Уголовная ответственность за наемничество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за наемничество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Суть понятия «наёмник»

Впервые понятие «наёмник» было использовано в ст. 47 Дополнительного протокола I Женевской Конвенции 1977 г., в соответствии с которой наёмником считается лицо, которое:

  • специально завербовано на местной или иностранной территории, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
  • фактически сражается в боевых операциях;
  • получает материальное вознаграждение;
  • не является гражданином государства-участника конфликта или не проживает на его территории;
  • не входит в состав вооруженных сил противоборствующих стран.

В резолюции ООН от 4 декабря 1987 г. отмечено, что действия наёмника направлены на подрыв конституционного порядка в стране или её территориальной целостности и свержение правительства.

Второй комментарий к Ст. 359 УК РФ

1. Объект преступления — регламентированные международным правом средства и методы ведения войны. Понятие наемника раскрывается в примечании к данной статье УК.

2. Часть 1 ст. 359 УК РФ к объективной стороне наемничества относит следующие действия:

1) вербовку;

2) обучение;

3) финансирование или иное материальное обеспечение наемника;

4) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в тех же действиях, совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо в отношении несовершеннолетнего. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, характеризуется действием — участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

3. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста (если деяние квалифицируется по ч. 2, т.е. совершенного с использованием своего служебного положения, субъект рассматривается как специальный; по ч. 3 ст. 359 УК субъект — специальный: наемник).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Говоря о наемничестве в правовом смысле, необходимо определиться со значением данного термина.

Если обратиться к источникам времен Советского союза, в энциклопедическом словаре можно встретить определение «наемной армии», которая представляет собой войска, состоявшие из профессиональных воинов, нанимавшихся государствами, городами и отдельными феодалами Советский энциклопедический словарь. // М. — 1981. — С. 865.. Таким образом, наемничество рассматривалось скорее как историческое явление, не свойственное социалистическому строю государства. Последнее подтверждается определением, данным составителями Военной советской энциклопедии, согласно которому привлечение в Вооруженные силы лиц по контрактам в ряде капиталистических стран по существу является наемничеством Военный энциклопедический словарь. // М. — 1984. — С. 471..

Тем не менее, на международном уровне наемничество как преступление постепенно получало правовое закрепление в различных актах, в которых и формировалось его определение.

Отдельные авторы высказывают мнение, что попытка определения наемничества предпринималась еще при принятии Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. Международное право в избранных документах. Т. 3. // М. — 1957. — С. 267., аргументируя это утверждение тем, что в ст.

4 указанной Конвенции, гласящей, что на территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть сформированы военные отряды и открыты учреждения для вербовки, подразумеваются вербовочные пункты для найма иностранных граждан, предположительно за плату, что является близким к наемничеству явлениемБлищенко И.П., Жданов Н.В.

Наемничество — международное преступление // М.: Советский ежегодник международного права. — 1980. — С. 152.. Помимо этого, в указанной Гаагской конвенции статьей 6 устанавливается Международное право в избранных документах. Т. 3. // М. — 1957. — С. 267.

, что ответственность нейтральной державы не возникает вследствие отдельного перехода границы частными лицами с целью поступить на службу одного из воюющих. По мнению ряда авторов, эти положения Конвенции преследовали цели предупреждение наемничества.

К основам понятийного аппарата наемничества можно также отнести статьи 16 и 17 настоящей Конвенции, в которой говорится о нейтральных лицах и невозможности данных лиц ссылаться на свой нейтралитет, если они совершали действия, враждебные по отношению к воюющему, либо в пользу воюющего.

Формально наемники, большая часть которых, действуя на территории одного из государств, имеет гражданство третьих, нейтральных стран, могли бы при задержании требовать признания себя нейтральными лицами согласно ст.16 Гаагской конвенции, но семнадцатая статья не дает им такого права, предоставляя, однако, возможность объявить себя добровольно присоединившимся к воюющей стороне лицами.

Неясность в толковании понятия «наемник», использующегося тем временем в различных международных актах, таких как Резолюции и Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, требовала официальной трактовки.

И первым официальным определением термина «наемник» стало закрепленное в I Дополнительном протоколе к Женевской конвенции 1949 г. от 8 июля 1977 г., статье 47 Права человека. Сборник международных договоров. Т. I (часть вторая). // Универсальные договоры.

— Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций.. — 1994. — С. 1118., понятие, в котором устанавливались следующие основные признаки наемника:

  • 1) наемником признается лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  • 2) лицо, фактически принимающее непосредственное участие в военных действиях;
  • 3) принимающее участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
  • 4) не являющееся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • 5) не входящее в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и
  • 6) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Данное определение, достаточно широкое, было, тем не менее, дополнено и несколько преобразовано Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятой резолюцией 44/34 ГА ООН от 4 декабря 1989 года. Сохранив основные положения, Конвенция 1989 г. исключила из определения пункт о непосредственном участии лица в военных действиях и расширила понятие, внеся в определение следующие дополнения:

  1. «Термин “наемник” означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
  2. a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
  3. 1) свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом; или
  4. 2) подрыв территориальной целостности государства;

Другой комментарий к статье 359 УК РФ

Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .

———————————
Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 812 — 819.
Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 — 8.

В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.

Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.) включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.

Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.

Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.

Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).

Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.

Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект общий.

Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.

Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).

Комментарии к статье 359 УК РФ

Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. признает преступными действия не только самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .

——

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.

Международное публичное право: Сб. документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 2 — 8.

В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:

«a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил».

Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

«а) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия».

В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.

Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.), включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовки, обучения, финансирования или иного материального обеспечения наемника, использования его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.

Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.

Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучении обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.

Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников, или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).

Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и для участия в карательных, диверсионных и иных акциях.

Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект общий.

Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.

Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).

Почему ЧВК Вагнер не сажают по статье «Наемничество»

Практически все знают, что наемничество в России запрещено, даже есть специальная статья в Уголовном Кодексе.

Поддержи автора! ✊ Подписывайся на канал и ???? и узнавай первым отборные материалы и инсайды. ????

Пункт 3 Статьи 359 УК РФ «Наемничество»: Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Но как мы знаем из свободных источников в сети Интернет, большое количество российских граждан без статуса военнослужащих принимают участие в том числе в боевых действиях в различных странах, например той же Сирии или Африке, хотя список стран гораздо больше.

Ответственность за наемничество

Указанная выше статья Уголовного Кодекса приравнивает к наемничеству такие действия, как:

  • Обеспечение наемника всем необходимым для того, чтобы использовать его на войне. Выплата ему денег, доставка снаряжения и оружия, тренировки и прочее. Также к наемничеству приравнивается и вербовка — убеждение человека вступить в войну исключительно за деньги или обещание материальной выгоду военному специалисту, который уже состоялся как наемный элемент. За такие преступления Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает наказание, выражающееся в заключении в тюремное учреждение, которое продлится от 4 и до 8 лет.
  • Прямое участие наемника в войне, боевых действиях и конфликтах на территории какого-либо государства. За такое преступление Уголовный Кодекс предусматривает наказание, которое выражается в заключении в тюремном учреждении сроком от 3 лет и до 7 лет.

Все перечисленные преступления относятся Российской Федерацией и его законодательством к тяжким. Но также они могут быть причислены и к особо тяжким преступлениям, если все это совершается человеком, который использует своё положение на службе, возможности, открывающиеся высоким званием. Либо если все эти действия и преступления совершаются по отношению к детям и несовершеннолетним.

В таком случае Уголовный Кодекс Российской Федерации увеличивает срок заключения. Если наемничество будет расценено, как особо тяжкое, то обвиняемому придется провести в местах лишения свободы минимум 7 лет, а максимум — 15.

Комментарии к ст. 359 УК РФ


1. Впервые понятие наемника было дано в 1977 г. в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1949 г. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. к ним отнесла и лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения законной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности. В Конвенции к преступлениям были отнесены действия лиц, которые осуществляли вербовку, финансирование, обучение и использование наемников, а также попытку совершения перечисленных действий и соучастие в их совершении.

2. В комментируемой статье содержатся два состава преступления: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1); 2) участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 2).

3. Непосредственный объект преступления аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 356 УК.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, включает вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, использование наемника.

Вербовка означает достижение соглашения с гражданином третьих государств о его участии в вооруженном конфликте за материальное вознаграждение. Обучение — деятельность по тренировке лиц в получении специальных знаний и навыков пользования различными видами оружия и техники, приемов силовой борьбы, тактики боевых действий и др. в разнообразных климатических условиях в обстановке вооруженного конфликта. Финансирование наемника проявляется в предоставлении ему денежных средств, открытии счетов. Иное материальное обеспечение наемников включает снабжение их необходимым довольствием, обмундированием, военной техникой, транспортом и т.д. Под использованием наемников понимается привлечение их к непосредственному участию в вооруженном конфликте.

Обязательный признак состава преступления — обстановка в виде вооруженного конфликта или военных действий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить такие действия.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются его совершение:

  • с использованием служебного положения;
  • в отношении несовершеннолетнего.

Особенности дифференциации уголовной ответственности за наемничество но уголовному законодательству зарубежных государств и России: сравнительный анализ

Изучая национальные законы, направленные на борьбу с наемничеством, важно отмстить, что. например, в США во времена Президента Дж. Вашингтона было принято первое законодательство, контролирующее вербовку граждан одного государства для службы в армии другого государства. Гак ст. 959 разд. 18 Уголовного кодекса США, гласит: «11а территории США лицо, которое записывает или само вступает в армию, нанимается или нанимает другое нцо С целью вербовки или же покидает пределы юрисдикции США с намерением быть завербованным илн поступить на службу к любому главе государ ства (иностранному монарху), к государству, колонии, району или качестве солдата, морского пехотинца или матроса на военном корабле для каперства или для того, чтобы быть членом экипажа этого судна, подлежит штрафу в сумме не более I тыс. долл. или тюремному заключению на срок не более трех лет или штрафу и тюремному заключению одновременно «.

В 1870 г. в Англии был принят Акт о службе иностранному государству, Положения этого акта запрещали подданным Великобритании поступать на службу к иностранному государству для участия в военных действиях против другого государства, если Великобритания не находилась с этим последним в состоянии войны. Характерно, что для многих стран Британского Содружества указанный акт остается и по сей день единственным законом, направленным против наемников. Английский парламент подтвердил действие акта во время гражданской войны в Испании. В мае 1968 г. Великобритания приняла закон, запрещавший ее подданным поступать на какую-либо службу в Родезии. Однако Скотланд-Ярд полностью игнорировал сообщения прессы о вербовке наемников на территории Англии ;ція борьбы против законного правительства народноіі Анголы и для службы в рядах расистской армии Смита. Более того, английские полицейские власти облегчили отправку наемников в Анголу через аэропорты Англии в Бельгию, в ряде случаев отменив необходимые таможенные и пограничные формальности В Швеции уже с XIX в. считалось преступлением вербовать подданных для службы иностранному государству без санкционирования самого короля. В 1918 г. премьер-министр Швеции запретил формирование отрядов на территории страны для участпя в гражданской войне в Финляндии. Во время гражданской войны в Испании в 1937—1939 гг. в Швеции действовал специальный закон, запрещавший вербовку на военную службу в Испании. В 1948 г. был принят специальный закон (сейчас он включен в Уголовный кодекс), иреду сматрнвающий штраф или тюремное заключение до 6 месяцев за вербовку на иностранную военную службу без разрешения правительства пли за незаконный выезд из страны с этой целью и до 2 лет тюремного заключения за те же действия, совершенные в военное время1.

Кроме изученных международных правовых актов о преступном положении наемничества, большом оклад в развитие законодательства о наемничестве внес процесс над английскими и американскими наемниками, который проходил в Луанде — столице Народной Республики Ангола. Перед судом предстали 13 английских и американских наемников (10 англичан и 3 американца). Народный революционный суд был создан и процеееуальные нормы приняты на основании закона 7/76 от I мая 1976 г. Принцип «закон обратной силы не имеет», согласно которому ни одно действие не можег рассматриваться как преступление и соответственно наказываться, если в момент совершения этого действия не существовало соответствующего закона, не был нарушен, гак как закон 7/76 от 1 мая 1976 г. учитывал уже существовавшие нормы ангольского права, квалифицировавшие прив. еченис наемников и службу в качестве наемников как преступление»2. Процесс в Луанде дал важный материал не только для становления правовой нормы сю уголовной ответственности наемников. Он убедительно доказал противоправность деятельности тех государств, которые способствовал и и поощряли вербовк наемников.

Кроме того, данный судебный процесс, по инициативе Народной Республики Анголы, имеет и историческое значение. Он способствовал формиро ванию Международной комиссии но исследованию проблемы наемничества. Комиссия имела в своем составе представителей общественности 38 стран мира. Из них представители шестнадцати африканских стран, девяти стран Западной Нвропы, ГДР, СССР. США, Канады. Шести стран Латинской Америки, трех стран Арабского Востока, Социалист чес ко П Республики Вьетнам стралии.

Задача комиссии заключалась в суммировании, анализе действующих норм национального и международного права, имеющих отношение к наемничеству. а также выработке проекта конвенции по предотвращению и пресечению наемничества. В результате данного исследовании было установлено, что вопрос юридической квалификации наемничества не раз. возникал и рассматривался на всевозможных международных форумах, где подчеркивалось, что инешгуг наемничества представляет собой серьезную угрозу для осуществления народами права на самоопределение. Было установлено, что страны — поставщики наемников, а это США, Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгия, Швеция, имеют национальное законодательство, которое направленно против наемников, вербовщиков, но, к сожалению, эти нормы не применялись, поскольку вышеуказанным государствам в той или иной мере было выгодно иметь такой рычаг управления для борьбы с национально-освободительным движением. народов нл самоопределение, суве существования, стабильности

В современном международном и национальном уголовном праве вопрос о дифференциации ответственности за наемничество занимает все более прочную позицию. Связанно это с тем, что данное преступление затрагивает права гуверснитет государств, принципов мирного со-аконных правительств и государственных структур1.

За какие преступления в России отменена уголовная ответственность? / Площадка Михаила Мороза

В последнее время в России происходят непонятные разуму законопослушного россиянина вещи…. Людей, совершенно непричастных ни к каким терактам, запугивают уголовной ответственностью по законам Яровой, угрожают уголовной ответственностью за недоносительство, при этом почему то некоторые статьи уголовного кодекса РФ совершенно не работают!

Например существует статья 359 УК РФ «Наёмничество»

Наемничество заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает.

Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в обществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно-хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения .

Объект преступления– международный мир.

С объективной стороны наемничество может выражаться в одном из следующих действий, указанных в ч. 1 ст.

359 УК: в вербовке наемника; его обучении; финансировании или ином материальном обеспечении; использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Запрет на использование наемников в вооруженных конфликтах содержится в Конвенции 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.

Вербовка, использование, финансирование и обучение наемников названы преступлениями также и в ст. 23 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества .

В этой статье дается определение субъекта вербовки: лицо, «которое как агент или представитель государства совершает или отдает приказ о совершении вербовки, использовании, финансировании и обучении наемников для деятельности, направленной против другого государства или для цели противодействия законному осуществлению неотъемлемого права народов на самоопределение, признанного международным правом» .

Почему наёмничество является преступлением?

В современном мировом сообществе отношения основаны на принципах уважения суверенитета государств и народов, территориальной целостности страны, мирного разрешения споров, всеобщей борьбы против применения силы в межгосударственных отношениях.

Эти положения были выработаны человечеством на протяжении всего своего существования. Наёмничество стало сегодня угрозой стабильности в мире.

На рубеже 20-21 веков между государствами участились вооруженные конфликты как внешние, так и внутренние, участниками которых являлись наёмники.

Эти лица провоцируют или усиливают вооруженные столкновения, нарушают спокойную жизнь мирного населения.

Проявления наёмничества наблюдались в вооруженных конфликтах в Афганистане и Ираке, Югославии, Чечне. Большое число наёмников замечено в Западной Африке.

Наёмничество сопровождает такие опасные преступления, как убийство, теракты, государственные перевороты, торговлю людьми, контрабанду оружием и наркотическими веществами.

Наёмники признаются международным правом уголовными преступниками и должны нести за свои деяния ответственность перед судом.

В 1980 году по решению ООН был создан Специальный комитет из представителей 33 государств для разработки международной конвенции, в которой планировалось закрепить обязательства государств по борьбе с наёмничеством.

Резолюция была принята Генеральной Ассамблеей ООН, подписана 40 и ратифицирована 30 государствами 4 декабря 1989 года.

Россия не подписала и не ратифицировала данную Конвенцию, но признаёт наёмничество преступлением по национальному уголовному праву.

Уголовный кодекс РФ содержит раздел XII, в котором глава 34 посвящена преступлениям против мира и безопасности человечества, среди которых обозначено и наёмничество. В ст. 359 УК РФ рассматривается состав данного преступления и виды ответственности за подобное деяние.

Наёмничество – преступление глубоко безнравственное и особо опасное, поскольку в рамках данного преступления формируется группа людей, которые профессионально занимаются такими страшными деяниями, как:

  • убийства;
  • теракты;
  • причинение тяжких ранений;
  • уничтожение народно-хозяйственных объектов;
  • хищение национального богатства государства и имущества населения страны, против которой наёмник работает.

Интересный факт! В США наёмничество разрешено законом.

Наемничество (ст. 359 ук рф)

Ч.
1 ст. 359 УК РФ

предусматривает ответственность за
вербовку, обучение, финансирование или
иное материальное обеспечение наемника,
а равно его использование в вооруженном
конфликте или военных действиях.

  • Непосредственный
    объект преступления

    общественные отношения, обеспечивающие
    соблюдение принципов правового
    регулирования вооруженных конфликтов
    в целях их максимально возможной
    гуманизации.
  • Объективная
    сторона

    преступления
    характеризуется совершением одного из
    перечисленных в диспозиции статьи
    действий:
  • 1)
    вербовка
    – деятельность по привлечению одного
    или нескольких лиц к участию в вооруженном
    конфликте в качестве наемника;
  • 2)
    обучение
    – деятельность по подготовке уже
    завербованного наемника (наемников) к
    участию в вооруженном конфликте или
    военных действиях;

3)
финансирование
или иное материальное обеспечение
деятельности наемника

– предоставление ему денежных средств,
экипировка обмундированием, вооружение
наемников, снабжение боеприпасами,
средствами передвижения и т.п.;

4)
использование
наемника в вооруженном конфликте или
военных действиях

– привлечение его к боевым операциям,
отдача ему приказов, поручений,
распоряжений по обеспечению акций
военного характера.

В отличие от первых
трех форм объективная сторона использования
наемника характеризуется еще одним
обязательным признаком — специальной
обстановкой совершения преступления
— обстановкой вооруженного конфликта
или военных действий.

  1. Состав
    преступления – формальны, оно считается
    оконченным с момента совершения одного
    из вышеописанных действий.
  2. Субъект
    преступления

    – вменяемое лицо, достигшее возраста
    16 лет.
  3. Субъективная
    сторона

    преступления
    характеризуется прямым умыслом.

Ч.
2 ст. 359 УК РФ

– те же деяния, совершенные лицом с
использованием своего служебного
положения или в отношении несовершеннолетнего.

Субъект
преступления

(специальный) – должностные лица,
государственные и муниципальные
служащие, а также лица, выполняющие
управленческие функции в коммерческих
или иных организациях.

Ч.
3 ст. 359 УК РФ

предусматривает ответственность за
участие наемника в вооруженном конфликте
или военных действиях.

Субъект
преступления

(специальный) – лицо, завербованное в
качестве наемника.

Контрольные
вопросы:

  1. Виды преступлений против мира и безопасности человечества.

  2. Определите предмет применения запрещенных средств ведения войны (ст. 356 УК РФ).

  3. Понятие наемника.

  4. Понятие агрессии.

  5. Понятие геноцида.

  6. Понятие экоцида.

Литература,
рекомендуемая для изучения темы № 41

  1. Бойко А.И. Международное и российское уголовное законодательство. Ростов-н/Д., 2004.

  2. Вартанян В.М., Кибальник А.Г., Соломоненко И.Г. Уголовная ответственность за геноцид. Ставрополь, 2001.

  3. Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. СПб., 2003.

  4. Калугин В.Ю. Преступления против мира, безопасности и человечества и военные преступления: уголовно-правовой анализ. Минск, 2002.

  5. Кибальник А.Г., Молибога О.Ю., Соломоненко И.Г. Уголовная ответственность за наемничество. Ставрополь, 2001.

  6. Кибальник А.Г., Соломоненко И.Г. / Под научной ред. А.В. Наумова. Преступления против мира и безопасности человечества. СПб., 2004.

  7. Трикоз Е.Н. Преступления против мира и безопасности человечества: сравнительный и международно-правовой аспекты. М., 2007.

Что такое наемничество

Первые случаи использования данного метода известны еще со времен далекой древности. Он заключается в поиске добровольцев, которые за деньги отправляются воевать в другую страну, то есть мотивами этих граждан выступают не политические или религиозные убеждения, а лишь корыстный умысел.

Наемник в вооруженном конфликте или военных действиях – это лицо, поступившее на службу к какой-то организации за материальное обеспечение. К ним не следует относить тех людей, которые отправляются в зону военных действий по своим рабочим обязанностям, – консультантов, инструкторов и пр.

Наемничество наказывается в России по ст.359 УК РФ.

Эти солдаты отправляются в страны в надежде заработать деньги, но не по каким-то своим мотивам или для исполнения рабочих обязанностей. В настоящее время это очень широко используется США, например, при конфликтах в Ираке или Афганистане.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *