Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое котировки в госзакупках простыми словами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.
Требования к проведению электронного запроса котировок
Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях, если:
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей;
- годовой объЁм закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей.
Независимо от НМЦК и годового объёма закупок заказчик проводит запрос котировок в случае осуществления:
- закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
- закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона №44-ФЗ;
- закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
- закупок лекарств, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии в количестве, необходимом для лечения;
- закупок спортинвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской или паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд России, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
- закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физ. и (или) юр. лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
- закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пример неуказания корсчета
В котировочной заявке на поставку фанеры участник не указал корреспондентский счет, за что заявка была отклонена. Обжаловать отклонение в ФАСе участнику не удалось, поскольку ФАС приняла сторону заказчика, сославшись на пункт 15 Приложения 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», указан корреспондентский счет как один из обязательных банковских реквизитов.
- Если участник по ошибке укажет в предложении цену выше НМЦК запроса котировок (хоть на одну копейку) его заявка будет неизбежно отклонена заказчиком. В таком случае участнику не стоит даже пытаться обжаловать ее в ФАС. Также необходимо расписывать цены по позициям, если позиций закупки несколько. Сумма цен по позициям при проверке должна получиться равной цене котировочного предложения.
Пример не предоставления декларации СМП
В составе котировочной заявки для субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку гвоздей участник (ИП) не представил ни декларации об отнесении его организации к субъектам малого предпринимательства, ни выписки из реестра МСП. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе участник успеха не добился – комиссия ФАС подтвердила необходимость предоставления такой декларации, в которой ИП должен был подтвердить выполнение условий его отнесения к субъектам СМП, согласно статье 4 закона от 27.07.2007 г. № 209 ФЗ г.
- Анализируя котировочное извещение участнику всегда следует обращать внимание на наличие запретов на поставку товаров из иностранных государств, а также приоритета на поставку товаров российского происхождения. В случае установления таких запретов участнику может потребоваться предоставление дополнительных документов, например, декларации о российском происхождении товаров, сертификатов соответствия и т.д. В противном случае заявка будет отклонена. Но это ещё полбеды. В определенной ситуации опасней выглядит неуказание страны происхождения товара при подаче заявки с установленным приоритетом российских товаров над зарубежными. Заявка не будет отклонена, но комиссия заказчика будет считать, что участник предлагает зарубежные товары со всеми вытекающими отсюда последствиями: при заключении контракта в случае победы победитель потеряет 15% от НМЦК и может «уйти в ноль», а то и «в минус».
Специальные требования в запросе котировок
Заказчик может установить и специальные требования, например, год выпуска не ранее 2019. Такое часто наблюдается в котировочной документации на поставку измерительных приборов. Приборы точно таких же моделей выпускались еще в советские времена и заказчик не хочет приобретать приборы, пролежавшие на складах десятки лет. Так что здесь вы не сэкономите, а только потеряете, поскольку, обнаружив, что год выпуска, например, амперметров не 2019, а, скажем, 1989, заказчик откажется принимать старые «новые» приборы и вам придется, чтобы не угодить в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) повторно закупать для него партию амперметров по гораздо более высокой цене. Амперметры 1989 года выпуска останутся вам на память.
Бумажные запросы котировок
Еще меньшие снижения наблюдаются по результатам бумажных запросов котировок, ввиду нежелания многих потенциальных участников возиться с подготовкой заявки. Поэтому есть определенный смысл выискивать в информационной системе заявки на бумажные запросы котировок. Но такие запросы котировок размещаются заказчиками все реже и реже.
Вскрытие конвертов с заявками на запросы котировок, проводимых по 223-ФЗ производится келейно, за закрытыми дверями. Заказчик не обязан допускать вас к процедуре вскрытия.
Не забывайте о том, что запрос котировок может проводиться с ограничениями на поставку товаров из зарубежных стран. И хотя китайские товары дешевле российских, учтите, что подсунуть их заказчику такого запроса котировок в случае победы не удастся.
Подготовка заявки на запрос котировки
Теперь настает пора подготовки заявки. Если запрос котировок проводится в бумажном виде, заполните все формы, предложенные заказчиком в документации, поставьте подписи и печати. Проколов в листах документации отверстия дыроколом, сшейте ее. На оборотной стороне приклейте узел бумажной этикеткой с указанием даты, названия организации и фамилии генерального директора. На этикетку поставьте оттиск печати, так чтобы она частично выходила за края этикетки.
Все страницы пронумеруйте. Нумерацию лучше делать сквозной, если иное не указано в документации заказчика. Составьте опись документов, уложите ее вместе с документацией в конверт формата А4 и плотно заклейте его. По линии приклейки клапана целесообразно поставить несколько оттисков печати.
На конверте укажите адрес заказчика, ФИО ответственного, его контакный телефон. На конверте также целесообразно сделать надпись: «не вскрывать до хх часов хх минут.
Конверт отвезите в канцелярию заказчика и передайте его представителю под роспись. Либо отправьте конверт заказчику по почте, если времени до завершения срока подачи достаточно, либо отправьте с курьером, если его мало.
Как признать запрос несостоявшимся
Запрос котировок по 44 ФЗ можно признать несостоявшимся при наличии на то достаточных оснований, таких как:
- не поступило заявок;
- заявка оказалась единственной;
- комиссия решила, что все заявки требуется отклонить;
- единственный участник торгов соответствует в итоговом протоколе всем требованиям из извещения о закупке.
Обязанность заказчика:
- сделать единственного победителя своим поставщиком или подрядчиком;
- заключить с ним контракт;
- сама закупка получит статус несостоявшейся.
Запрос котировок – это способ размещения заказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным Заказчиком требованиям.
Данным способом закупаются товары, работы или услуги для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, за исключением отдельных положений 44-ФЗ.
Это самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена, опыт участника и срок его регистрации не имеет никакого значения, обеспечение заявки также не требуется. Вот основные причины, почему эта процедура так популярна среди поставщиков.
То есть принимать участие в запросах котировок можно практически с абсолютного нуля и с минимальными финансовыми вложениями. Запросы котировок проводятся на разные суммы, начиная от нескольких сотен рублей и заканчивая 500 тысячами рублей. Поэтому вы легко сможете найти для себя закупку “по размеру”.
Рассмотрение и оценка заявок на участие
Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок опирается на нормы ст. 78 44-ФЗ. Порядок рассмотрения поданных заявок на участие в бумажный запрос котировок опирается на следующие положения:
- В обозначенный день котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие. При желании участники запроса котировок могут присутствовать при процедуре вскрытия конвертов на участие в закупке, и заказчик должен предоставить им данную возможность (по ч. 2 ст. 78 44-ФЗ).
- Перед вскрытием конвертов с заявками на участие котировочная комиссия объявляет о возможности подачи заявок другими участниками. Но если участник уже ранее подал заявку и не отозвал ее, то все его заявки на участие в запросе котировок не рассматриваются и возвращаются.
- Заказчик должен обеспечить процесс аудиозаписи вскрытия конвертов. В ходе рассмотрения заявок на участие в закупке побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену. Если две и более заявок содержат одинаковые цены, то побеждает участник, сделавший предложение первым.
Как разработать документы
Для того чтобы провести электронный запрос котировок, необходимо подготовить:
- извещение;
- проект контракта.
Извещение подаётся в установленной форме с обязательным указанием следующей информации:
- адрес той электронной торговой площадки, на которой будут проводиться торги;
- цена контракта и её экономическое обоснование;
- календарная дата, когда прекращается приём заявок на участие;
- календарная дата проведения оценок поданных заявок;
- календарная дата выбора победителя;
- реквизиты предприятия и подробная информация о контрактном управляющем;
- подробное описание объекта предстоящей сделки;
- требования, которые заказчик предъявляет к потенциальным поставщикам, и которым они должны соответствовать.
Электронный запрос котировок — удобный способ выбора поставщика, подходящего по расценкам и качеству. Для поставщиков этот способ также удобен, но имеет один минус — участвовать в запросе котировок может любой поставщик, что существенно повышает конкуренцию.
Для успешного участия в торгах путём электронного запроса котировок или другими способами предлагаем воспользоваться услугой «Астрал.Тендер». Это комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам. Можно выбрать один из трёх вариантов работы: получить доступ к бесплатным онлайн-урокам и разобраться во всех тонкостях закупок самостоятельно, пройти платное обучение с обратной связью или воспользоваться услугой тендерного сопровождения — отдать процесс ведения тендеров и закупок на аутсорс и получать готовые сделки.
Определение победителя
Поставщик предлагает цену контракта в своей заявке. В отличие от электронного аукциона, уходить в минус и доплачивать заказчику за получение контракта нельзя. Про «переход через ноль» мы писали в этой статье.
В запросе котировок есть смысл участвовать, если доходы от заключения контракта превышают расходы, связанные с его заключением. Если вы установите слишком низкую цену на свои услуги и победите, придется исполнять контракт по этой цене, иначе попадете в РНП. Отозвать и скорректировать свою заявку можно, только если заказчик что-то поменял в извещении.
Если несколько участников предложили одну и ту же самую низкую цену, победителем признается тот, чья котировочная заявка поступила раньше. Это правило рождает дилемму в случае подачи заявки:
В объявленный день заказчик вскрывает все конверты одновременно. Все участники запроса котировок вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 2 ст. 78 44-ФЗ), делать аудио- и видеозапись.
Доступ к электронным заявкам ЭТП открывает одновременно в указанный в извещении срок. Электронные заявки рассматриваются на следующий рабочий день после окончания срока подачи заявок.
Составление протокола
После рассмотрения заявки готовится итоговый протокол. Его должны подписать все члены котировочной комиссии и отправить оператору ЭТП в день окончания срока рассмотрения заявок.
Протокол заполняется стандартно:
- время, дата, время рассмотрения заявок;
- идентификационные номера заявок;
- отклоненные заявки с указанием причин;
- решение каждого члена комиссии в отношении каждой заявки.
Оператор ЭТП присваивает каждой заявке, которая не была отклонена заказчиком, порядковый номер, начиная с самой меньшей предложенной цены (это будет заявка № 1). Если в нескольких заявках будут поданы одинаковые ценовые предложения, то первый номер присваивается той заявке, которая поступила раньше других заявок с такой же ценой.
Победителем запроса котировок становится участник, который:
- предложил наименьшую цену ТРУ;
- соответствует требованиям котировочной документации;
- получил первый порядковый номер заявки.
По итогам ранжирования заявок по цене оператор ЭТП вносит в протокол сведения о выигравшем участнике, об участнике запроса котировок, предложивших в заявке цену контракта такую же, как и победитель, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем условий.
После того, как оператор электронной площадки подготовит протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, он направляет его в ЕИС в течение 1 часа с момента получения протокола от заказчика.
Регламентированные сроки
Говоря о запросе котировок в электронной форме, 44-ФЗ дает четкие сроки, о которых необходимо знать каждому поставщику. Эти сроки касаются участника, заказчика и оператора ЭТП. Все сроки, связанные с участием в ЗКЭФ собраны в таблице:
Этап | Срок | Ссылка на 44-ФЗ |
Публикация в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта | Не менее, чем за 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок на участие в процедуре | ч.1 ст.82.2 |
Внесение корректировок в извещение | Не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок | ч.4 ст.82.2 |
Публикация в ЕИС сведений о внесенных корректировках в документацию | В течение 1 рабочего дня с момента внесения корректировок | ч.4 ст.82.2 |
Продление срока подачи заявок | Срок продлевается таким образом, чтобы до даты окончания этапа подачи предложений оставалось не менее 5-ти рабочих дней | ч.4 ст.82.2 |
Подтверждение оператором ЭТП получения заявки от участника | В течение часа с момента получения | ч.5 ст.82.3 |
Возврат заявки участнику, если она не соответствует установленным требованиям | В течение часа с момента передачи предложения участника на ЭТП | ч.6 ст.82.3 |
Отзыв заявки участником | Не позднее даты и времени окончания срока подачи предложений | ч.12 ст.82.3 |
Передача всех полученных заявок заказчику | В течение часа с даты и времени окончания срока подачи заявок | ч.11 ст.82.3 |
Рассмотрение полученных заявок комиссией заказчика | В течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе котировок | ч.1 ст. 82.4 |
Составление и подписание комиссией итогового протокола оценки заявок | Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок | ч.5 ст.82.4 |
Публикация итогового протокола на ЭТП | Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок | ч.6 ст.82.4 |
Если запрос котировок признается не состоявшимся по основаниям ч.14 ст.82.3 или ч.9 ст. 82.4, то срок подачи заявок продлевается | На 4 рабочих дня | ч.1 ст.82.6 |
Публикация заказчиком на ЭТП проекта контракта без своей подписи | В течение 5-ти дней с момента публикации итогового протокола закупки | ч.2 ст.83.2 |
Подписание проекта контракта победителем электронного запроса котировок | В течение 5-ти дней с даты размещения на ЭТП проекта контракта без подписи заказчика | ч.3 ст.83.2 |
Подготовка и публикация выигравшим закупку участником протокола разногласий | В течение 5-ти дней с момента публикации заказчиком проекта контракта | ч.4 ст.83.2 |
Ответ заказчика на протокол разногласий | В течение 3-х дней с момента размещения победителем протокола разногласий | ч.5 ст.83.2 |
Подписание контракта победителем после рассмотрения заказчиком протокола разногласий | В течение 3-х рабочих дней с даты размещения ответа на протокол разногласий | ч.6 ст.83.2 |
Подписание договора заказчиком | В течение 3-х рабочих дней с момента подписания контракта победителем запроса котировок | ч.7 ст.83.2 |
Общий срок заключения договора | Не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки | ч.9 ст.83.2 |
Заказчик может отменить запрос котировок без объяснения причин не менее, чем за два дня до объявления результатов процедуры. В таком случае он обязан уведомить участников путём размещения соответствующей информации в открытом доступе.
Для отмены в обязательном порядке издаётся приказ, где указывается вся информация об отменённом запросе. Он также должен быть опубликован в общем доступе.
После принятия решения об отмене заказчик обязан в течение суток изменить свой план-график закупок. Запрос котировок считается отменённым с момента публикации соответствующего уведомления.
Запрос котировок — это не самая распространённая, но довольно удобная процедура, позволяющая быстро определить поставщика. Требования к её проведению во многом мягче, чем к аукциону или конкурсу, поэтому в ближайшее время стоит ожидать увеличение количества закупок, для которых выбор поставщика будет происходить именно таким образом.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ЗАПРОСА КОТИРОВОК И РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ СРОКИ
Процесс определения поставщика с помощью запроса котировок делится на несколько, законодательно регламентированных процедур
Сроки размещения извещения в ЕИС
-При НМЦК менее двухсот пятидесяти тысяч рублей, извещение размещается не менее, чем за четыре дня до момента завершения срока подачи заявок.
-При НМЦК превышающем двести пятьдесят тысяч рублей, извещение размещается на менее, чем за семь рабочих дней до момента завершения срока подачи заявок.
Часть 1-я статьи 74 44-ФЗ
— Внесение изменений в документации о запросе котировок или решение о отмене процедуры запроса котировок разрешается не позднее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
-Опубликовать новую версию документации можно, в течении 1-го рабочего дня с момента принятия решения о внесении изменений.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ
После внесения изменений в документацию, срок окончания подачи предложении должен быть продлён на четыре или семь дней в зависимости от НМЦК закупки.
Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ