Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исковое заявление об установлении права собственности на лодку». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
ФИО1 обратился в суд с иском к Нижнекамскому отделению Центра ГИМС МЧС России по РТ о признании права собственности на маломерное судно – моторную лодку «…» … обязании ответчика зарегистрировать маломерное судно на его имя.
Решение № 2-497/2020 2-497/2020
М-233/2020 М-233/2020 от 22 мая 2020 г. по делу № 2-497/2020
Дело № 2 – 497 / 2020 г. УИД: 28RS0—25
Именем Российской Федерации
22 мая 2020 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре Мальцевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошелева Юрия Владимировича к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Амурской области» о признании за ним в силу приобретательной давности права собственности на маломерное моторное судно «—
— Кошелев Ю.В. обратился в Свободненский городской суд Амурской области с вышеуказанным иском.
В исковом заявлении в обоснование заявленных требований указал, что в — г. приобрёл у СПК «Шанс» в — маломерное моторное судно —
Договор купли-продажи с продавцом не заключал. Документы на судно от продавца не потребовал. В — году на территории Свободненского района регистрация прав на маломерные суда не проводилась и не требовалась.
В — г.г. СПК «Шанс» прекратил свою деятельность.
— СПК «Шанс» ликвидирован на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В — году он решил зарегистрировать своё право собственности на указанное судно (паром).
— администрация Новгородского сельсовета Свободненского района выдала справку, что он приобрел указанное судно в СПК «Шанс» в —.
— он обратился с документами для квалификации маломерного судна и постановки его на учёт в Свободненский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Амурской области».
— Свободненским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Амурской области» было оформлено свидетельство — о квалификации маломерного судна. Судно было зарегистрировано, с выдачей судового билета маломерного судна в некоммерческих целях — Судну был присвоен идентификационный номер — Сведения о регистрации судна были внесены в реестр маломерных судов.
В ходе проверки ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Амурской области» проведённой Благовещенской транспортной прокуратурой, было установлено нарушение закона в регистрации судна.
Справка от —, выданная администрацией Новгородского сельсовета Свободненского района о том, что он приобрел указанное судно в СПК «Шанс» в — – не является подтверждением его права собственности на судно.
— прокурор внёс представление в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Амурской области», по результатам рассмотрения которого — судно с идентификационным номером — было исключено из реестра маломерных судов.
Из-за отсутствия документов, подтверждающих его право собственности на судно, он не может зарегистрировать своё право собственности на него, хотя — по настоящее время непрерывно, открыто и беспрепятственно владеет и пользуется им.
признать за ним в силу приобретательной давности право собственности на маломерное моторное судно —
В настоящее судебное заседание истец Кошелев Ю.В. и его представитель Мальцева Е.В. не явились. Не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие в связи с распространением на территории Российской Федерации пандемии коронавируса. На иске настаивают.
В настоящее судебное заседание представитель ответчика – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Амурской области» не явился. Данное учреждение ликвидировано до обращения истца в суд с настоящим иском (выписка из ЕГРЮЛ).
Никому не советую связываться с лодкой, подлежащей государственной регистрации, у продавца которой отсутствует судовой билет, и которая не была ранее зарегистрирована. Такую лодку ГИМС на учет не поставит. В интересах любого добросовестного, адекватного и вменяемого продавца решить заранее все вопросы с регистрацией лодки, катера до выставления ее на продажу. Пусть даже, в отдельных случаях, и через суд. Также может возникнуть ситуация, когда у продавца есть договор купли продажи, по которому он приобретал лодку, и даже чеки из магазина сохранились, но лодку он на учет не ставил (либо ранее не требовалось по закону, либо считал, что не требовалось). В этой ситуации ГИМС тоже, скорее всего, тоже откажет в регистрации. Суд может в этом случае с большой долей вероятности признает ваше право собственности. Но, опять-таки, правильнее будет, если продавец со своими правоустанавливающими документами явится в ГИМС и сначала поставит лодку на учет, а уж потом вам ее продаст, избавив вас от лишних утомительных хлопот. Еще есть вариант с приобретательной давностью, которая для недвижимого имущества составляет 15 лет (234·1·ГК РФ). Но это тема отдельной статьи.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
На что необходимо обратить внимание
Если вы приобретаете мотор за границей, документально подтверждать легальность этой покупки придется в любом случае. Именно поэтому необходимо во время отгрузки товара обратить особое внимание на документы, которые были выданы. К ним относится и таможенная декларация. Если получилось ток, что вы все-таки купили лодочный мотор без документов, что делать в такой ситуации, описано выше.
Также следует обратить внимание на то, что зарегистрировать плавсредство и мотор можно не только по своему месту прописки, но и по месту стоянки судна. Для этого владелец обязан заранее подготовить код ОКАТО.
ОКАТО – это общероссийский классификатор объектов административно-территориального отделения. Помимо этого, необходимо указать муниципальное образование, лучше всего написать его полное наименование, где постоянно зарегистрирован владелец.
Какие необходимы документы для регистрации, постановки маломерного судна на учет?
Список документов не очень большой и включает в себя следующее:
- Документ, удостоверяющий личность владельца, паспорт
- Договор купли-продажи судна и товарный чек. В случае отсутствия договора, например если приобретаете лодку с рук, то можно в момент совершения сделки пригласить двух свидетелей, а затем в ГИМС они должны будут написать заявление, установленного образца.
- Заявление в ГИМС для постановки судна на учет. Бланк заявления получите уже на месте.
- Документы, подтверждающие приобретение мотора, если он приобретался отдельно.
- Техпаспорта как на судно так и на мотор. Должны быть вместе с инструкцией по пользованию.
- Квитанция по оплате госпошлины.
Какова примерная “стоимость” постановки судна на учет?
Судоводителю лодки, которая не подлежит обязательной государственной регистрации, может оказаться очень полезным иметь при себе документ, удостоверяющий личность (или его заверенную копию).
В законодательстве отсутствует чётко сформулированное требование к такому судоводителю иметь при себе документы, подтверждающие законность владения и распоряжения управляемым им маломерным судном, а также документ удостоверяющий личность. Однако ГИМС (во избежание нервозности при общении) рекомендует такие документы иметь при себе.
Да, согласен, — съездить в ГИМС и заверить копии ДКП и пр. нужных документов — потеря времени, особенно учитывая, что это дело добровольное. Это лишь на «всякий пожарный». Какова на Вашей акватории «плотность» проверок надзорными органами я не знаю.
Поэтому есть смысл перестраховываться таким образом или нет решать только Вам.
Снятие подвесного лодочного мотора с учёта
Итак, с постановкой на учет мотора всё понятно: не предусмотрено никаких документов кроме заявления судовладельца.
Но раз двигатели не являются объектами, подлежащими государственной регистрации, то и снимать их так же нужно без всяких ДКП, присутствующих покупателей и прочих «подтверждений оснований».
Однако форумные байки говорили об обратном: иногда требовали ДКП, а один раз даже паспорт на мотор спросили. ☺
Лично мой интерес к вопросу снятия с учёта ПЛМ носит исключительно академический характер. Просто не было у меня таких мощностей на лодках, чтобы каждый раз заниматься «послесезонным» выписыванием их из судового билета.
Но у читателей «Русской Лодки» такие вопросы были, а значит надо искать ответы. И где же мы их найдём как не в ГИМС?
Я обратился с соответствующим вопросом в Общественную приемную МЧС России:
Какие документы должен предоставить в ГИМС судовладелец маломерного судна, желающий выписать подвесной лодочный мотор из судового билета, т.е. снять с учёта?
Достаточно ли для этого простого волеизъявления судовладельца или нужно документально подтвержденное основание?
Ответ мне пришёл из Главного управления МЧС России по Самарской области.
Постановка катера на учет в ГИМС
В настоящее время желающие иметь катер должны заботиться не только о том, какую модель выбрать, но и о получении прав на его управление, а также о постановке водного транспорта на учет в ГИМС. Что необходимо знать, чтобы без проблем поставить катер на учет?
- -паспорт владельца транспортного средства или другой документ, удостоверяющий личность;
- -договор купли-продажи катера, товарный чек. Если договор отсутствует, вам необходимо будет пригласить в ГИМС двух свидетелей заключения сделки, которые должны будут письменно подтвердить ваше право на собственность;
- -заявление о постановке на учет установленного образца;
- -если двигатель приобретался отдельно, документы на него;
- -технический паспорт на катер и двигатель, а также инструкцию по эксплуатации;
- -оплаченная квитанция.
Многобуквица по сути вопроса
Итак, у Вас лодка которая по всем критериям не подлежит регистрации. Каков её правовой статус? Такой же как у велосипеда, роликов и коньков или полноценный статус маломерного судна? Ответ на этот вопрос дается в п. 3 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ и в ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ: маломерным считается судно, длина которого не больше 20 метров, а пассажировместимость не больше 12 человек.
Таким образом, законодатель не делает особых различий в правовом статусе лодок подлежащих регистрации и «нерегистратов». «Сильвер» с 200 л.с., надувастик с движком 5 л.с., водный велосипед, прогулочная гребная лодка и даже какой-нибудь двухметровый «Нырок» с силовой установкой не более 1 человеческой силы с веслами в руках, — всё это маломерные суда.
Как известно, если маломерное судно (далее — МС) не подлежит государственно регистрации, на него не нужно прав, судового билета и номеров. Тем не менее эти суда остаются поднадзорными ГИМС. Передвигаясь по акватории на таком судне, Вы всё равно обязаны обеспечивать нормы снабжения МС, касающиеся безопасности пассажиров, знать и соблюдать Правила плавания и т.д. «Алкогольная» статья, кстати, на судоводителей «нерегистратов» распространяется целиком и полностью.
Ну так что же с документами?
Документы для регистрации лодки
Для регистрации необходим, следующий пакет документов:
- чек или договор о купли-продажи плавательного средства, либо договор о перехождение средства в дар
- ИНН
- технические паспорт(а) на лодку и мотор (если он имеется)
- паспорт, хозяина лодки
- заявление
- квиток, подтверждающий уплату государственной пошлины
- паспорт, свидетельствующий о прохождение технического осмотра
Только одного сбора документов, регистрация проходит в несколько этапов:
- В самом ГИМС, (либо можно вызвать оттуда инспектора) происходит наружный осмотр на берегу и испытания на воде плавательного средства и на этом основании составляется акт.
- В случае успешного осмотра, пакет документов отдается в тот же ГИМС
- После постановки на учет, выдается судовой билет, срок его выдачи составляет от одной до трех недель.
- После получения билета, на лодку наносятся бортовые номера.
После успешно завешенной регистрации не нужно забывать о прохождение технического осмотра один раз в пять лет!
Регистрация доступна любому гражданину РФ, достигшему возраста шестнадцати лет.
Если плавсредство без документов
Бумаги на плавсредство отсутствуют по разным причинам. Они нередко теряются, но иногда лодка переходит в наследство без таковых в наличии. Первый случай подразумевает регистрацию, которую можно просто восстановить. Второй случай подразумевает, что правоустановления нет, особенно если лодка оборудовалась еще во времена СССР. Избавляться от имущества в отчаянии не стоит. Получить право собственности на лодку без документов можно, но через суд. В гимсе для этого нужно сделать следующее:
- посетить и подать заявление по образцу;
- в заявлении обязательно указать правдивую информацию о техническом состоянии судна;
- в ответ поступит официальный отказ о регистрации, но этого требуют правила;
- с имеющимся отказом можно обратиться в суд;
- здесь подается заявление и прикладывается документ, полученный в инспекции;
- за подачу иска предусматривается госпошлина;
- на судебном заседании предоставляются новые доказательства;
- решение суда выдается на руки.
После суда можно узаконить право собственности на лодку. Необходимо опять отправиться в ГИМС, где сотрудники должны будут зарегистрировать имущество. Особенно долго восстанавливать свидетельство о техническом осмотре, паспорт и другие бумаги. Для полного комплекта они обязательные и другого выхода нет.
Особенности документов для регистрации
Без документов лодка фактически не допускается к передвижению. Судовладелец или уполномоченное лицо может произвести все оформления по доверенности. Чтобы сократить сроки оформления в ГИМС желательно предоставить:
- Заполненную регистрационную карточку. Для физического лица это форма №4, а для юридического №5.
- Если оформлением занимается доверенное лицо, то предъявляется паспорт доверителя. Документ владельца нужен, если вопросом оформления он занимается сам.
На судно и мотор, если он подвесной должны быть следующие документы:
- справка-счет;
- товарный чек;
- договор купли-продажи;
- свидетельство о праве на наследство;
- иные правоустанавливающие документы.
Если судно снабжено бумагами иностранного образца, на государственную регистрацию нужно предоставить легализованные образцы. Обычно процедура организуется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях. Правоустанавливающие бумаги проверяются на юридическое соответствие. Государственная регистрация прав на такой экземпляр осуществляется также, ГИМСом.
Вопросы государственной регистрации лодки без документов
Государственная инспекция по маломерным судам потребует некоторые сведения от владельцев. При этом заявленные в бумагах характеристики должны соответствовать техническим особенностям техники. Специалистами также будет оценено состояние лодки. Для регистрации потребуется следующее:
- договор купли-продажи. Среди прочих бумаг потребуются договор-дарения, доверенность, свидетельство о передачи наследства.
- Паспорт гражданина РФ.
- ИНН.
- Квитанция об оплате госпошлины.
На лодку и мотор необходимо предоставить техпаспорт.
Существуют установленные законодательством сроки – 10 дней, чтобы оформлять бумаги после покупки или получения в дар. Иные случаи предусматривают административную ответственность или помещение на штрафную стоянку. Как восстановить документы на лодку после этого срока ответить сложно, поскольку нюансов решения вопроса существует несколько.
Мы разобрались, на какой лодочный мотор не нужны права. Государственная регистрация, получение прав сегодня обязательны лишь в отношении маломерного водного транспорта. Но что им является по обновленным нормам?
Маломерное судно соответствует следующим характеристикам:
- Длина — не более 20 м.
- Число пассажиров — не более 12.
- Масса — более 200 кг.
- Мощность двигателя — более 8 кВт (или 10,88 л. с.)
Будьте внимательны: масса маломерного судна высчитывается по ГОСТ Р ИСО-8666-2012. По нему берется в расчет не вес фактически установленного на лодку мотора. А вес самого тяжелого двигателя наибольшей мощности, допустимой для судна данного типа.
Лодки, которые вместе со снаряжением весят меньше 200 кг от постановки на учет освобождаются. На регистрацию можно не ставить имущество с моторами, чья мощность менее 10 л.с. Можно не регистрировать маломерные суда, предназначенные для перевозки пассажиров, но если вместимость не более 12 человек. Еще одно ограничение касается длины моторки – до 20 метров. Как оформить лодку в гимс без документов для этих категорий судов не имеет значения.
По законодательству (приказ МЧС РФ № 500 от 2005 г.) не подлежат внесению в реестр надувные лодки без мотора массой до 200 кг. Однако разрешение действует только для внутренних водных объектов РФ. При перемещении вдоль рек, граничащих с государственными границами, по закрытым водным ресурсам процедура регистрации надувных лодок обязательна.
Бумаги для регистрации
Государственная инспекция по маломерным судам потребует некоторые сведения от владельцев. При этом заявленные в бумагах характеристики должны соответствовать техническим особенностям техники. Специалистами также будет оценено состояние лодки. Для регистрации потребуется следующее:
- договор купли-продажи. Среди прочих бумаг потребуются договор-дарения, доверенность, свидетельство о передачи наследства.
- На лодку и мотор необходимо предоставить техпаспорт.
- Паспорт гражданина РФ.
- ИНН.
- Квитанция об оплате госпошлины.
Существуют установленные законодательством сроки – 10 дней, чтобы оформлять бумаги после покупки или получения в дар. Иные случаи предусматривают административную ответственность или помещение на штрафную стоянку. Как восстановить документы на лодку после этого срока ответить сложно, поскольку нюансов решения вопроса существует несколько.