Физические лица: обязанность оснащения тахографами ТС и что будет если…

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Физические лица: обязанность оснащения тахографами ТС и что будет если…». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Установка контрольного прибора на Газель

Если по закону Газель или ее модификацию нужно оборудовать тахографом — избежать процедуры не получится. Самостоятельно ставить контрольные приборы нельзя — даже если вы все сделаете правильно, то без соответствующего оборудования и разрешений не выйдет выполнить:

  • Активацию;
  • калибровку;
  • пломбировку.

Именно по этой причине процесс установки с последующей активацией поручают организациям, у которых есть лицензия ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием (в СПб есть несколько таких компаний). Они могут проводить все манипуляции на законных основаниях, и потому в дальнейшем претензии со стороны надзорных органов возникать не будут.

В некоторых модификациях Газелей уже предусмотрено место для монтажа самописца. Если такой ниши нет — в машине крепится специальный короб для размещения прибора. После установки короба работы выполняются по такой схеме:

  1. Оборудование подключают к бортовой сети для обеспечения питания.
  2. К прибору подключают датчик скорости и другое периферическое оборудование.
  3. Корпус тахографа и все места подключений пломбируют — это дает возможность избежать любых вмешательств в работу или конструкцию прибора.

Штрафы за отсутствие контрольных приборов

Все штрафные санкции можно разделить на две группы. Первая группа касается нарушения правил лицензирования. Для получения лицензии необходимо установить тахографы на все ТС, внесенные в реестр, а перевозка пассажиров без разрешения наказывается:

  • Конфискацией ТС (обычно при повторном нарушении).
  • Штрафом для должностных лиц до 50 тысяч, и для юридических лиц до 400 тысяч.
  • Приостановкой деятельности компании на срок до 90 дней.

Если же лицензия оформлена, но ТС вышло в рейс без тахографа или с неисправным прибором, либо водитель нарушил правила использования устройства, то штрафы накладываются в соответствии с КоАП (статья 11.23):

  • Для водителя или иного лица, допустившего нарушение – от тысячи до 3 тыс. рублей.
  • Для ответственного сотрудника либо предпринимателя – 5-10 тыс. рублей.

Установка контрольного прибора на Газель

Если по закону Газель или ее модификацию нужно оборудовать тахографом — избежать процедуры не получится. Самостоятельно ставить контрольные приборы нельзя — даже если вы все сделаете правильно, то без соответствующего оборудования и разрешений не выйдет выполнить:

  • Активацию;
  • калибровку;
  • пломбировку.

Именно по этой причине процесс установки с последующей активацией поручают организациям, у которых есть лицензия ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием (в СПб есть несколько таких компаний). Они могут проводить все манипуляции на законных основаниях, и потому в дальнейшем претензии со стороны надзорных органов возникать не будут.

В некоторых модификациях Газелей уже предусмотрено место для монтажа самописца. Если такой ниши нет — в машине крепится специальный короб для размещения прибора. После установки короба работы выполняются по такой схеме:

  1. Оборудование подключают к бортовой сети для обеспечения питания.
  2. К прибору подключают датчик скорости и другое периферическое оборудование.
  3. Корпус тахографа и все места подключений пломбируют — это дает возможность избежать любых вмешательств в работу или конструкцию прибора.

Чтобы прибор корректно работал, его нужно откалибровать и настроить. При этом сотрудники сервисного центра устраняют погрешности измерения и вводят в память тахографа основные параметры ТС. Также обязательно активируется криптографический модуль, который отвечает за шифрование поступающих в тахограф данных.

Нужен ли тахограф на газель.

У меня газель, нужен ли тахограф? Давайте рассмотрим подробнее, в каких случаях нужен тахограф для газели:

  • Я занимаюсь перевозкой грузов на газели как физическое лицо. В этом случае ставить тахограф не нужно. Вы можете схлопотать штраф за предпринимательскую деятельность без регистрации, но это уже другая история:)
  • Я управляю маршрутным такси до 7 пассажирских мест в пределах городской зоны. Тахограф не нужен.
  • Газель от 7 пассажирских мест — тахограф нужен. Чтобы было понятно, посадочные места подразумевают и водительское место. Посадочных 8, пассажирских -7.
  • У моей газели есть прицеп — тахограф не нужен. Опять же, речь идет о тех ТС, г/п которых до 3,5 тонн.
  • Я ИП и использую газели для коммерческой перевозки грузов, мне нужно ставить тахографы на все машины? Здесь нужно остановиться поподробней, чтобы избежать двусмысленности.
  • Вы владелец грузового ТС, предприниматель, но не ведете коммерческую деятельность (грузоперевозки), связанную с эксплуатацией грузовиков. Тахограф не нужен
  • Вы ИП или юр.лицо, занимающееся грузовыми перевозками. Тахограф обязателен.(Как выйти из этой ситуации? Оформить газельку на физ.лицо. Но тут тоже спорный вопрос. Оформите вы машину на водителя, а он уволится и «уведёт» машину за собой.
  • На моих Газелях есть ГЛОНАСС, зачем мне тахограф? К сожалению, ГЛОНАСС не отменяет необходимости установки тахографа.
  • Я сдаю грузовые Газели в аренду частникам для личных целей, нужен ли тахограф?

На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.

К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.

Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.

Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.

А штрафовать будут просто за отсутствие тахографа или за отсутствие тахографа СКЗИ?

Из-за того что в новой редакции ст. 11.23 КоАП исчезнет буквальная формулировка «управление транспортным средством … с несоответствующим установленным требованиям тахографом», у некоторых представителей отрасли возникло предположение, будто штрафовать будут просто за отсутствие тахографа, а не тахографа с блоком СКЗИ.

Однако на самом деле в новой версии статьи будет положение, которое звучит следующим образом: «Управление транспортным средством … с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа». А к этим нормативно-правовым актам как раз таки относятся уже не раз упомянутые Приказы №273 и №36, посвященные аккурат тахографам СКЗИ.

Исключение составят разве что грузовые автомобили, работающие в международном сообщении: в них стоят контрольные устройства по ЕСТР.

Тахографы бывают двух типов: круглые, устанавливающиеся в гнездо спидометра, и устройства радиоформата, которые устанавливаются в место для автомагнитолы. Различаются цифровые и электронно-механические тахографы (аналоговые) тахографы. Приборы аналогового образца на сегодняшний день в России запрещены, поскольку они не оборудованы криптозащитой. Цифровые аппараты фиксируют все данные посредством встроенной памяти. Полученная информация надежно защищена от несанкционированного доступа, и обмануть подобный прибор практически невозможно. Доступ к памяти тахографа цифрового типа можно получить только при помощи специальных карт: личная карта водителя, карта мастерской, где обслуживается тахограф, карта инспектора, карта транспортной компании.

Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:

  • на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
  • присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
  • установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
  • на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
  • корпус изделия цел;
  • у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.

Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2021 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Кому не нужен тахограф?

Не надо устанавливать тахографы на:

  1. Грузовой и пассажирский транспорт международных перевозок, если они уже имеют аналогичные приборы европейского образца.
  2. Троллейбусы всех видов.
  3. Автомобили экстренных служб, в т.ч. проводящих оперативно-следственные мероприятия.
  4. Военные ТС.
  5. Автомобили органов, контролирующих техсостояние машин.
  6. Ретро-авто, если их год выпуска был 30 или более лет назад, ТС оборудовано оригинальными кузовом / рамой / двигателем, и не используется в коммерческих целях.
  7. Некоторые виды специальных автомобилей, включая автокраны, сельхозтехнику и многое-многое другое.

Именно в последнем пункте и сосредоточены многие сложности. Рассмотрим их более подробно. Не должны устанавливать тахограф:

  • автокраны;
  • автоэвакуаторы;
  • автобетононасосы / бетоносмесители;
  • автомобили коммунальщиков и дорожников;
  • перевозчики денежной выручки;
  • ТС, оборудованные подъемными платформами;
  • автолавки;
  • передвижные медицинские комплексы / лаборатории;
  • молоковозы, скотовозы, птицевозы;
  • сельхозтехника, используемая по назначению в рамках своего или соседних муниципальных образований;
  • учебные автомобили;
  • ТС, проходящие испытания;
  • передвижные телестудии.

Напомним, это лишь часть общего перечня. Но именно в этих пунктах и сосредоточены сложности, основные из которых рассмотрим отдельно в виде «вопросов-ответов».

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки;
  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца»;
  • Военных транспортных средств;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Автомобили, оснащенные тахографами старого образца (до 8 ноября 2013 года).

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июня 2019
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Как наша компания выполняет работы

Чтобы избежать претензий со стороны контрольных органов, нужно позаботиться о том, чтобы к вступлению в силу нововведений в законодательстве грузовик, автобус или микроавтобус были оборудованы тахографом установленного образца. И если транспортные компании хорошо знакомы с процедурой, то физическим лицам придется осваивать все тонкости и нюансы.

Монтаж, калибровку и активацию тахографов в РФ могут производить только организации, у которых есть все необходимые разрешения на работу с криптографическим оборудованием. В Санкт-Петербурге оснастить принадлежащий частному лицу транспорт бортовым самописцем вы можете в нашей компании.

У нас:

  • Большой выбор тахографов СКЗИ.
  • Полный цикл работ – от подготовки автомобиля к установке устройства до калибровки прибора и активации блока СКЗИ.
  • Если нужно – есть возможность настройки и ремонта контрольной аппаратуры.

Поручив оборудование техники самописцем нашим специалистам, вы минимизируете расходы на выполнение нормативных требований к ТС физических лиц. А после установки тахографа машину можно будет эксплуатировать без ограничений, не опасаясь претензий и штрафов.

Кому не надо ставить тахограф

Также этот список можно продолжить следующими видами машин:

  • Автомобили городского общественного транспорта: троллейбусы.
  • Автотранспорт, использующийся с целью международного сообщения с аппаратами «Европейского образца».
  • Машины военнослужащих.
  • Личные авто полиции, ФСБ, ФСИН.
  • Трактора.
  • Машины, которые «на ходу» длительное время, более 30 лет.
  • Автотранспорт автошкол.
  • ТС, необходимые для проведения дорожных испытаний.

Это далеко не весь перечень транспортных средств, предусмотрен еще один подраздел, организующий машины в группы по различным выполняемым работам:

  • Гудронаторы и краны с автоматическим механизмом управления.
  • Машины для экстренной медицинской помощи населению.
  • Эвакуаторная техника.
  • ТС для уничтожения очагов возгорания.
  • Транспортные средства для коммунальных служб и транспорт для целей нефтяных и газовых скважин.
  • Машины служб инкассации.
  • Автомобильные устройства с подъемниками и рабочими платформами.
  • Медицинские агрегаты на шасси.
  • Автолавки.
  • Микроавтобусы для целей обслуживания ритуальных услуг.
  • Автодома.
  • Машины с функцией бронирования салона.
  • Специализированные машины.
  • Грузовики категории С, которые необходимы производителям товаров сельскохозяйственного назначения.
  • Мобильные лаборатории, мастерские.
  • Подвижные машины для съемок репортажей и фильмов на колесах.

Ущемлены ли права физических лиц?

Требования оборудовать своё транспортное средство тахографом несёт исключительно контролирующий характер. Транспортные организации и индивидуальные предприниматели получают множество преимуществ: начиная от оптимизации маршрута передвижения и заканчивая контролем времени работы и отдыха.

В случае, если частное лицо не занимается коммерческой деятельность, ему следует иметь весомые доказательства для подтверждения некоммерческой деятельности. Наиболее популярная ситуация – обнаружение инспектором ГИБДД в кузове грузовика строительных материалов, которые частное лицо перевозило себе на дачу. В таком случае необходимо иметь накладную или чек на приобретённый товар.

Также бывает случай, когда грузовой автомобиль взят на временное использование у другого физического лица. В такой ситуации тахограф не нужен, однако водителю необходимо иметь ряд документов: договор на безвозмездную аренду, накладная на груз, доверенность на транспорт.

Однако стоит брать во внимание тот факт, что многие автолюбители злоупотребляют небольшой лазейкой (отсутствия в приказах положений, регулирующих деятельность частных лиц) в законодательстве и просто обманывают инспекторов. Такая ситуация подвигла органы власти всерьёз задуматься о том, чтобы запретить регистрацию грузовиков и автобусов на частников. Хотя основные предпосылки состояли не в обмане властей, а в участившихся ДТП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *