Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Багажник на крыше: как не нарваться на штраф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Последняя коррекция техрегламента Таможенного союза в части безопасности транспорта была проведена 21 июня 2019 года, и никаких изменений по части переоборудования автомобилей в ней не было. Помимо чисто технических поправок в регламент внесли дополнения, касающиеся возможности сертификации автомобилей по требованиям Евро 6, которые действуют в Европе с конца 2015 года.
То есть истории про штрафы за багажник — фейк?
Не все так однозначно. Никаких новых правил и наказаний введено не было, но действующие в России ПДД и без них запрещают изменения в конструкцию транспортных средств. Эксплуатация автомобиля запрещается при модификации тормозов и рулевого управления, световых приборов и стеклоочистителей. На машине должны стоять шины штатных размеров, а двигатель — отвечать нормам по вредным выбросам.
Кроме того, в перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, указаны в том числе и изменения конструкции, выполненные без разрешения ГИБДД или МВД. Именно к ним можно отнести нештатный багажник или фаркоп, утверждает автоюрист Сергей Смирнов: «Запрещены изменения, не предусмотренные заводом-изготовителем. Например, если на автомобиль не предусмотрена установка фаркопа, но лично я знаю только один такой — это Chevrolet Traverse. Если его все-таки поставить, то это будет считаться конструктивным изменением».
В случае с багажниками штраф можно получить только при устройстве самодельных конструкций или если установка багажника вообще не предусматривается конструкцией, продолжает Смирнов: «Допустим, автовладелец взял и сварил из арматуры багажник. Или поставил, например, рейлинги туда, где их не может быть — на крышу спортивного купе или кабриолета. Все остальные случаи, когда устройство ставится на штатные места крепления, нарушением не являются».
Инспектор вообще может проверять машину на дороге?
Любое конструктивное изменение может стать поводом для остановки на дороге, однако возить с собой сертификат на багажник и диагностическую карту водитель не обязан, утверждает Сергей Смирнов: «Водитель должен предъявить права, свидетельство о регистрации и страховку. Сотрудник может привлечь за конструктивные изменения, но для этого он должен доказать, что такие изменения вообще есть».
Если не считать требований по габаритам и видимости световых приборов, конкретных условий по конструкции багажников и методах их установке нет ни в техрегламенте, ни в российских законах, добавляет юрист. Поэтому если не видно явных и очевидных нарушений, споры между инспектором и водителем могут затянуться. Если же конструктивные изменения есть, но они корректно оформлены, вся информация о них должна содержаться в графе СТС с особыми отметками, которую инспектор обязан принять во внимание.
Что в действительности произошло с Техрегламентом?
Документ в части транспортной безопасности последний раз корректировался в 2019 году. Относительно переоборудования т/с изменений не вводилось. В документе приведены в соответствие разделы, касающиеся сертификации транспортных средств согласно требованиям Евро-6. Они в странах Запада введены в действие в конце 2015 года. Также в Техрегламенте были обычные правки по текстам, которые ничего не меняли.
В первой версии от 2011 года упоминаний о 6 классе экологического контроля не содержалось. Это создавало неудобства для автомобилистов из ТС, потому что их транспортные средства выше пятого стандарта Евро не классифицировались. Проблема в том, что такие автомобили к перевозкам в Европе не допускались. Благодаря прошлогодним поправкам, коллизия устранена, норма регламента вступила в силу с 2020 года.
Имеет ли право инспектор проверять конструкционные изменения на дороге?
Претензии к конструкции автомобиля обоснованы, что становится основанием для остановки. Но автоадвокат Сергей Смирнов считает, что возить сертификат на конструкцию и диагностическую карту не обязательно. В перечень документов, которые обязательны к предъявлению, входят права, регистрационное свидетельство и страховка.
Сотрудник автоинспекции имеет полномочия контролировать конструкционные изменения, но прежде чем давать предписание, он должен доказать наличие несоответствующих изменений.
Если багажник не выходит за нормы габаритов, не мешает световым приборам, других конкретных рекомендаций по форме и способу фиксации багажных дуг нет ни в законах, ни в Техрегламенте. В таких случаях допускается отстаивать свою позицию, но споры сложнодоказуемые и затягиваются настолько, насколько одна из сторон будет более уступчивой.
Чтобы не вовлекаться в дискуссии с инспекторами, лучшим способом избежать претензий станет предъявление корректно оформленных документов. О конструкционных изменениях информация заносится в графу СТС, игнорировать особые отметки инспектирующий не сможет.
Запрещен ли багажник на крыше
Информация о возможности наказания за установку багажника на крышу как за нарушение конструктивной целостности также не верна. Следуя логике техрегламента багажник является грузом, съемным элементом, а не частью конструкции. Поэтому и регистрировать его не нужно. Однако разрешение на багажник на крышу автомобиля не требуется, только если это съемный багажник, имеющий сертификат, установленный в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя на специально предназначенном для этого заводском крепеже.
Если же багажник кустарный и приварен к автомобилю, он уже становится частью транспортного средства, меняет его конструкцию, утвержденную в документации. Поэтому такое изменение вполне логично нужно регистрировать в ГИБДД, чтобы проверить прочность и безопасность для других участников дорожного движения. Эти правила применяются сотрудниками Госавтоинспекции уже давно, никакие новые Правила ГИБДД относительно багажников в 2020 году не введены, возможность административного наказания за самодельный багажник обсуждается периодически.
Таким образом, сотрудники ГИБДД должны решать, можно или нет использовать багажник на крыше на основании этих норм. И если сертифицированная конструкция установлена правильно в соответствии с инструкцией, вопросов возникнуть не должно.
Не был предусмотрен дополнительный багажник
Если производитель не установил специальных приспособлений для багажника на крыше, значит, его самостоятельная установка – это внесение изменений в первоначальный вид. Такие действия придется официально регистрировать в ГИБДД, иначе можно получить серьезный штраф и запрет на эксплуатацию авто.
Несмотря на то, что от подобного требования «попахивает» рутиной, никаких сложностей там нет. Главное, чтобы был сертификат, который подтвердит, что багажник безопасен для автомобиля.
С запросом необходимо обратиться в ГИБДД и написать заявление. Там дадут подробные объяснения, что еще придется сделать.
Следует учесть, что выбранный багажник должен иметь сертификат и быть фирменным. Если конструкция самодельная, зарегистрировать ее не удастся, как бы хорошо и безопасно она ни была сделана. У багажника должны быть все необходимые документы.
Какой вес груза на крыше авто?
Важно уделить внимание нагрузке, которую вес груза на крыше авто и сам багажник оказывают на машину. Средние максимальные значения для иномарок 60 – 95 кг, у русских 50 – 70 кг. Не рекомендуется загружать больше 70 кг вместе с весом багажника. Нагрузка идет не только на кузов, но и легко могут дать трещину стекла на неровной дороге, что приведет к финансовым вложениям и не безопасно для движения.
Предельную нагрузку на весь автомобиль можно посмотреть в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации
В ПДД присутствуют следующие указания:
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
Советы при движении с грузом на крыше
- Всегда равномерно распределяйте груз на крыше автомобиля с центром тяжести как можно ниже (ближе к крыше).
- Все движущиеся элементы закрепите скотчем или клейкой лентой, особенно актуально при перевозке мебели с открывающимися дверками
- Обязательно проверить надежность креплений багажника к кузову и других удерживающих механизмов или натяжных ремней, резинок и т.п.
- При движении по неровной дороге стоит чаще останавливаться, вы ходить и осматривать груз и все устройства крепления.
- Резко не тормозить и не разгоняться, так как груз легко может слететь с крыши. Таких примеров очень много.
- При поворотах сбавляйте скорость, вы можете резко повернуть, а груз полетит дальше прямо).
Багажник на крыше автомобиля
Багажник на крыше автомобиля – это, бесспорно, необходимое приспособление для многих автомобилистов. Но эту необходимость с лёгкостью реализовывают иногда при помощи подручных средств и кустарным способом. По мнению некоторых, главное – чтобы он позволял перевозить необходимые предметы.
Годами автолюбители не имели проблем с подобными элементами, но в последнее время сотрудники ГИБДД всё чаще стали обращать на багажник внимание. Так, согласно последним правилам, любое конструктивное изменение автомобиля подлежит регистрации. И теперь это не только замена двигателя, но и любые посторонние элементы, появляющиеся на крыше. Каковы конструктивные особенности багажника?
Чтобы не получить штраф за багажник на крыше автомобиля, необходимо убедиться, что он соответствует всем законным требованиям. Поэтому необходимо проверить наличие штатных креплений на автомобиле, а они должны быть заводскими и у многих моделей такая опция есть.
Кроме того, нужно убедиться, что изделие было изготовлено на заводе и имеет соответствующие сертификаты и документы. В настоящее время самодельные конструкции не допускаются. Чтобы не получить за багажник штраф, нужно убедиться, что он соответствовует требованиям, установленным законодательством.
Так, на крыше автотранспорта могут находиться:
- Ригели – это поперечный крепёж. При помощи ригелей багажник ставят на рейлинги.
- Рейлинги – продольные крепежи, которые помогают в установке багажника на крышу.
Современный подход предполагает использование этих двух элементов в рамках единой системы для перевозки небольших грузов и клади. Также можно использовать только один тип элементов. Однако крепление должно фиксироваться согласно заводскому стандарту – это важно в любом случае.
Багажники на крышу автомобиля
В зависимости от того, есть рейлинги или нет и как выглядит крыша автомобиля, багажники делятся по способу крепления: на рейлинги, на крышу со штатными местами для установки (предусмотренными производителем), на крышу с водостоками, на гладкую крышу без специальных мест для установки багажника, на стеклянную панорамную крышу, на крышу с Т-образным профилем. Это могут быть поперечные дуги или «корзины». Дуги могут служить просто платформой, изолирующей груз от крыши, а могут иметь специальный крепёж для перевозки велосипедов, лыж, сноубордов и т.п. или для установки автобокса. Они выполнены из разных материалов (алюминия, стали или армированного пластика), имеют различные аэродинамические характеристики и разный уровень сложности монтажа. «Корзины» чаще всего соответствуют понятию «экспедиционного багажника», на котором можно разместить отдельный груз, от канистр до домкратов, а также закрепить дополнительное оборудование, например фары.
Для специфичных грузов выпускаются отдельные удерживающие приспособления, например фиксаторы для перевозки лестниц или держатели для длинномеров круглого сечения — труб и бревен. Есть специальные системы для перевозки таких вещей, как лодки или байдарки, включающие удлинители платформы и держатели для вёсел и мачт. Если перевозится несколько велосипедов разного размера, то может потребоваться установка промежуточной рейки.
Площадки на задней части автомобиля
Существует отдельная группа багажных систем, которые крепятся к задней части автомобиля. В основном они предназначены для велосипедов, но встречаются также крепления для боксов, сумок и грузовых корзин, а самым распространённым является крепёж для запасного колеса. Такой способ удобнее, но груз увеличивает габариты, частично перекрывает обзор и на него летит грязь с дороги из-под задних колёс.
Велосипеды можно перевозить на крыше, установив систему из двух штанг: продольной — на ней крепятся колёса — и поперечной для фиксации руля. Если вертикальной балки нет, то можно закрепить двухколёсный транспорт за переднюю вилку, предварительно сняв колесо.
Правовые основания для выписки штрафа
Наверно, каждый автолюбитель России знает или даже сталкивался с действием статьи 7.18 ПДД — «Внесение изменений в автомобиль». На 2020 год она стала еще более актуальной и назойливой не только для любителей тюнинга своих автомобилей, но и даже обычных «отпускников». В условиях пандемии семьи едут на отдых ближе к Черному морю и некоторые недобросовестные инспектора ДПС будут извлекать выгоду из такой ситуации, штрафуя водителей.
Согласно статье 7,18 Правил дорожного движения запрещена эксплуатация транспортного средства с внесенными изменениями в конструкцию автомобиля без одобрения уполномоченного органа — ГИБДД. Получается, что любая модернизация конструкция авто должно документально зафиксирована. Если в ПТС не будет соответствующей отметке, то инспектор имеет полное основание вам выписать штраф. Но не спешите расстраиваться, стоит только подробнее разобраться в данном вопросе.
Что требуется для установки багажника на крышу автомобиля с 1 июля
С этого месяца вступили в силу новые требования, касающиеся установки дополнительного оборудования на собственный автомобиль. Теперь, чтобы установить багажник на крышу, фаркоп или ГБО придется пройти определенную процедуру.
То, что каждый владелец автомобиля мог с ним сделать в сервисе, не затрачивая на это много времени, теперь обязан согласовать в специализированной технической лаборатории. Далеко не факт, что она одобрит установку оборудования, что повлечет за собой бюрократию и коррупцию.
Специальные технические лаборатории начинают диктовать свои правила, что можно, а что нельзя водителю установить на собственное ТС. Чтобы осуществить тюнинг, нужно провести определенные экспертные испытания и документально оформить вводимые технические изменения.
1. Из чего состоит багажник?
Основными несущими частями багажника являются перекладины-поперечины и стойки-опоры с крепежными устройствами. Кроме этого, в систему багажника входят различные навесные приспособления для крепления и перевозки грузов и спортинвентаря.
2. Багажник можно ставить только на крышу?
Самый распространенный вариант – это, конечно, установка именно на крышу. Но есть и специальные багажники, которые навешиваются на заднюю дверь универсала, хэтчбека, внедорожника или мини-вэна. Такие системы, предназначенные для перевозки велосипедов, виндсерфа и пр., сейчас становятся все популярнее – они достаточно удобны и выглядят стильно.
Есть «задний» вариант и для седанов: подобный «верхнему», но поменьше размерами багажник ставится на крышку багажного отсека.
Наконец, получил распространение и задний багажник-«площадка», который ставится на фаркоп либо крепится на его место.
3. Как багажник крепится к кузову?
Существуют несколько систем, зависящих от конструкции самого автомобиля. Наиболее распространенный сейчас вариант крепежа – установка багажника в штатные «лючки» на крыше (они есть почти на всех иномарках). В большом ходу система с релингами – продольными опорами, на которые ставятся поперечины. Их можно закрепить и в штатных лючках либо привернуть саморезами к кузову.
Для тех автомобилей, где лючков в крыше нет, разработана система крепления «под дверь», в которой опора цепляется за проем. Такое крепление используют и на «задних» багажниках, которые навешиваются на дверь.
Для внедорожников предлагается еще один вариант – крепление багажника на кронштейн запасного колеса. Для ВАЗ (кроме 2110 и 2112), ГАЗ, УАЗ и , а также ряда старых иномарок применяют крепление за желоб водостока над дверями.
4. Смогут ли посторонние снять багажник и украсть его?
У нас могут все! Впрочем, производители сейчас выпускают модели, где крепеж опоры к кузову или релингу запирается на ключ. Но, в целом, сохранность багажника зависит от качества установленной на автомобиль сигнализации.