Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пользоваться электронным полисом ОСАГО?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Часто у тех водителей, которые оформляют электронный полис ОСАГО, возникает вопрос: зачем было оформлять виртуальное свидетельство, если его всё равно нужно распечатать? Возможность оформления страхового свидетельства с помощью Интернета была создана для комфорта приобретения страховки и для разгрузки страховых компаний.
Поэтому, не стоит воспринимать электронное свидетельство ОСАГО как виртуальную документацию. Виртуальным остается только процесс его получения, сам же документ должен быть реальным. Водителю обязательно следует возить с собой бумажную копию, чтобы не столкнуться с возможными проблемами от сотрудников ГИБДД. Это установлено правилами дорожного движения. Каждый водитель обязан иметь с собой и предоставлять на проверку страховой полис ОСАГО в физическом варианте.
Когда нельзя оформить Е-ОСАГО
Вы не получите электронный полис в следующих случаях:
- Если приобрели новый автомобиль, сведений о котором нет в базе РСА. Вы вправе получить Е-ОСАГО только через год после оформления полиса в общем порядке.
- Владелец ТС — начинающий водитель и приобретает электронный полис впервые.
- Марка автомобиля отсутствует в перечне базы РСА.
- После покупки вы ещё не поставили на учет подержанный автомобиль, поэтому информации о том, что являетесь новым владельцем ТС, в базе РСА нет.
- Машина не прошла техосмотр, нет диагностической карты, сведения о которой вносятся в базу данных ЕАИСТО.
- Водитель сменил паспорт, водительское удостоверение, регистрационные знаки, свидетельство о регистрации ТС, прописку, а новые сведения не внесены в базу РСА.
Какие проблемы могут возникнуть при оформлении Е-ОСАГО?
Решив застраховаться через инет, будьте готовы к сложностям, которыми может сопровождаться данный процесс.
К самым распространенным проблемам в оформлении электронной версии ОСАГО относятся:
- Отсутствие подтверждающей информации от системы АИС. Почему получается эта проблема и как ее устранить? Возможно, все дело в том, что нужная информация не была внесена вообще, была введена с ошибкой или же в программе возник сбой. А без этого подтверждения вы просто не сумеете заполнить заявление и воспользоваться услугой автострахования;
-
Тщательная проверка. Чтобы купить страховку ОСАГО через интернет, вам не нужно предоставлять в офис никаких документов. Однако это не значит, что страховая фирма не выполнит всестороннюю проверку данных клиента через собственную базу.
Обязательной проверке подлежат данные об авто (дата получения документов, год выпуска, водительские права, прохождение техосмотра и т. д.) и сведения о водителе (водительский и безаварийный стаж).
Иногда проверка может прекратиться (причем на любой из стадий) по причине отсутствия какой-либо информации. При этом сам владелец машины даже не догадывается о том, что его вовремя пройденный техосмотр не отобразился в программе и стал главным препятствием для выдачи электронного ОСАГО;
- Технические ошибки. Решив страховать машину в сети, будьте очень внимательны – все неточности, допущенные во время заполнения заявления, станут поводом для отказа в получении страховки (как электронной, так и бумажной). В ответ на запрос компании система АИС выдаст справку о том, что водителя с такими данными просто не существует;
- Невозможность оформления Е-ОСАГО по доверенности. Сегодня онлайн оформлением страхового полиса может заниматься только хозяин машины;
- Страхование нового автомобиля. Информация в систему АИС поступает только после того, как транспортное средство пройдет регистрацию в ГИБДД. Во всех остальных случаях она просто отсутствует. Это значит, что покупку полиса для новой машины можно совершить только при личном встрече со страховым агентом;
- Высокая вероятность попасть в цепкие руки посредников. Если вы планируете купить ОСАГО дешево, то помощь других людей в заполнении документов вам будет совершенно ни к чему. Но это еще не все! В обязанности посредника войдет и оплата услуг страхования от вашего имени. При этом сам автомобилист не получает никакой гарантии того, что его персональными и банковскими данными не завладеют мошенники;
- Региональная привязка. Согласно действующему законодательству, вы не сможете заказать электронный полис в той или иной компании, если в регионе вашего проживания нет ее официального представительства. Проверить доступность подобных услуг можно еще на начальной стадии оформления документации (при заполнении бланка);
- Технические проблемы на интернет-сайтах СК. Пользователи довольно часто сталкиваются не только с банальным зависанием портала, но и с длительной проверкой данных в РСА, полной остановки работы ресурса и другими неприятными моментами.
В 2023 году для расчета стоимости ОСАГО используются новые базовые значения. Они введены в действия для всех категорий автотранспорта. Законодательство установило самую низкую и максимальную величину показателя. Каждый страховщик может выбрать любой устраивающей его тариф ОСАГО с 1 января 2023 из заданного диапазона.
- Цветовая гамма бланка. Цвет бланка, который выдается сейчас стал розовым, а раньше он был зеленым.
- Графическое оформление нового ОСАГО также претерпело изменения и полис благодаря этому получил доп. защиту от фальшивок.
- Шрифт текста, в новом бланке буквы и графы, в которые вносится информация стали более большими и комфортными для чтения.
- Новый полис имеет наибольшую степень защиты от фальшивок. Теперь металлизированная полоска имеет надпись «полис». Водяные знаки также поменялись и стали более крупными.
- В новом полисе сейчас имеется qr-код.
Подделывают такие бумаги при помощи разных йодистых составов или перекиси. При помощи такой химии вытравливаются надписи написанные при помощи шариковой ручки и на их место вносится иная информация – зрительно такую подделку отличить от оригинального документа довольно тяжело.
Что предъявляется инспекторам ДПС?
Чем отличается от каско
Помимо узора на бланке имеется еще и водяной символ с эмблемой РСА. Собственником и человеком осуществляющим страхование страхователем может быть как одно и то же лицо, так и различные лица подробнее о том, кто такой страхователь и собственник в полисе, мы рассказывали здесь. ВАЖНО! В базе РСА ведется учет всех выданных бланков и их серийных номеров.
Чем дольше водитель избегает аварий, тем ниже КБМ и дешевле полис.
В 2023 году для расчета стоимости ОСАГО используются новые базовые значения. Они введены в действия для всех категорий автотранспорта. Законодательство установило самую низкую и максимальную величину показателя. Каждый страховщик может выбрать любой устраивающей его тариф ОСАГО с 1 января 2023 из заданного диапазона.
Комплект документов, требующихся для оформления полиса посредством мировой сети, тот же самый, что и для обычного оформления страховки. Нет необходимости сканировать документы, система самостоятельно проверит достоверность предоставленной информации.
Перечень документов:
- паспорт владельца автомобиля;
- паспорт страхователя в случае если автомобиль не личный;
- удостоверение на право вождения собственника при оформлении неограниченного полиса, а также других допущенных водителей;
- паспорт автомобиля или свидетельство о его регистрации;
- диагностическая карта.
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2023-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2023-ом году, так и в нынешнем 2023-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
- Повышение лимитов и отмена учета износа
Как только автомобиль забирают из салона, он начинает стареть, рассказал Воропаев. Если человек через условное время попал в ДТП, то этот амортизационный износ рассчитывается как стоимость выплаты за аварию, если вы выбираете деньги. Отмена износа важна в том случае, когда гражданин в качестве компенсации выбирает денежную выплату.
— В этом случае нужно считать выплату без учета износа. То есть ту же стоимость, которую компания должна была бы выплатить деньги за ремонт в салоне, — объяснил он.
Автоюрист обратил внимание, что стоимость компенсации по ОСАГО не может превышать 50 процентов от износа машины.
— Кроме того, пострадавший получает сумму за повреждения автомобиля, которая рассчитывается по единой методике. Она предполагает выплаты в два-три раза меньше, чем ему необходимо для ремонта, — уверен Воропаев.
- Штрафы с камер и ДТП без справок
Александр Баклушин рассказал, что особенность этого нововведения в том, что часть водителей не защищены от ситуации, когда в них врезается водитель без полиса ОСАГО.
— В этом случае потерпевшему приходится обратиться в суд. А учитывая то, что у виновного не было средств для оплаты ОСАГО, скорее всего, компенсация, назначенная судом, будет невысокой, — предположил Баклушин.
Почему выпускают новые бланки
В финансовой сфере не исключением является мошенничество. С появлением ОСАГО мошенники стали подделывать бланки и продавать их автолюбителям. При наступлении страхового случая пострадавший водитель с фальшивым полисом ничего не мог получить, и был вынужден компенсировать расходы за свой счет. Поэтому со стороны государства стали применяться меры, для защиты бланка.
В результате изменений:
- изменяли серия: ААА, ВВВ, ССС, ЕЕЕ и т.д.
- менялся цвет бланка ОСАГО
- вводились новые степени защиты
Каждый выпущенный бланк:
- имеет уникальный номер
- зарегистрирован в базе РСА
- подотчетно передан страховщику
- при утере должен быть зарегистрирован на портале РСА в соответствующем разделе
Что касается электронного документа, то визуально он ничем не отличается от привычного бумажного документа.
Электронный продукт сразу стал пользоваться спросом. Востребованность финансового продукта объясняется многочисленными его плюсами.
Преимущества:
Прозрачные условия | Клиент может визуально посмотреть все коэффициенты, которые использовались для расчета премии. Благодаря этому можно проверить корректность примененного КБМ и других показателей. |
Выбор | Автолюбитель сам принимает решение, на какой период купить защиту, когда продлить и кого допустить к управлению. |
Нет дополнительных услуг | Для большинства водителей это главный плюс. Не секрет, что лично сложно купить ОСАГО без дополнительного страхования жизни и здоровья. Его стоимость составляет несколько тысяч рублей. |
Экономия времени | Не нужно подстраиваться под график работы финансовой компании и ждать своей очереди. При онлайн оформлении вы всегда первый и единственный клиент. |
При всех преимуществах у электронного документа есть ряд недостатков. Изучить их лучше перед покупкой.
Недостатки:
Технический осмотр | Нельзя купить ОСАГО для транспорта, который не прошел технический осмотр. В офисе страховщики предлагают свои услуги, для прохождения осмотра. |
Изменения | Не все страховщики предлагают вносить изменения в онлайн-режиме. |
Расторжение | Вернуть деньги можно только после личного обращения в офис и предоставления пакета документов. |
Оплата | Доступна только по банковской карте. Только единицы принимают к оплате Яндекс. Деньги. |
Нужно ли возить с собой бумажный бланк
Разрабатывается новая система защиты подлинностиСтрахователем может быть любой человек, даже не владелец авто. Но в графе о собственнике указывается именно собственник. Информация о машине вносится строго по документам. Указывается цель использования ТС – для личной или учебной езды, аренда и пр. ПОДРОБНЕЕ Рассчитываем коэффициент возраста и стажа для полиса ОСАГО. ВНИМАНИЕ! Собственником и человеком осуществляющим страхование(страхователем) может быть как одно и то же лицо, так и различные лица (подробнее о том, кто такой страхователь и собственник в полисе, мы рассказывали здесь).
Коэффициенты страховых тарифов
1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Территория преимущественного использования ТС | Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин | Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
---|---|---|
Москва | 1,8 | 1,16 |
Московская область | 1,56 | 1 |
Санкт-Петербург | 1,64 | 1 |
Ленинградская область | 1,24 | 0,84 |
Екатеринбург | 1,64 | 1 |
Уфа | 1,64 | 1 |
Якутск | 1,16 | 0,76 |
Краснодар, Новороссийск | 1,64 | 1 |
Пермь | 1,8 | 1,16 |
Владимир | 1,48 | 1 |
Что влияет на стоимость ОСАГО?
- Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
- Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
- Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
- Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
- Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.
В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.
Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.
Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.