Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учётная политика предприятия на 2023 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
При формировании структуры документа целесообразно разделить его на две части: организационную и методологическую (методическую). В первой речь идет об технических, организационных вопросах учета. Указываются ответственные за учет лица, распределение их обязанностей, форма учета, например, «автоматизированная», с обозначением, какое программное обеспечение используется. Дается указание на рабочий план счетов в приложении к УП либо сам план счетов, в тексте. Даются пояснения, какими формами документов пользуется организация: унифицированными или разработанными самостоятельно. В тексте или в приложении должны приводиться используемые неунифицированные формы.
Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?
На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.
В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.
Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.
Должна ли организация оговорить в учетной политике все особенности, предусмотренные Налоговым кодексом?
Нет. В учетную политику следует включать те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Принимать учетную политику с учетом особенностей, предназначенных НК РФ для видов деятельности, которые организация не осуществляет – напрасный труд.
С другой стороны, учетная политика должна являться инструментом, позволяющим налогоплательщику в максимальной степени использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д.
Поэтому можно рекомендовать оговаривать в учетной политике применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как «налогоплательщик вправе», если они направлены на реализацию вышеназванной цели.
Положения об общем порядке ведения учета и НДС могут быть небольшими, тем самым учетная политика разместится на 2-3 листах?
Значительное место в учетной политике должен занять налог на прибыль. По сравнению с другими главами глава 25 НК РФ содержит наибольшее количество вариантов выбора показателей налогообложения.
Начать соответствующий раздел можно с определения даты получения дохода (осуществления расхода). При соблюдении установленных Налоговым кодексом условий общество может определять даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу. Но наиболее распространенным является закрепление метода начисления: доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Что такое учетная политика и зачем она нужна
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Что такое учетная политика?
Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.
В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.
Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.
Форма учетной политики
Существует три формы ведения учетной политики:
- Журнально-ордерная
- Мемориально-ордерная
- Автоматизированная
Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.
Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:
- Часть документов должна храниться в печатном виде
- Часть документов должна храниться в электронном виде
- Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме
Что такое налоговая политика и зачем она нужна?
Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) установления доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Из этого определения нужно уяснить главное: налоговая политика – сделанный налогоплательщиком выбор. Если права выбора нет, то при исчислении налогов нужно следовать однозначным требованиям НК РФ. Если же ситуация нестандартная и налогообложение ее неоднозначно, то принятое налогоплательщиком решение придется отразить в налоговой политике.
Повторим: в налоговую политику нет необходимости переписывать нормативные акты (НК РФ). Нужно лишь указать моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. Причем описывать нужно именно то, с чем сталкивается налогоплательщик. Так, если говорить об автономном учреждении, то при применении общего режима оно является плательщиком следующих основных налогов: НДС, на прибыль и на имущество организаций.
Рассмотрим, что может указать бухгалтер АУ в налоговой политике по этим налогам.
В расчетах с бюджетом по данному налогу возможностей для «маневра» у налогоплательщика не много – в гл. 21 НК РФ все нюансы исчисления налога прописаны достаточно четко и ясно. Тем не менее есть несколько вопросов, отданных на откуп налогоплательщику.
Нумерация счетов-фактур. В общем случае документы по НДС нумеруются в хронологическом порядке, как и другие документы бухгалтерского и налогового учета. Задача усложняется, если налогоплательщик реализует товары (работы, услуги) через обособленные подразделения. При составлении данными обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительный знак «/» (разделительная черта, слэш) дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Такие указания содержатся в п. 1 Правил заполнения счета-фактуры[2]>. При этом нумерацию счетов-фактур до разделительной черты целесообразно осуществлять в порядке возрастания номеров по соответствующему обособленному подразделению, что отмечается в Письме Минфина РФ от 11.10.2013 № 03-07-09/42466.
К сведению:
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Необлагаемые и облагаемые операции. Совмещение налогоплательщиком таких операций говорит о том, что необходим раздельный учет для верного расчета НДС. От ведения такого учета может отказаться налогоплательщик, если у него доля расходов необлагаемых операций не более 5% от общего бюджета затрат. В то же время Налоговым кодексом не предусмотрена преференция в обратной ситуации, когда небольшая доля расходов (не более 5%) приходится на облагаемые операции. В связи с этим налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым для операций как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (Письмо Минфина РФ от 19.08.2016 № 03-07-11/48590). Сделанный вывод уместен для АУ, которое предоставляет населению необлагаемые НДС услуги социальной направленности и имеет небольшую долю облагаемых операций (преимущественно от дополнительных источников дохода).
В учетной политике автономного учреждения нет необходимости перечислять облагаемые и необлагаемые операции, это можно сделать в отдельном приложении. В самой же политике важно описать порядок ведения раздельного учета. На самом деле базовые правила его описаны в гл. 21 НК РФ и их не нужно дублировать в налоговой политике. В ней необходимо указать способ разделения предъявленного НДС поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.
Авансы и предоплаты. Неурегулированным вопросом ведения раздельного учета по НДС является начисление налога с получаемых налогоплательщиками обезличенных предоплат (под осуществление облагаемых и необлагаемых операций). Чаще всего такие авансы получают продавцы товаров, с реализации которых НДС начисляется по разным налоговым ставкам. Целевое финансирование и поступления от приносящей доходы деятельности не могут быть объединены или обезличены. При оказании услуг, как правило, указывается наименование конкретной услуги, под которую перечисляются деньги, поэтому бухгалтер может установить налоговую природу аванса (необлагаемый или необлагаемый). Следовательно, весь его раздельный учет заключается в том, чтобы оформлять правильно документы (договоры, счета на предоплату и т. д.), не допуская неопределенности в квалификации «авансовой» операции для целей налогообложения.
Об изменении и дополнении налоговой политики.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее приказом, распоряжением руководителя. Бухгалтеру нет необходимости каждый год разрабатывать учетную политику для целей налогообложения, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. В то же время, если компания меняет режим налогообложения, ей лучше написать заново свою налоговую политику. Изменить прописанные в налоговой политике правила налогообложения можно:
- при изменении применяемых методов учета – с начала нового налогового периода;
- при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу поправок законодательства и не ранее нового налогового периода.
Учетная политика для целей налогового учета: как составить
Учетная политика устанавливается на год. Фактически для применения в последующие годы документ дополняют или изменяют.
В течение года налоговая политика может быть изменена только в случае законодательных нововведений или при начале нового вида деятельности. Если же субъект хочет сменить способы учета вне таких обстоятельств, ему придется ждать следующий календарный год: по своему усмотрению вносить коррективы в учетную политику разрешено только с 1 января очередного года.
Главное, что следует учесть при разработке учетной налоговой политики, – прописанные в ней методы учета должны однозначно определять выбор плательщика по тем вопросам, в которых законодатель разрешает проявить самостоятельность.
Фактически переписывать НК РФ не требуется, достаточно описать ключевые положения. Но при желании допустимо изложить политику подробно, но так, чтобы не было противоречий с Налоговым кодексом.
Рабочий план счетов в учетной политике организации
План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат счета, которые используются для ведения бухгалтерского учета. Синтетические счета из Плана изменению не подлежат, а субсчета можно использовать свои.
Чем может отличаться рабочий план счетов в учетной политике организации от Плана счетов:
- В Рабочем плане счетов должна быть детализация по субсчетам, в зависимости от особенностей деятельности. Причем субсчета могут быть не только первого, но и второго, третьего и сотого порядка. Все зависит от ваших потребностей в детализации учета и возможностей их осуществления.
- В Рабочем плане счетов может не быть счетов, которыми организация не пользуется, например, 15, 16, 23, 29, 40 и т.д.
- Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.
Рабочий план счетов обычно имеет вид таблицы, например, такой:
Номер и наименование счета | Номер и наименование субсчета |
20 «Основное производство» | 20-1 «Выпуск продукции А» |
20-2 «Выпуск продукции Б» |
Учет основных средств в учетной политике
Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.
1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств, т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.
В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.
2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).
3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)
4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).
5) Проводится ли в организации переоценка. Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).
6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).
7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.
8) Учет выбытия недвижимости. Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».
НДС в учетной политике
Раздел НДС в учетной политике заполняют те компании, которые являются плательщиками данного налога.
Что указывается в учетной политике | Как указать |
Периодичность возобновления нумерации счетов-фактур | Компания вправе указать любой период: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, иная периодичность. |
Момент определения налоговой базы | Если компания выбирает общий метод, то в качестве даты определения может выступать: день отгрузки или день получения оплаты.
При раздельном методе для определения налоговой базы могут использоваться обе даты. |
Раздельный учет, если в организации есть операции которые облагаются НДС (по разным ставкам) и которые не облагаются НДС | Указывается факт наличия в организации операций, облагаемых НДС. Определяется период для расчета пропорции НДС. |
Варианты способов налогового учета
N |
Элемент учетной |
Варианты, допускаемые |
Норма НК РФ |
Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ |
|||
1 |
Порядок ведения |
1. Если доля совокупных расходов |
Пункт 4 ст. 170 |
2 |
Учет "входного" НДС |
1. Суммы "входного" НДС, |
Пункт 5 ст. 170 |
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ |
|||
3 |
Признание доходов |
1. В составе внереализационных |
Пункт 4 ст. 250 |
4 |
Признание доходов |
1. В составе внереализационных |
Пункт 5 ст. 250 |
5 |
Метод оценки сырья |
1. По стоимости единицы запасов. |
Пункт 8 ст. 254 |
6 |
Применение |
1. Организация применяет |
Пункт 9 ст. 258 |
7 |
Метод начисления |
1. Линейный метод. |
Пункт 1 ст. 259 |
8 |
Порядок учета |
1. Расходы на приобретение |
Пункт 6 ст. 259 |
9 |
Применение |
1. В учетной политике отражается |
Пункты 1, 2 |
10 |
Применение |
1. Пониженные нормы амортизации |
Пункт 4 |
11 |
Создание резервов |
1. Резервы создаются. В учетной |
Статьи 260, 324 |
12 |
Учет расходов |
1. Расходы признаются расходами |
Подпункт 1 п. 3 |
13 |
Создание резерва |
1. Резерв по сомнительным долгам |
Статья 266 |
14 |
Резерв |
1. Резерв создается. |
Статья 267 |
15 |
Резерв предстоящих |
1. Резерв создается. |
Статья 267.1 |
16 |
Метод оценки |
1. По стоимости первых по времени |
Подпункт 3 п. 1 |
17 |
Порядок определения |
1. Расчет осуществляется |
Пункт 1 ст. 269 |
18 |
Порядок признания |
1. Метод начисления. |
Статьи 271, 273 |
19 |
Методы списания |
1. По стоимости первых по времени |
Пункт 9 ст. 280 |
20 |
Порядок закрытия |
В случае если в течение одного |
Пункт 9 ст. 282 |
21 |
Порядок исчисления |
1. Исчисление и уплата |
Пункт 2 ст. 286 |
22 |
Показатель, |
1. Сумма расходов на оплату |
Пункт 2 ст. 288 |
23 |
Порядок уплаты |
1. Прибыль распределяется по всем |
Пункт 2 ст. 288 |
24 |
Расходы |
1. Резерв на возможные потери |
Статья 292 |
25 |
Создание резервов |
1. Резервы создаются. |
Статья 300 |
26 |
Учет прямых |
1. Прямые расходы распределяются |
Пункт 2 ст. 318 |
27 |
Порядок |
1. Стоимость приобретения товаров |
Статья 320 |
28 |
Создание резерва |
1. Резерв создается. Определяются |
Статья 324.1 |
29 |
Создание резерва |
1. Резерв создается. Определяются |
Статья 324.1 |
30 |
Порядок учета |
1. Стоимость лицензии учитывается |
Пункт 1 ст. 325 |
Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.
В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).
Что такое учетная политика
Бухгалтерская учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша компания (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Налоговая политика — совокупность способов, которые применяете в налоговом учете (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК).
В налоговой и бухгалтерской политике вы отражаете не все способы, а лишь те, для которых есть разные варианты учета или расчета налоговой базы.