от общего количества шахтеров, а в Швейцарии около 40% от числа строителей. Такое направление миграционной политики привело к утечке из развивающихся стран высококвалифицированных кадров. Специалистами отмечено двоякое влияние данного фактора на состояние и развитие экономики обеих стран. Хотя по большей части наблюдается следующая тенденция: отрицательное влияние на развивающиеся страны и рост экономики в промышленно развитых государствах, позволяющие значительно сэкономить государственные деньги, которые выделяются для подготовки высококвалифицированных специалистов.
- Переезд из одного развитого государства в другую развитую страну. Трудовая миграция на таком уровне объясняется наличием факторов неэкономического характера. Причинами в этом случае могут выступать поиски высокооплачиваемой и престижной работы. Отдельно следует отметить международное направление трудовых ресурсов между странами Евросоюза. В 1993 году Европейский союз стал единым рыночным пространством, что дало возможность беспрепятственно передвигаться из одного государства в другое с целью получения достойной работы.
Международная трудовая миграция
Под ней понимается перемещение людей через границы определенных государств со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.
Международная трудовая миграция как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции и реэмиграции. Эмиграция – это выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Иммиграция въезд в страну на постоянное или временное проживание из другой страны. Реэмиграция – возвращение на родину к постоянному месту жительства.
В настоящее время в различных странах утвердились разные подходы к определению признаков международной миграции, в основе которых лежат расхождения в интерпретации продолжительности пребывания и пели приезда. В связи с этим существуют разные способы регистрации мигрантов, что затрудняет сопоставимость данных национальных статистических организаций.
Основными показателями движения потоков международных мигрантов являются масштабы выбытия и прибытия, сальдо миграции и валовая миграция. Масштабы выбытия – число эмигрантов, выбывших за рубеж из страны за определенный период времени с целью трудоустройства. Масштаб прибытия – число иммигрантов, прибывших за определенный период времени. Сальдо миграции – чистая миграция, или разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период. Валовая миграция – общая миграция, или сумма числа прибывших и числа выбывших в стране (регионе) за определенный период. Международная миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, туристической и др.
Международный рынок труда формируется на основе трудовой миграции. На трудовую миграцию влияют как экономические, так и неэкономические причины.
Причинами трудовой миграции могут быть следующие:
- – этнические (национализм);
- – религиозные;
- – семейные (воссоединение семьи);
- – экологические;
- – политико-правовые (политические гонения, криминальная обстановка в стране и др.);
- – личные (духовная близость культур, желание познать новую культуру).
Кроме того, причинами миграции служат:
- – наличие большого контраста в уровнях экономического и социального развития стран, и прежде всего в уровне заработной платы;
- – создание международных транснациональных корпораций (ТНК) и вывоз капитала;
- – развитие научно-технического прогресса, требующего высококвалифицированных специалистов;
В условиях глобализации важным фактором социально-экономического развития все большего числа стран становится международная трудовая миграция населения, способствующая формированию гибкого рынка труда, приобщению развивающихся стран к достижениям мирового научно-технического и общественного прогресса, более рациональному использованию человеческих ресурсов, взаимодействию и взаимообогащению мировых цивилизаций.
МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ – перемещение населения между различными населёнными пунктами, территориями, странами с целью изменения рабочего места (занятий) по причинам экономического или иного характера, разновидность миграции населения.
Миграция рабочей силы внутри страны, как правило, не регулируется государством напрямую, обусловливается свободным выбором работника и основывается на его стремлении улучшить качество и уровень жизни; не влияет на общую численность населения страны, а лишь изменяет его размещение. Внутренняя миграция рабочей силы отличается значительными масштабами в странах с большой численностью населения и высокой или растущей его мобильностью, связанной с экономической динамикой. Появление депрессивных территорий или отраслей экономики может приводить к массовому оттоку рабочей силы из одних регионов страны в другие и иметь неблагоприятные последствия для экономического развития; при возникновении такой ситуации требуется вмешательство, регулирование со стороны государства путём принятия специальных программ помощи регионам, предприятиям или работникам в виде частичного или полного возмещения затрат на переезд и переквалификацию. Исторические примеры крупной внутренней миграция рабочей силы – массовые переселения российских крестьян в рамках столыпинской аграрной реформыв начале XX века и советских людей в 1950-1960-е годы в связи с освоением целинных земель.
Внешняя миграция рабочей силы имеет важное значение как для национальных экономик, так и для мировой. Движущими силами современной международной трудовой миграции являются: демографическое старение населения, технологические изменения, возрастающая интеграция в мировую экономику. Транснациональный характер современной миграции рабочей силы приводит к обмену не только трудовыми, но и финансовыми, информационными и другими ресурсами, владельцами или носителями которых являются мигранты. С 2015 года высокоразвитые страны окажутся в долговременной ситуации, когда численность выходящих на пенсию превысит численность поколений, вступающих в трудоспособный возраст, что увеличит потребность в притоке трудовых мигрантов из других стран. Значительна роль миграции рабочей силы в денежных трансфертах для пополнения ВВП страны, роста среднего национального уровня доходов. Денежные переводы мигрантов в 1990 году составляли (по данным ООН) 31,3 миллиарда долларов, в 2000 году – 76,8 миллиардов долларов, в 2004 году – 125,8 миллиардов долларов; крупнейшие получатели таких переводов (миллиарды долларов) – Индия (17,4), Мексика (14,6), Филиппины (7,9).
Долгосрочное влияние на миграцию рабочей силы и миграционную политику оказывают мировые экономические циклы. Влияние мирового кризиса 2008-2009 годов стало предметом специального анализа на форуме ОЭСР по миграционной политике (2009 год). Трудовые мигранты были признаны одной из наиболее пострадавших от экономического спада групп экономически активного населения.
Изменение политики развитых стран в отношении миграции рабочей силы отслеживает ООН, проводя специальные исследования (World Population Policies). В конце XX – начале XXI веков эти страны продолжали политику привлечения необходимых экономике мигрантов, увеличения сроков их пребывания на территории страны, более полного использования их потенциала. Трудовая миграция между развитыми и развивающимися странами составляет 40-50% объёма всей миграции населения между ними. Произошёл не просто количественный рост объёмов миграции, но и расширение географии потоков трудовой миграции, изменений её качественных характеристик. Если в 1970-е годы теория сегментирования рынка труда объясняла миграция рабочей силы спросом развитых государств на иностранную рабочую силу, готовую работать в плохих условиях труда, неприемлемых для местного населения, то на рубеже веков межстрановая конкуренция всё больше связана с быстро растущим спросом на рабочую силу высшей квалификации. Численность трудовых мигрантов на начало XXI века оценивается в 36-42 миллиона человек (вместе с членами их семей – 80-97 миллионов человек). В 1990-е годы миграция рабочей силы стала существенным аспектом глобализации мировой экономики.
Миграция рабочей силы в целом может регулироваться различными мерами, включая соответствующую политику, законодательство, административное и экономическое регулирование миграционных процессов на национальном, субрегиональном, глобальном уровнях, системой социальной защиты трудовых мигрантов. Регулирование миграции рабочей силы базируется прежде всего на системе квот, устанавливаемых в развитых странах для иммигрантов; так, в США квота для трудовых иммигрантов составляет около 20% общего объёма разрешений на въезд. Права трудовых мигрантов защищают двусторонние соглашения стран, а также Международная декларация прав человека, Европейская социальная хартия, конвенции Международной организации труда, иные международные конвенции и хартии. При этом отсутствие в международных документах универсального права на въезд является важным фактором формирования практики регулирования въезда трудовых мигрантов, как и мигрантов в целом.
Россия во 2-й половине 2000-х годов (по данным Всемирного банка) вошла в число лидеров по объёму трудовой миграции, здесь трудятся 12,1 миллионов мигрантов (2007 год). Самый значительный поток мигрантов из России идёт на Украину (4,8 миллионов человек), обратный поток составляет 3,6 миллиона человек. Трудовые иммигранты сосредоточены в незначительном сегменте видов экономической деятельности – в основном в строительстве (около 40%), торговле и ремонте (27%), сельском хозяйстве (7%) и отдельных видах промышленности (7%).
Страны с наибольшим числом мигрантов
Традиционно люди мигрируют в те государства, где экономическая ситуация гораздо лучше, чем у них на родине. Преобладают в этом смысле соседние государства, но если и там ситуация обстоит неважно, мигранты выбирают самые известные страны-лидеры мировой экономики.
В список таких стран входят:
- США. Это исторический центр притяжения для всех мигрантов, по численности превосходящий многие другие, ведь сама страна была, по сути, образована приезжими из разных стран. Основным контингентом является Латинская Америка, но стремятся в США и люди из Кореи, Индии, Сальвадора и других стран.
- Германия. Сюда приезжают из Турции, Польши, Казахстана, России, Чехии, Румынии. Влечет их сюда высокий уровень жизни и развитая инфраструктура.
- Великобритания. В эту страну мигранты пребывают в основном из Индии, Пакистана, Польши. Англия традиционно входит несколько лет подряд в десятку самых рейтинговых стран по количеству мигрантов, несмотря на жесткую миграционную политику.
Также много трудовых мигрантов можно встретить в Саудовской Аравии, Канаде, Франции, Австралии, Испании. Традиционно люди едут в более развитые страны для улучшения своего материального положения.
Как трудовая миграция регулируется на государственном уровне
Над изучением трудовой миграции трудится множество научно-исследовательских заведений, экспертов, экономистов, социологов и даже психологов. И в этом нет ничего удивительного, ведь, как уже было сказано, в современном мире трудовая иммиграция во многом определяет уровень экономического развития как отдельных стран, так и регионов мира. Поэтому такие процессы глобального характера необходимо заранее спрогнозировать и понимать, к чему может привести отток трудовых мигрантов из одной страны и их массовый приток в другую страну (если речь идёт о международной трудовой миграции) или перемещение между регионами отдельного государства. В объективной информации и прогнозах на ближайшее и отдалённое будущее заинтересованы правительства, руководство транснациональных корпораций, разработчики проектов регионального развития и так далее. Заинтересованных очень много. Ведь даже для руководства компании средней величины осведомлённость о ситуации на рынке труда означает не только планирование расширения производства, предполагающее открытие новых рабочих мест, но при этом владение объективной информацией сможет правильно определить и его сроки, объёмы, а также уровень заработной платы, которую следует платить наёмным работникам в регионе, где будет размещаться это производство. Поэтому, как мы видим, исследование ситуации, связанной с международной или внутренней миграцией трудовой силы, имеет первостепенное значение для государственных и коммерческих структур.
На государство возлагаются обязанности регулирования трудовой миграции. В каждой стране должна быть выработана национальная иммиграционная политика, подразумевающая комплекс мероприятий, направленных на государственное и межгосударственное регулирование трудового миграционного трафика.
Иммиграционную политику в отношении зарубежных трудовых ресурсов может определять не только государство в отдельности, но и целое государственное формирование. Примером может стать Евросоюз, в котором действует практически унифицированное для всех его членов иммиграционное и трудовое законодательство. В частности, оно предусматривает, что работодатель из любой европейской страны должен рассматривать в приоритетном порядке на занятия вакансий кандидатов из числа только своих сограждан или жителей других стран Европейского Союза. Если по каким-либо причинам на протяжении оговорённого в законодательстве срока не удаётся заполнить вакансию представителем данной категории, то только в этом случае разрешается принимать на работу зарубежных трудовых мигрантов из третьих стран.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.
Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.
Справка! Отдельной категорией следует выделить вахтовый метод работы, широко распространенный в России для привлечения рабочей силы в районы со сложными климатическими условиями.
Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).